Возможные сценарии выхода
из кризиса: увольнение, освоение новой
специальности в рамках той же
профессии, переход на более высокую
должность.
Одним из продуктивных
вариантов снятия кризиса является
переход на следующую стадию
профессионального становления
— стадию мастерства.
6. Стадия мастерства характеризуется
творческим и инновационным уровнем
выполнения профессиональной деятельности.
Движущим фактором дальнейшего
профессионального развития личности
становится потребность в самореализации,
самоосуществлении. Профессиональная
самоактуализация личности приводит к
неудовлетворенности собой, окружающими
людьми.
Кризис нереализованных
возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной
самоактуализации, — это душевная смута,
бунт против себя. Продуктивный выход
из него — новаторство, изобретательство,
стремительная карьера, социальная и профессиональная
сверхнормативная активность. Деструктивные
варианты разрешения кризиса — увольнение,
конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм,
создание новой семьи, депрессия.
Следующий нормативный
кризис профессионального развития
обусловлен уходом из профессиональной
жизни. По достижении определенной
возрастной границы человек уходит
на пенсию. Предпенсионный период для
многих работников приобретает кризисный
характер. Это связано с необходимостью
усвоения новой социальной роли и поведения.
Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального
поля и контактов, снижение финансовых
возможностей. Острота протекания кризиса
утраты профессиональной деятельности
зависит от характера трудовой деятельности
(работники физического труда переживают
его легче), семейного положения и здоровья.
Для снятия кризисных явлений оправданно
было бы проводить курсы по подготовке
к уходу на пенсию, тренинги социально-экономической
взаимопомощи, организовывать клубы досуга
пенсионеров.
8. После ухода на пенсию
начинается социально-психологическое
старение. Оно проявляется в ослаблении
интеллектуальных процессов, повышении
или снижении эмоциональных переживаний.
Снижается темп психической деятельности,
появляется настороженность к
нововведениям, ко всему новому,
наблюдается постоянная погруженность
в прошлое и ориентация на
прошлый опыт. Отмечается также
пристрастие к морализированию
и осуждению поведения молодежи,
четко прослеживается противопоставление
своего поколения поколению, идущему
на смену. Неудачно прожитая
жизнь завершается страхом смерти,
постоянными жалобами на здоровье,
близких родственников, упущенные
возможности. Эта неудовлетворенность
современной жизнью обусловлена
укорочением жизненной перспективы,
аморфностью профессиональной идентичности,
социальной изоляцией и одиночеством.
Назовем это беспокойное и
тревожное состояние души кризисом
социально-психологической адекватности.
Каковы же способы преодоления
этого кризиса? Психологические
исследования последних лет показывают,
что пожилые люди могут активно
противостоять наступлению беспомощной
старости. Л.И. Анциферова отмечает, что
условием преодоления развивающегося
кризиса может стать определение
областей приложения накопленного опыта,
в которых можно получить подтверждение
своей полезности, нужности. "Новые
старики" могут осваивать и
новые профессии, не говоря уже о
совершенствовании в привычных
сферах профессиональной деятельности1.
Пожилые люди могут, наконец, заняться
обобщением своего индивидуального опыта
в форме книги воспоминаний, любительскими
видами декоративно-прикладных ремесел
и т.п. Главное — насытить жизнь активной
деятельностью. В настоящее время актуальным
становится обеспечение полноценной социально-профессиональной
деятельности пожилых людей.
Мы рассмотрели основные
нормативные кризисы профессионального
становления личности. Каждый из
них отличается своеобразием
профессиональной ситуации развития
и индивидуально окрашенными
способами выполнения ведущей
деятельности. Помимо нормативных кризисов
профессиональное становление сопровождается
ненормативными, обусловленными жизненными
обстоятельствами. Такие события, как
вынужденное увольнение, переквалификация,
смена места жительства, перерывы в работе,
связанные с рождением ребенка, потеря
трудоспособности вызывают сильные эмоциональные
переживания и часто приобретают отчетливо
выраженный кризисный характер.
К эффективным психотехнологиям
преодоления кризисов профессионального
становления относятся психопрофилактика
кризисов, диагностика социально-профессиональных
качеств личности как информационная
основа коррекции профессионально-психологического
профиля личности, тренинги личностного
и профессионального роста, рефлексия
профессионального развития и составление
альтернативных сценариев профессиональной
жизни, индивидуальное консультирование,
прогноз желаемых профессиональных достижений.
Психотехнологии преодоления кризисов
профессионального становления создают
условия для прогрессивного целенаправленного
профессионального становления, способствуют
профессиональной самоактуализации работников.
Э.Ф. Зеер выделяет основные
факторы кризисов профессионального становления:
1. Сверхнормативная активность
как следствие неудовлетворенности
своим положением, своим статусом.
2. Социально-экономические
условия жизнедеятельности человека
(сокращение рабочих мест, ликвидация
предприятия, переезд).
3. Возрастные психофизиологические
изменения (ухудшение здоровья, снижение
работоспособности, синдром "эмоционального
сгорания").
4. Вступление в новую
должность (а также - участие
в конкурсах на замещение, в
аттестациях и т.д.).
5. Полная поглощенность
профессиональной деятельностью.
6. Изменения в жизнедеятельности
(смена местожительства, перерыв
в работе, "служебный роман").
Кризисы часто сопровождаются
нечетким осознанием недостаточного
уровня своей компетентности
и профессиональной беспомощности.
3. Факторы, влияющие
на кризисы профессионального
становления
Основываясь на концепции
профессионального становления
личности, кризисы можно определить
как резкие изменения вектора
ее профессионального развития. Непродолжительные
по времени, они наиболее ярко проявляются
при переходе от одной стадии профессионального
становления к другой. Кризисы
протекают, как правило, без ярко
выраженных изменений профессионального
поведения. Однако происходящая перестройка
смысловых структур профессионального
сознания, переориентация на новые
цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной
позиции подготавливают смену способов
выполнения деятельности, ведут к
изменению взаимоотношений с
окружающими людьми, а в отдельных
случаях — к смене профессии.
Подробнее рассмотрим
факторы, детерминирующие кризисы
профессионального развития. В качестве
детерминант могут выступать
постепенные качественные изменения
способов выполнения деятельности.
На стадии первичной профессионализации
наступает момент, когда дальнейшее
эволюционное развитие деятельности,
формирование ее индивидуального
стиля невозможны без коренной
ломки нормативно одобряемой
деятельности. Личность должна совершить
профессиональный поступок, проявить
сверхнормативную активность либо
смириться. Сверхнормативная профессиональная
активность может выразиться
в переходе на новый образовательно-квалификационный
либо творческий уровень выполнения
деятельности.
Другим фактором, инициирующим
кризисы профессионального становления,
может стать возросшая социально-профессиональная
активность личности вследствие ее неудовлетворенности
своим социальным и профессионально-образовательным
статусом. Социально-психологическая
направленность, профессиональная инициатива,
интеллектуально-эмоциональная напряженность
нередко приводят к поиску новых
способов выполнения профессиональной
деятельности, путей ее совершенствования,
а также к смене профессии
или места работы.
В качестве факторов, порождающих
профессиональные кризисы, могут выступать
социально-экономические условия
жизнедеятельности человека: ликвидация
предприятия, сокращение рабочих мест,
неудовлетворительная зарплата, переезд
на новое местожительство и др.
Факторами, обусловливающими
кризис профессионального развития,
становятся возрастные психофизиологические
изменения: ухудшение здоровья, снижение
работоспособности, ослабление психических
процессов, профессиональная усталость,
интеллектуальная беспомощность, синдром
"эмоционального сгорания" и т.д.
Профессиональные кризисы
нередко возникают при вступлении
в новую должность, участии в
конкурсах на замещение вакантной
должности, аттестации и тарификации
специалистов.
Наконец, фактором длительного
кризисного явления может стать
полная поглощенность профессиональной
деятельностью. Кризисы профессионального
развития могут инициироваться изменениями
жизнедеятельности (смена местожительства;
перерыв в работе, связанный с
уходом за малолетними детьми; "служебный
роман" и т.п.).
Кризисные явления
нередко сопровождаются нечетким
осознанием недостаточного уровня
своей компетентности и профессиональной
беспомощностью. Иногда наблюдаются
кризисные явления при уровне
профессиональной компетентности,
более высоком, чем требуется
для выполнения нормативной работы.
Как следствие возникает состояние
профессиональной апатии и пассивности.
Л.С. Выготский при
анализе возрастных кризисов
выделил три фазы: предкритическую,
собственно критическую и посткритическую.
По его мнению, в первой фазе происходит
обострение противоречия между субъективной
и объективной составляющими социальной
ситуации развития; в критической фазе
это противоречие начинает проявляться
в поведении и деятельности; в посткритической
— противоречие разрешается путем образования
новой социальной ситуации развития.
Основываясь на этих положениях,
можно анализировать кризисы
профессионального развития личности.
1. Предкритическая фаза
обнаруживается в неудовлетворенности
существующим профессиональным
статусом, содержанием деятельности,
способами ее реализации, межличностными
отношениями. Эта неудовлетворенность
не всегда отчетливо осознается,
но проявляется в психологическом
дискомфорте на работе, раздражительности,
недовольстве организацией, оплатой
труда, руководителями и т.п.
2. Критическая фаза отличается
осознанной неудовлетворенностью реальной
профессиональной ситуацией. Намечаются
варианты ее изменения, проигрываются
сценарии дальнейшей профессиональной
жизни, усиливается психическая напряженность.
Противоречия усугубляются, и возникает
конфликт, который становится ядром кризисных
явлений.
Анализ конфликтных ситуаций
в кризисных явлениях позволяет
выделить следующие типы конфликтов
профессионального развития личности:
мотивационный, обусловленный
потерей интереса к учебе, работе, утратой
перспектив профессионального роста,
дезинтеграцией профессиональных ориентации,
установок, позиций;
когнитивно-деятельностный,
детерминированный неудовлетворенностью
содержанием и способами осуществления
учебно-профессиональной и профессиональной
деятельности;
поведенческий, обусловленный
противоречиями в межличностных отношениях
в первичном коллективе, неудовлетворенностью
своим социально-профессиональным статусом,
положением в группе, уровнем зарплаты
и т.п.
Конфликт сопровождается
рефлексией, ревизией учебно-профессиональной
ситуации, анализом своих возможностей
и способностей.
3. Разрешение конфликта
приводит кризис в посткритическую
фазу. Способы разрешения конфликтов могут
иметь конструктивный, профессионально-нейтральный
и деструктивный характер.
Конструктивный выход
из конфликта предполагает повышение
профессиональной квалификации, поиск
новых способов выполнения деятельности,
изменение профессионального статуса,
смену места работы и переквалификацию.
Такой путь преодоления кризисов
требует от личности проявления сверхнормативной
профессиональной активности, совершения
поступков, которые прокладывают новое
русло для ее профессионального
развития.
Профессионально-нейтральное
отношение личности к кризисам приводит
к профессиональной стагнации, равнодушию
и пассивности. Личность стремится
реализовать себя вне профессиональной
деятельности: в быту, различного рода
хобби, садоводстве и т.п.
Деструктивные последствия
кризисов выражаются в нравственном
разложении, профессиональной апатии,
пьянстве, безделье.
Заключение
1. Кризисы профессионального
становления выражаются в изменении
темпа и вектора профессионального
развития личности. Факторами, детерминирующими
кризисы, выступают:
- возрастные психофизиологические
изменения;
- изменение социально-профессиональной
ситуации;
- качественная перестройка
способов выполнения профессиональной
деятельности;
- тотальная погруженность
в социально-профессиональную среду;
- социально-экономические условия
жизнедеятельности;
- служебные и жизненно важные
события.
Кризисы могут протекать
кратковременно, бурно или постепенно,
без ярко выраженных изменений
профессионального поведения. В
любом случае они порождают
психическую напряженность, неудовлетворенность
социально-профессиональной средой,
собой.