Становление ПВО в 1945-1961 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:15, реферат

Краткое описание

МПВО в годы Великой Отечественной войны, надо прямо сказать, спасла от разрушения немецкими фашистами Москву, Ленинград, Мурманск, Киев, Севастополь, Воронеж, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого не скажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город более полугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, но город выстоял и победил.

В послевоенные годы международная обстановка обостряется — появляется ОМП3. Для МПВО начался совершенно новый этап по ее реорганизации.

Оглавление

Введение 3

МПВО в послевоенные годы 4

От МПВО до ГО 5

Заключение 8

Литература 9

Файлы: 1 файл

МПВО.docx

— 26.27 Кб (Скачать)

МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
Имени Н.П. Огарёва
 

ИНСТИТУТ  МЕХАНИКИ И ЭНЕРГЕТИКИ 

КАФЕДРА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

Реферат

«Становление ПВО в 1945-1961 годы» 
 
 
 
 

              Выполнил: студент 
              107 группы, специальности 
              «защита в чрезвычайных ситуациях» 
              Аксёнов К.А.

              Руководитель: Филипчук А.В. 
               
               
               
               

Саранск 2010 

Содержание

Введение 3

МПВО в послевоенные годы 4

От МПВО до ГО 5

Заключение 8

Литература 9 

 

 
Введение

       Почти семь десятилетий существовали две системы защиты населения от нападений с воздуха — МПВО1 и ПВО2. За эти годы они показали свою жизненную необходимость, разумность большинства мероприятий, а потому приобрели всенародный характер.

       МПВО в годы Великой Отечественной войны, надо прямо сказать, спасла от разрушения немецкими фашистами Москву, Ленинград, Мурманск, Киев, Севастополь, Воронеж, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого не скажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город более полугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, но город выстоял и победил.

       В послевоенные годы международная обстановка  обостряется — появляется ОМП3. Для МПВО начался совершенно новый этап по ее реорганизации.

 

 
МПВО в послевоенные годы

       Процесс создания и развития МПВО включает три характерных периода:

  1. становления;
  2. испытания в Великой Отечественной войне;
  3. послевоенной деятельности. [2;203]

       Нас интересует последний период развития МПВО, его мы и рассмотрим.

       После завершения Великой Отечественной  войны перед советским народом  встала задача ликвидации последствий  фашистской агрессии. Война нанесла стране колоссальный экономический ущерб. В стране развернулась новая битва – битва за созидание. Свой вклад в неё вносили и органы и силы МПВО. Наряду с частями Советской Армии они продолжали самую опасную работу того времени – ликвидацию остатков военного лихолетья.

       Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в  восстановлении народного хозяйства. Особое значение в этом деле для  МПВО имело постановление СНК  СССР, принятое еще 21 августа 1943г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». [3; 99]

       В первые годы после войны организационная  структура МПВО была в основном сохранена. Но вместе с окончанием Великой Отечественной войны встали вопросы дальнейшего совершенствования организационной структуры МПВО применительно к мирным условиям.

 

 
От  МПВО до ГО4

       Этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.

       Кардинальный  шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена  была сделать в 1961 году и создать  качественно новую систему –  Гражданскую оборону, ставшую одним  из стратегических факторов обеспечения  жизнедеятельности государства  в современной войне.

       В конце 50-х и начале 60-х годов  стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями  не готова к осуществлению крупных  мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно  снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему  Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся  взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником  оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано  за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная  структура, подходы к обеспечению  защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО – ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.

       В то же время гражданская оборона  принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?

       Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный  и общенародный характер. Все они  планировались и реализовывались  на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого  коллектива.

       Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения  и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.

       В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской  обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению  устойчивой работы промышленности в  военное время.

       В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения  противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения  возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

       Не  без оснований считалось, что  высокая готовность гражданской  обороны к решению задач в  условиях возможной ядерной войны  будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с  тем, ориентация гражданской обороны  в основном на осуществление мероприятий  военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила  это, показав, что гражданская оборона  не готова к качественному решению  задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме  того, надо учитывать, что система  гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях.

       Поэтому, находясь в рамках жесткого централизованного  государства, Гражданская оборона  СССР носила и отрицательные черты  административно-командной системы. Среди них одной из основных являлась ставка не на силу закона, а на силу директив и приказов, чрезмерно регламентирующих деятельность всех органов.

       Все это не только сковывало инициативу местных органов, но и не позволяло  учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий гражданской обороны. Большое количество планируемых  и проведенных мероприятий по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие из них проводились формально. В последние годы существования  Гражданской обороны СССР у большинства  населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно-ядерной войны. Рассматривать  в этих условиях систему гражданской  обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей  в современной обстановке было наивным. Только в комплексе мер политического, экономического, военного и социального  характера можно реально повысить эффективность защиты населения  и территорий при чрезвычайных ситуациях  мирного времени и от военных  опасностей. Решать эту задачу выпало на следующем этапе развития системы  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Необходимость  новых подходов к организации  и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной  безопасности, вызывалась объективными условиями.

 

 
Заключение

       Развитие  МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались  территориальные части ПВО. Стали  формироваться кадровые отдельные  батальоны, а затем и полки  МПВО. С другой - в городах-пунктах  ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время  не удалось полностью выполнить  все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы. [4; 259]

       Но в послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.

       Тем не менее, МПВО в основном оказалась  неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач того времени. Но как известно ничто не идеально. Стремясь и дальше улучшать работу МПВО на смену в июле 1961 года пришла ГО, которая начинает строится по территориально -производственному принципу.

 

 
Литература

  1. Военные знания: Ежемесячный научно-популярный массовый журнал; /14001. - М.: Б/и, 2006 МПВО в годы войны: цифры и факты. / Петров Максим. - Б.м.. - С. 56 - 57.
  2. Гражданская защита. Энциклопедия Т. II / Под общ. ред. С. К. Шойгу; МЧС России. — М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2007. — 548 с., илл.
  3. От МПВО к гражданской защите (исторический очерк). Под общей редакцией Шойгу С. К. – М.: «УРСС», 1998. – 336с.
  4. От МПВО к гражданской защите. Страницы из истории МПВО—ГО—РСЧС субъектов Российской Федерации / сост. В.А. Владимиров, Н.Н. Долгин, Ф.Г. Маланичев; МЧС России. — М.: Ин-октаво, 2004. — 352 с., ил.

Информация о работе Становление ПВО в 1945-1961 годы