Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:10, реферат
Кризисы профессионального становления личности не стали еще предметом пристального изучения психологов. Кризисы же психического развития, возрастные и жизненные кризисы широко представлены в психологических исследованиях. Прежде чем рассматривать кризисы профессионального становления, проведем краткий анализ интерпретации различных кризисов личности.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Типология кризисов личности ………….………........................................4
2. Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития…....8
3. Психологические особенности кризисов профессионального становления……………………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список использованной литературы……………………………………..…….26
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
на тему: «Кризисы профессионального становления»
Александровны
Преподаватель: Андрусевич О.А.
доцент
Результат проверки:
Оценка _______
Дата проверки «____»________2012г.
Подпись преподавателя_____________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Типология
кризисов личности ………….………......................
2. Факторы,
детерминирующие кризисы профессионального
развития…....8
3. Психологические
особенности кризисов профессионального
становления…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………..…….
Введение
Важное
место в профессиональном становлении
личности принадлежит кризисам. Кризисы
профессионального становления
выражаются в изменении темпа
и вектора профессионального
развития личности, сопровождаются перестройкой
смысловых структур профессионального
сознания, переориентацией на новые
цели, коррекцией социально-профессиональной
позиции. Это отмечали в своих
работах психологи Л.И.
Кризисы
профессионального становления
личности не стали еще предметом
пристального изучения психологов. Кризисы
же психического развития, возрастные
и жизненные кризисы широко представлены
в психологических
В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.
В обобщающей статье К.Н.Поливановой, посвященной кризисам психического развития детей, убедительно показано, что ведущими факторами кризисов детства являются изменение социальной ситуации развития, перестройка системы отношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности.
Развитие кризисных явлений наблюдается в определенные относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст — всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются и за пределами детского возраста.
Таким
образом, кризисы психического развития
— это переход от одной стадии
развития к другой, характеризующийся
изменением социальной ситуации, сменой
ведущей деятельности и возникновением
психологических
Таблица 1. Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)
№ | Стадия | Психосоциальное развитие | Сильная сторона личности |
1 | Младенчество (0-1 год) | Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности (доверие — недоверие) | Надежда |
2 | Раннее детство (1-3 года) | Самостоятельность против чувства вины и страха порицания (автономия — стыд, сомнение) | Сила воли |
3 | Возраст игры (3-6 лет) | Личная инициатива против чувства вины и страха порицания (инициативность — чувство вины) | Целенаправленность |
4 | Младший школьный возраст (6-12 лет) | Предприимчивость против чувства неполноценности (трудолюбие — чувство неполноценности) | Компетентность |
5 | Подростковый возраст — ранняя юность (12-19 лет) | Идентичность против смешения идентичности (эго-идентичность — ролевое смешение) | Верность |
6 | Юность
(20-25 лет) |
Интимность
против изоляции (интимность — изоляция) |
Любовь |
7 | Взрослость (26-64 года) | Продуктивность
против застоя, поглощенности собой( |
Забота |
8 | Старость (65 лет-смерть) | Целостность, универсальность против отчаяния (эго-интеграция — отчаяние) | Мудрость |
С
14—16 лет изменение ведущей
А как же быть с возрастными кризисами? Могут ли возрастные изменения стать фактором возникновения кризисных явлений? Возраст — это в первую очередь биологический фактор, обусловленный созреванием, перестройкой, старением организма человека. В исследованиях ленинградских психологов, начатых еще под руководством Б.Г.Ананьева, показана гетерохронность интеллектуального развития взрослых. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.
Следующую группу кризисов обусловливают внутриличностные изменения: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции — все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Это кризисы невротического характера. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ
Наряду
с названными группами психологических
кризисов имеется еще один огромный
пласт кризисных явлений, обусловленных
значительными резкими
И
наконец, следует выделить еще одну
группу кризисов, обусловленных критическими
обстоятельствами жизни: драматическими,
а иногда и трагическими событиями.
Эти факторы имеют
Первые три группы психологических кризисов имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных кризисов — конструктивная, развивающая личность.
Вторые три группы жизненных кризисов имеют ненормативный, вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы возникают вследствие стечения обстоятельств. Выход из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц.
Типология рассмотренных кризисов схематически представлена на рис.1.
Рассмотренные шесть групп кризисов в жизни каждого человека переплетены, и когда отдельные из них совпадают, то кризисы протекают очень остро, конфликтно.
Предметом нашего анализа являются кризисы профессионального развития, а проведенный типологический анализ позволит рассматривать их на фоне других кризисов.
Рис.1.Типология кризисов
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.