Личность учащегося - объект и субъект образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:27, реферат

Краткое описание

Практически любая проблема образования, так или иначе, связана с необходимостью обучения, воспитания и развития личности учащегося. В решении любой проблемы образования исследователи сталкиваются с необходимостью определения понятия личности, в том числе понятия личности учащегося.

Файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ.docx

— 24.22 Кб (Скачать)

II. Личность - это человек, обладающий  нормально сформированной психикой, с комплексом общественно и  личностно значимых качеств, активно  выполняющий систему социальных  ролей, то есть включенный в  систему общественных отношений. 

 

 Для всех определений характерно  понимание того, что личность  неотделима от человека.

 

 В таком случае, проблемы  образования решаются при целостном  понимании человека и личности.

 

 На наш взгляд, определения  второй группы шире первого  подхода и на первый план  выводят человека с учетом  его разнообразных качеств (сторон, компетенций, свойств и т.п.).

 

 Так же как и в определении  понятия личности, в выделении  качеств, характеризующих человека  как личность, единого подхода  нет ни в философии, ни в  социологии, ни в психологии, ни  в педагогике.

 

 В частности выделяют следующие  характеристики личности - разумность, ответственность, свобода, личное  достоинство, индивидуальность, общественная  активность, принципиальность, твердость  нравственных взглядов и убеждений  (С.Л. Рубинштейн, В.П. Тугаринов, И.Ф. Харламов и др.).

 

 Распространенным является  подход, при котором выделяются  стороны развития личности - духовно-нравственная, физическая, интеллектуальная и  т.д. 

 

 Важными чертами личности, по  мнению других исследователей, являются - активное созидание, способность  чутко улавливать новые общественные  потребности, самостоятельность  в освоении нравственных моральных  норм (нормотворчество), способность  действовать по собственному  убеждению в сложных ситуациях,  твердая воля, характер, мужество, инициатива, решительность, гибкий ум [147, 151, 260 и др.].

 

 При этом считается, что  важнейшей характеристикой личности  является ее индивидуальность, которая  «выражает стремление отдельного  человека быть непохожим на  других, иметь какие-либо своеобразные  черты своего внешнего и внутреннего  облика. Какую бы деятельность  личность не осуществляла, она  всегда носит неповторимые особенности  - ее результаты оригинальны и  неповторимы. Во все исторические  времена подлинное образование  стремится воспитать в человеке  личность, способную к творческим  делам и поступкам» [146, с.54].

 

 Важным нам представляется  подход, одобренный ЮНЕСКО, согласно  которому личностью является  человек с высоким уровнем  сформированности пяти основных компетенций:

Политические и социальные компетенции.

Межкультурные компетенции.

Коммуникативные компетенции.

Компетенции, связанные с возникновением общества информации.

Компетенции, реализующие способность  и желание учиться.

 

 Это европейский стандарт  личности. Мы его уже рассматривали  выше.

 

 Нам представляется возможным  предложить несколько иной вариант  выделения сторон (качеств) личности, основанный на учете особенностей  «Я - сферы» (И.С. Кон и др.).  В  этом случае мы выделяем следующие  основные компоненты «Я - сферы»:

интересы, потребности (мотивы, в том  числе познавательные);

цели (социально и личностно  значимые);

чувства и эмоции;

способности;

личный опыт, в основе которого лежат умения;

личный опыт, в основе которого лежат знания.

 При любом подходе к определению  признаков понятия личность важно  иметь в виду, что его носителем  является человек. Человек при  этом выступает как биологическое,  как социальное, как деятельное  существо. Человек, прежде всего, - живое, природное существо, обладающее  сравнительно устойчивым генотипом.  Это состояние обозначается понятием  индивид. Личность же - это общественное  существо, носитель общественного  сознания. Помимо этого, личность - это человек как субъект активной  дея­тельности, следовательно, носитель сознания и самосознания.

 

 Свойства личности включают  в себя и общее, и особенное,  и единичное. Особенное в личности обозначается понятием индивидуальность.

 

 Индивидуальность - это особенности  характера, психического склада, совокупность характерных признаков,  в том числе и биологических,  отличающих одну личность от  другой.

 

 По мнению С.Л. Рубинштейна: 

Индивидуальность можно трактовать только как взаимосвязь свойств  личности с качествами человека как  вида.

Личность тем значительнее, чем  больше в индивидуальном преломлении  в ней представлено всеобщее [288].

 

 В структуре личности выделяются и такие компоненты, как первичные потребности в пище, сне, одежде; биологические свойства; характер, воля; самосознание; социальный опыт; высшие духовные потребности (познавательные, нравственные, эстетические); мотивы поведения и деятельности. Источник активности личности - его потребности в виде желаний и влечений. Благодаря сознанию и самосознанию, потребность становится мотивом поведения и деятельности человека.

 

 Рассматривая процесс формирования  и развития личности, мы стремимся  максимально полно учесть единство  внешних и внутренних факторов, определяющих  изменения, происходящие  с личностью в результате образования  (рис. 6). На личность действует  множество факторов. Благодаря этим  воздействиям человек изменяется, развивается. Развитие - это сложный  и противоречивый процесс приобретения  человеком новых качеств и  их совершенствования. 

 

 Рис. 6. Внешние и внутренние  воздействия на личность,

 определяющие ее развитие

 

 Общим подходом является  выделение групп факторов развития  личности (рис. 7).

 

 Ведущим фактором является  образование, как специально организованный  процесс, имеющий цель, осуществляемый  подготовленными людьми, и опирающийся  на теорию (рис. 8).

 

 Рис. 7. Группы факторов развития  личности 

 

  Рис. 8. Образование как фактор  развития личности 

 

 Характер влияния, роль отмеченных  факторов в развитии личности  в значительной степени определяется  возрастом человека, носителя личностных  качеств. 

 

 Основным, на наш взгляд, возрастным признаком, подлежащим учету в образовательном процессе и организации деятельности личности является признак сензитивности, то есть наличия периодов развития, когда наиболее интенсивно развивается то, или иное качество личности.

 

 Развитие личности проходит  ряд периодов. Подходов к возрастной  периодизации существует достаточно  много как в историческом плане  (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и  др.), так в современной науке.  Из всего многообразия подходов  наиболее соответствующим проблеме  нашего исследования показался  подход Д.Б. Эльконина. Он выделяет и рассматривает следующие периоды и ведущие виды деятельности: 

до одного года - общение (младенчество);

от 1 года до 3 лет - вербальное общение  и практический интеллект;

от 3-4 лет до 6-7 лет - игра в ролевой  форме, обеспечивающая развитие общения  и предметной деятельности (дошкольный возраст);

от 6-7 лет до 9-10 лет - учение обеспечивает формирование интеллектуальных и познавательных способностей;

от 9-10 лет до 13-14 лет - трудовая деятельность и интимно-личностное общение (подростковый возраст)

от 13-14 лет до 16-17 лет - интимно-личностное общение становится ведущим (старший  школьный возраст)

 

 Мы в своем исследовании  можем ориентироваться еще и  на выделение этапов развития  подростков и старших школьников:

 

I этап: с 9-10 лет до 11-12 лет - физическое  развитие;

 

II этап: с 11-12 лет до 13-14 лет - интеллектуальное;

 

III этап: с 13-14 лет до 15-16 лет  - развитие социальной сферы; 

 

IV этап: с 15-16 лет до 18-19 лет - духовное  развитие.

 

 В каждом периоде развития  личности учащегося, согласно  определению понятия личности, важным  является вопрос о его социальной  и познавательной направленности. Ответ на этот вопрос мы  можем дать, только рассмотрев  проблему деятельности учащихся.


Информация о работе Личность учащегося - объект и субъект образования