Введение
Важное место в профессиональном
становлении личности принадлежит
кризисам. Кризисы профессионального
становления выражаются в изменении
темпа и вектора профессионального
развития личности, сопровождаются перестройкой
смысловых структур профессионального
сознания, переориентацией на новые
цели, коррекцией социально-профессиональной
позиции. Это отмечали в своих
работах психологи Л.И.Анцыферова,
Н.В.Гришина, Э.Ф.Зеер, ЕА.Климов, А.К.Маркова,
Л.М.Митина и др. Знание психологических
механизмов, закономерностей и особенностей
кризисных явлений позволит их учитывать
и конструктивно преодолевать. Кризисы
нельзя игнорировать, не замечать. Уход
от них грозит человеку профессиональной
дезадаптацией, крушением профессиональных
надежд, несостоятельностью профессиональной
биографии.
Кризисы профессионального
становления личности не стали
еще предметом пристального изучения
психологов. Кризисы же психического
развития, возрастные и жизненные
кризисы широко представлены
в психологических исследованиях.
Прежде чем рассматривать кризисы
профессионального становления,
проведем краткий анализ интерпретации
различных кризисов личности.
1. Типология кризисов
личности
В отечественной психологии
глубоко исследованы кризисы
детства. Обычно выделяют кризис
первого года жизни, кризис 3 лет,
кризис 6 — 7 лет и подростковый
кризис 10— 12 лет (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин и др.). Форма,
длительность и острота переживания кризисов
заметно различаются в зависимости от
индивидуально-типологических особенностей
ребенка, социальных условий, особенностей
воспитания в семье и педагогической системы
в целом.
Кризисы детства возникают
при переходе детей на новую
возрастную ступень и связаны
с разрешением подчас острых
противоречий между сложившимися
у них формами взаимоотношений
с окружающими людьми, а также
возрастными физическими и психологическими
возможностями и притязаниями. Негативизм,
упрямство, капризность, состояние
повышенной конфликтности — характерные
поведенческие реакции детей
в период кризиса.
С 14—16 лет изменение
ведущей деятельности и социальной
ситуации продолжает инициировать
возникновение кризисов психического
развития. Поскольку ведущей деятельностью
взрослого человека становится
учебно-профессиональная и профессиональная,
оправданно называть эти кардинальные
изменения кризисами профессионального
развития личности. Решающее значение
в возникновении этих кризисов
принадлежит смене и перестройке
ведущей деятельности. Разновидностью
профессиональных кризисов являются
творческие кризисы, обусловленные
творческой несостоятельностью, отсутствием
значимых достижений, профессиональной
беспомощностью. Эти кризисы крайне
тягостны для представителей
творческих профессий: писателей,
режиссеров, актеров, архитекторов,
изобретателей и др.
Следующую группу кризисов
обусловливают внутриличностные изменения:
перестройка сознания, бессознательные
впечатления, инстинкты, иррациональные
тенденции — все то, что порождает внутренний
конфликт, рассогласование психологической
целостности. Это кризисы невротического
характера. Они традиционно являются предметом
исследования фрейдистов, неофрейдистов
и других психоаналитических школ
Наряду с названными
группами психологических кризисов
имеется еще один огромный
пласт кризисных явлений, обусловленных
значительными резкими изменениями
условий жизни. Детерминантами
этих жизненных кризисов становятся
такие важные события, как окончание
учебного заведения, трудоустройство,
вступление в брак, рождение ребенка,
смена местожительства, уход на пенсию
и другие изменения индивидуальной биографии
человека. Эти изменения социально-экономических,
временных и пространственных обстоятельств
сопровождаются значительными субъективными
трудностями, психической напряженностью,
перестройкой сознания и поведения.
И наконец, следует
выделить еще одну группу кризисов,
обусловленных критическими обстоятельствами
жизни: драматическими, а иногда
и трагическими событиями. Эти
факторы имеют разрушительный, подчас
катастрофический исход для человека.
Происходит кардинальная перестройка
сознания, пересмотр ценностных ориентации
и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы
на грани человеческих возможностей и
сопровождаются запредельными эмоциональными
переживаниями. Их вызывают такие ненормативные
события, как потеря трудоспособности,
инвалидность, развод, вынужденная безработица,
миграция, неожиданная смерть близкого
человека, лишение свободы и т.п. Назовем
эту группу критическими кризисами.
Общая схема соотношения
разных типов кризисов: а) нормативные
кризисы: кризисы психического развития;
кризисы профессионального становления
- это все возрастные кризисы; б) ненормативные
(необязательные) кризисы: критические
(потеря трудоспособности, развод, безработица,
миграция, лишение свободы…), невротические
кризисы (перестройка сознания, инстинкты,
иррациональные тенденции, т.е. внутренние
конфликты) - это все жизненные кризисы.
Рассмотренные шесть групп
кризисов в жизни каждого человека
переплетены, и когда отдельные
из них совпадают, то кризисы протекают
очень остро, конфликтно.
Предметом нашего анализа
являются кризисы профессионального
развития, а проведенный типологический
анализ позволит рассматривать их на
фоне других кризисов.
2. Психологические
особенности кризисов профессионального
становления
В развиваемой нами
концепции профессионального становления
личности выделены следующие
стадии этого процесса: оптация,
профессиональное образование и
подготовка, профессиональная адаптация,
первичная и вторичная профессионализация
и мастерство. Согласно определению
кризисов, переход от одной стадии
к другой порождает нормативные
кризисные явления. Рассмотрим
их психологические особенности,
следуя логике профессионального
становления.
1. Профессиональное становление
личности начинается со стадии
оптации — формирования профессиональных
намерений. В 14—16 лет, в возрасте
ранней юности, оптанты начинают
профессионально самоопределяться.
К 14 годам у девушек и юношей
уже сформированы разносторонние
знания о мире профессий, имеется
представление о желаемой профессии.
Нужен конкретный профессионально
ориентированный план: продолжить
ли учебу в общеобразовательной
или профессиональной школе. Для
кого-то все решено, кто-то вынужден
уже профессионально определяться.
На стадии оптации происходит
переоценка учебной деятельности:
в зависимости от профессиональных
намерений изменяется и мотивация.
Учеба в старших классах приобретает
профессионально ориентированный
характер, а в профессиональных
учебных заведениях она имеет
отчетливо выраженную учебно-профессиональную
направленность. Есть все основания
считать, что на стадии оптации
происходит смена ведущей деятельности
с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.
Кардинально изменяется
социальная ситуация развития. При
этом неизбежно столкновение
желаемого будущего и реального
настоящего, которое приобретает
характер кризиса учебно-профессиональной
ориентации.
Ядром кризиса является
необходимость выбора способа
получения профессионального образования
или профессиональной подготовки.
Следует подчеркнуть, что в
этом возрасте, как правило, выбирается
вариант продолжения учебы, ориентированной
на определенное профессиональное
поле, а не на конкретную профессию.
Деструктивное разрешение
кризиса приводит к ситуативному
выбору профессиональной подготовки
или профессии, выпадению из
нормальной социальной сферы.
Девушки и юноши попадают в
сообщества с отклоняющимся поведением.
Асоциальное поведение часто является
формой компенсации внутриличностного
конфликта: переживания своей неполноценности,
отторгнутости, ненужности.
2. На стадии профессиональной
подготовки многие учащиеся и
студенты переживают разочарование
в получаемой профессии. Возникает
недовольство отдельными учебными
предметами, появляются сомнения
в правильности профессионального
выбора, падает интерес к учебе.
Наблюдается кризис профессионального
выбора. Как правило, он отчетливо
проявляется в первый и последний
годы профессионального обучения.
За редким исключением этот
кризис преодолевается сменой
учебной мотивации на социально-профессиональную.
Увеличивающаяся год от года профессиональная
направленность учебных дисциплин снижает
неудовлетворенность.
Таким образом, кризис ревизии
и коррекции профессионального
выбора на данной стадии не доходит
до критической фазы, когда неизбежен
конфликт. Можно отметить вялотекущий
характер этого кризиса. Но изменение
социальной ситуации развития и перестройка
ведущей учебно-познавательной деятельности
в профессионально ориентированную
позволяют выделить его в самостоятельный
нормативный кризис профессионального
становления личности.
3. После завершения профессионального
образования наступает стадия
профессиональной адаптации. Молодые
специалисты приступают к самостоятельной
трудовой деятельности. Кардинально
изменяется профессиональная ситуация
развития: новый разновозрастный
коллектив, другая иерархическая
система производственных отношений,
новые социально-профессиональные
ценности, иная социальная роль
и, конечно, принципиально новый
вид ведущей деятельности.
Уже при выборе профессии
молодой человек имел определенное
представление о будущей работе.
В профессиональном учебном заведении
оно значительно обогатилось.
И вот наступило время реального
выполнения, профессиональных функций.
Первые недели, месяцы работы
вызывают большие трудности. Но
они не становятся фактором
возникновения кризисных явлений.
Основная причина психологическая,
являющаяся следствием несовпадения
реальной профессиональной жизни
со сформировавшимися представлениями
и ожиданиями. Несоответствие профессиональной
деятельности ожиданиям вызывает
кризис профессиональных экспектаций.
Переживание этого
кризиса выражается в неудовлетворенности
организацией труда, его содержанием,
должностными обязанностями, производственными
отношениями, условиями работы
и зарплатой.
Возможны два варианта
разрешения кризиса:
конструктивный: активизация
профессиональных усилий по скорейшей
адаптации и приобретению опыта работы;
и деструктивный: увольнение,
смена специальности; неадекватное, некачественное,
непродуктивное выполнение профессиональных
функций.
4. Следующий нормативный
кризис профессионального становления
личности возникает на завершающей
стадии первичной профессионализации,
после 3 — 5 лет работы. К этому
времени специалист освоил и
продуктивно (производительно и
качественно) выполняет нормативно
одобряемую деятельность, определил
свой социально-профессиональный
статус в иерархии производственных
отношений. Динамика прошлого
опыта, инерция профессионального
развития, потребность в самоутверждении
вызывают протест, неудовлетворенность
профессиональной жизнью. Осознанно
или неосознанно личность начинает
испытывать потребность в дальнейшем
профессиональном росте, в карьере.
При отсутствии перспектив профессионального
роста личность испытывает дискомфорт,
психическую напряженность, появляются
мысли о возможном увольнении,
смене профессии.
Стабилизация же всех
сторон профессиональной жизни
способствует профессиональной
стагнации личности: смирению и
профессиональной апатии. Стагнация
может длиться годами, иногда
до ухода на пенсию.
5. Дальнейшее профессиональное
развитие специалиста приводит
его ко вторичной профессионализации.
Особенностью этой стадии является высококачественное
и высокопроизводительное выполнение
профессиональной деятельности. Способы
ее реализации имеют отчетливо выраженный
индивидуальный характер. Специалист
становится профессионалом. Ему присущи
социально-профессиональная позиция,
устойчивая профессиональная самооценка.
Кардинально перестраиваются социально-профессиональные
ценности и отношения, изменяются способы
выполнения деятельности, что свидетельствует
о переходе специалиста на новую стадию
профессионального развития, так как эти
изменения приводят к существенному преобразованию
и социальной ситуации, и ведущей деятельности,
которая характеризуется индивидуальным
стилем и элементами творчества.
Во многих случаях качественное
и высокопродуктивное выполнение деятельности
приводит к тому, что личность перерастает
свою профессию. Усиливается неудовлетворенность
собой, своим профессиональным положением.
Сформировавшееся к этому времени
профессиональное самосознание подсказывает
альтернативные сценарии дальнейшей карьеры,
и не обязательно в рамках данной
профессии. Личность испытывает потребность
в самоопределении и самоорганизации.
Противоречия между желаемой карьерой
и ее реальными перспективами
приводят к развитию кризиса профессиональной
карьеры. При этом серьезной ревизии
подвергается "Я-концепция", вносятся
коррективы в сложившиеся производственные
отношения. Можно констатировать: идет
перестройка профессиональной ситуации
развития.