Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:10, реферат
Кризисы профессионального становления личности не стали еще предметом пристального изучения психологов. Кризисы же психического развития, возрастные и жизненные кризисы широко представлены в психологических исследованиях. Прежде чем рассматривать кризисы профессионального становления, проведем краткий анализ интерпретации различных кризисов личности.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Типология кризисов личности ………….………........................................4
2. Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития…....8
3. Психологические особенности кризисов профессионального становления……………………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список использованной литературы……………………………………..…….26
5.
Дальнейшее профессиональное
Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.
Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.
Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления — стадию мастерства.
6. Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Профессиональная самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми.
Кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, — это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.
8.
После ухода на пенсию
Каковы
же способы преодоления этого
кризиса? Психологические исследования
последних лет показывают, что
пожилые люди могут активно противостоять
наступлению беспомощной
Мы
рассмотрели основные нормативные
кризисы профессионального
Таблица 2 Кризисы профессионального развития личности
Кризис | Факторы, обусловливающие кризис | Способы преодоления кризиса |
Кризис
учебно-профессиональной ориентации (14-15
или 16-17 лет) Кризис
профессионального выбора (16-18 лет) Кризис
профессиональных экспектаций (18-20 лет) Кризис
профессионального роста (23-25 лет) Кризис
профессиональной карьеры (30-33 года)
Кризис социально- Кризис
утраты профессиональной деятельности
(55— 60 лет) Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет) |
Формирование
профессиональных намерений и их
реализация. Становление «Я-концепции»
и ее коррекция. Случайные судьбоносные
моменты жизнедеятельности
Неудовлетворенность
профессиональным образованием и профессиональной
подготовкой. Изменение социально- Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Коррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформация Уход
на пенсию и новая социальная роль.
Новый способ жизнедеятельности. Сужение
социально-профессионального Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью |
Выбор профессионального
учебного заведения или способа
профессиональной подготовки Смена
мотивов учебно- Активизация
профессиональных усилий. Корректировка
мотивов труда и «Я-концепции».
Увольнение, смена специальности и профессии Повышение
квалификации. Карьера. Смена места
работы, вида деятельности. Хобби, семья,
быт Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения Переход
на инновационный уровень Социально-психологическая
подготовка к новому виду жизнедеятельности.
Организация социально-экономической
взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение
в общественно-полезную деятельность Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности |
Помимо нормативных кризисов профессиональное становление сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности вызывают сильные эмоциональные переживания и часто приобретают отчетливо выраженный кризисный характер.
К
эффективным психотехнологиям преодоления
кризисов профессионального становления
относятся психопрофилактика кризисов,
диагностика социально-профессиональных
качеств личности как информационная
основа коррекции профессионально-
Кризисы профессионального развития могут также стать следствием внедрения новой организации труда, новых технологий, аттестации, тарификации и т.п. Но они не являются предметом нашего анализа, как и кризисы, вызванные крупными жизненными неудачами и провалами.
Заключение
1. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы, выступают:
Кризисы
могут протекать
Часто
кризисы протекают без ярко выраженных
изменений профессионального
3. Кризисные явления — неотъемлемый атрибут динамического процесса профессионального становления личности. Степень осознания личностью кризисов индивидуальна. Она зависит от способа протекания кризисной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление как кризис.
Количество выделяемых кризисов во многом зависит от социально-профессиональной направленности, активности личности. Человек, интересующийся своим внутренним миром, стремящийся познать себя и испытывающий вследствие этого неудовлетворенность, рассматривает в своей профессиональной биографии большее количество кризисных явлений. Если же личность уходит от кризиса, старается его игнорировать, то она чаще сталкивается с крушением профессиональных надежд, несостоятельностью своей профессиональной биографии.
4. Наступление кризиса обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями, а также полной поглощенностью профессиональной деятельностью. Однако на любой стадии профессионального становления в качестве фактора, детерминирующего возникновение кризиса, чаще выделяется социально-профессиональная активность.
Именно
чувство постоянной неудовлетворенности
собой, поиск новых форм и способов
самоосуществления в