Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:27, реферат
Практически любая проблема образования, так или иначе, связана с необходимостью обучения, воспитания и развития личности учащегося. В решении любой проблемы образования исследователи сталкиваются с необходимостью определения понятия личности, в том числе понятия личности учащегося.
II. Личность - это человек, обладающий
нормально сформированной
Для всех определений
В таком случае, проблемы
образования решаются при
На наш взгляд, определения
второй группы шире первого
подхода и на первый план
выводят человека с учетом
его разнообразных качеств (
Так же как и в определении
понятия личности, в выделении
качеств, характеризующих
В частности выделяют
Распространенным является подход, при котором выделяются стороны развития личности - духовно-нравственная, физическая, интеллектуальная и т.д.
Важными чертами личности, по
мнению других исследователей, являются
- активное созидание,
При этом считается, что
важнейшей характеристикой
Важным нам представляется подход, одобренный ЮНЕСКО, согласно которому личностью является человек с высоким уровнем сформированности пяти основных компетенций:
Политические и социальные компетенции.
Межкультурные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Компетенции, связанные с возникновением общества информации.
Компетенции, реализующие способность и желание учиться.
Это европейский стандарт личности. Мы его уже рассматривали выше.
Нам представляется возможным
предложить несколько иной
интересы, потребности (мотивы, в том числе познавательные);
цели (социально и личностно значимые);
чувства и эмоции;
способности;
личный опыт, в основе которого лежат умения;
личный опыт, в основе которого лежат знания.
При любом подходе к
Свойства личности включают в себя и общее, и особенное, и единичное. Особенное в личности обозначается понятием индивидуальность.
Индивидуальность - это особенности
характера, психического
По мнению С.Л. Рубинштейна:
Индивидуальность можно
Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее [288].
В структуре личности выделяются и такие компоненты, как первичные потребности в пище, сне, одежде; биологические свойства; характер, воля; самосознание; социальный опыт; высшие духовные потребности (познавательные, нравственные, эстетические); мотивы поведения и деятельности. Источник активности личности - его потребности в виде желаний и влечений. Благодаря сознанию и самосознанию, потребность становится мотивом поведения и деятельности человека.
Рассматривая процесс
Рис. 6. Внешние и внутренние воздействия на личность,
определяющие ее развитие
Общим подходом является
выделение групп факторов
Ведущим фактором является
образование, как специально
Рис. 7. Группы факторов развития личности
Рис. 8. Образование как фактор развития личности
Характер влияния, роль
Основным, на наш взгляд, возрастным признаком, подлежащим учету в образовательном процессе и организации деятельности личности является признак сензитивности, то есть наличия периодов развития, когда наиболее интенсивно развивается то, или иное качество личности.
Развитие личности проходит
ряд периодов. Подходов к возрастной
периодизации существует
до одного года - общение (младенчество);
от 1 года до 3 лет - вербальное общение и практический интеллект;
от 3-4 лет до 6-7 лет - игра в ролевой форме, обеспечивающая развитие общения и предметной деятельности (дошкольный возраст);
от 6-7 лет до 9-10 лет - учение обеспечивает формирование интеллектуальных и познавательных способностей;
от 9-10 лет до 13-14 лет - трудовая деятельность и интимно-личностное общение (подростковый возраст)
от 13-14 лет до 16-17 лет - интимно-личностное общение становится ведущим (старший школьный возраст)
Мы в своем исследовании
можем ориентироваться еще и
на выделение этапов развития
подростков и старших
I этап: с 9-10 лет до 11-12 лет - физическое развитие;
II этап: с 11-12 лет до 13-14 лет - интеллектуальное;
III этап: с 13-14 лет до 15-16 лет - развитие социальной сферы;
IV этап: с 15-16 лет до 18-19 лет - духовное развитие.
В каждом периоде развития
личности учащегося, согласно
определению понятия личности, важным
является вопрос о его
Информация о работе Личность учащегося - объект и субъект образования