Роль образования в развитии личности обучающегося

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:10, лекция

Краткое описание

Сегодня всех педагогов объединяет общее стремление выйти за рамки традиционного обучения и воспитания, найти новые подходы к организации образовательного процесса, новые методики и новые технологии обучения и воспитания, которые отвечали бы принципу природосообразности и создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, - забота о всестороннем развитии личности ученика.

Файлы: 1 файл

Роль образования в развитии личности обучающегося.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    Педагог сможет максимально содействовать  развитию способности обучающегося осознать свое «Я» в связи с другими людьми и миром в его разнообразии, осмыслить свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, если будет формировать у воспитанников рефлексию как универсального способа построения отношений к собственной деятельности17.

    Личностно ориентированное обучение направлено на развитие и становление личности школьника, ориентацию на познавательные, нравственные, духовные ценности. Модернизация  образования с учетом развития и становления личности школьника предполагает создание такой системы ценностей в учебном процессе, которая бы позволила осуществить созидание личности школьника в процессе усвоения социального опыта и его вхождение с помощью взрослых в самый широкий контекст существования и развития культуры и ее ценностных оснований. Современные ученые включают ценностные ориентации в сложившуюся систему личности, придавая им значение наиболее глубинных, «ядерных» образований.

    Таким образом, учебно-воспитательный процесс должен обеспечить  школьнику такие ценностные ориентации, которые бы определяли поведение личности, планирование ее будущего, ее участие в формировании общественных норм и ценностей, создавая основы для развития и становления личности школьника, обеспечивая его дальнейшую жизнедеятельность. Для этого в современной системе образования необходимо создание особых условий трансляции и становления ценностных ориентаций личности, к таким условиям можно отнести следующие18:

  1. Осознание каждого предмета в образовательном учреждении особой гуманитарной и гуманистической направленности, что обеспечит наиболее полное вхождение обучающихся в широкий контекст общечеловеческой культуры, их всестороннего развития;
  2. Создание  особых гуманистических установок для каждого педагога: установок на принятие каждого воспитанника как автономной личности, готовность поддержать и помочь, отсутствие диктата и навязывания своих мнений в межличностном общении, доверии к возможностям ребенка, даже вопреки неверию в самого себя и его родителей;
  3. Создание условий для самовыражения обучающихся, актуализации их потребностей и возможностей действовать в любой сфере деятельности, обретая таким образом стимулы развития;
  4. Создание установок на творчество, обучение по многим предметам в образовательных учреждениях должно строиться на основе постановки продуктивных задач, подразумевающих наличие значительного творческого потенциала и их создателей. Критерием эффективности обучения становятся продукты учебной и  творческой деятельности учащихся.
  5. Обеспечивая развитие и становление личности воспитанника в процессе обучения, необходимо формировать у него следующие ценности:
  • нравственные качества личности;
  • социально-культурные ценности;
  • интеллектуально-культурные ценности;
  • эстетические ценности.

    Нравственные  качества личности представляют глубинные  слои личности. Каждый предмет должен быть нацелен на формирование у школьников доброты, милосердия, человеколюбия, честности.

    Социально–культурные  ценности включают ценности коммуникации, самоотношений, которые проявляются  в общении учащихся друг с другом, в парной, групповой, коллективной формах сотрудничества в процессе обучения. Здесь важны такие принципы общения, как:

  • доверчивость,
  • серьезность,
  • такт,
  • надежность,
  • терпимость,
  • порядочность в отношении с другими.

    Интеллектуально-культурные ценности предполагают высокую ценность интеллектуальной деятельности, научного осмысления действительности, способность к глубокому, вдумчивому анализу различных явлений. 

    Эстетические  ценности связаны с умением воспитанников наслаждаться произведениями искусства, красотой окружающего мира и красотой человеческих отношений, и на этой основе выстраивать свои отношения с окружающим миром.

    Образовательная система должна быть направлена на создание и формирование иных ценностных ориентаций для нового поколения. При  этом необходимо понимать, что процесс  освоения личностью социально-исторических ценностей далеко не прямолинеен, поэтому необходимо, чтобы все взаимосвязи, взаимодействия на воспитанника были им осознаваемы и целенаправленно организуемы через предметные области и через специальные программы образовательного учреждения. Каждая отдельная личность оказывает более или менее существенное влияние на ценности другого и  того общества, в котором существует.

    Таким образом, чтобы обеспечить развитие и становление личности воспитанника в учебном процессе с позиций  личностно ориентированного подхода, педагог постоянно должен формировать у него активную и устойчивую направленность на саморазвитие, самоопределение и самореализацию сущностных сил  в дальнейшей жизнедеятельности, при этом сам педагог должен постоянно самоизменяться, самосовершенствоваться.

    Все эти условия исключают из образовательных учреждений жесткую регламентацию деятельности учащихся как традиционный метод воздействия, одновременно снимает и слепое послушание обучающегося взрослому, зато усиливает роль этикета во взаимоотношениях «учитель - ученик», приближает стиль и формы общения к этическим нормам современной культуры.

     Таким образом, глобальной целью образования  на современном этапе становиться  гармоничное развитие подрастающего  поколения. Образование XXI века требует коренных преобразований не только в подходах к личности учащегося, но и в качественно новом осуществлении педагогической деятельности, в определении не только целей и задач российского образования, но и имиджа педагога.

Информация о работе Роль образования в развитии личности обучающегося