Контрольная работа по «Психофизиология профессиональной деятельности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 09:06, контрольная работа

Краткое описание

Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности трудового процесса, совершенствования способов, которые оно использует в производстве продуктов и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двуплановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой – субъект, сам человек, осуществляющий эти усилия. Первый путь – это оптимизация того, что связано с объектом труда, – средств, условий, орудий труда; это основной путь развития производительных сил общества.

Оглавление

(21.) Процесс профессионализации труда, цели и задачи.……………
3
(11.) Требования, предъявляемые к психологическим и физиологическим характеристикам работника. ……………………………...

9
Список литературы ………………………………………………………...
16

Файлы: 1 файл

конторльная психофизиология труда.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

 

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ

 И ПРАВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы УПз-51

Грищенко Е.Г.

зачетная книжка №310720

вариант № 20

 

Проверил:

Старший преподаватель кафедры социальной работы и психологии

Гриднева Н.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород – 2014

 

 

Содержание

 

  1. (21.) Процесс профессионализации труда, цели и задачи.……………

3

  1. (11.) Требования, предъявляемые к психологическим и физиологическим характеристикам работника. ……………………………...

 

9

Список литературы ………………………………………………………...

16


 

  1. (21.) Процесс профессионализации труда, цели и задачи.

 

Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности трудового процесса, совершенствования способов, которые оно использует в производстве продуктов и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двуплановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой – субъект, сам человек, осуществляющий эти усилия. Первый путь – это оптимизация того, что связано с объектом труда, – средств, условий, орудий труда; это основной путь развития производительных сил общества. Второй путь связан не с объективными составляющими труда, а с познанием субъекта труда – человека, с необходимостью раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств. Часто организация труда, базирующаяся на учете особенностей человека, оказывается даже более эффективной, нежели его интенсификация.

Система субъективных особенностей обозначается понятием трудового процесса, поэтому трудовая деятельность изучается с позиций нескольких научных дисциплин, среди которых важное место занимает и психология труда. Трудовая деятельность является общим объектом изучения для таких дисциплин, как, например, гигиена труда, физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки и др. Каждая из этих дисциплин, используя специальные знания, средства и методы, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию и гуманизацию трудовой деятельности, повышение ее эффективности. Сфера психологии труда очень широка, а ее границы с другими психологическими дисциплинами весьма условны.

Проблема выделения предмета психологии труда прежде всего связана с определением предмета изучения в общей системе всего психологического знания. Таким предметом является человеческая психика. Главное, что объединяет все психологические науки, – это психическая деятельность человека, которая характеризуется в первую очередь своей субъектностью. Психология труда – это конкретизация всего психологического знания в связи с важнейшей стороной человеческого бытия – трудом. Поэтому психологии труда является психическая деятельность человека, позволяющая ему отражать объективную реальность, связанную с трудом, осуществлять и регулировать трудовую деятельность, придавать ей субъектный характер. Сама субъектность при этом понимается как готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать незапланированно (а в ряде случаев и непредсказуемо, спонтанно), а также как готовность к рефлексии своей деятельности (к осознанию своей спонтанности). Соответственно, психологии труда является изучение психики субъекта труда. Таким образом, психология труда – это отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, состояния, свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности человека.

Перед психологией труда стоят следующие задачи:

  1.   исторически более ранняя – повышение производительности труда, эффективности трудовой деятельности. С решения данной задачи началось развитие психологии труда как отдельной отрасли психологического знания. Эта задача и по сей день остается главным социальным заказом психологии труда.
  2.    гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней – сформулирована перед психологией труда исходя из логики развития всей психологической науки, которая должна прежде всего обеспечивать развитие человека и его личности.

Параллельное решение данных задач может привести к этическому парадоксу предмета психологии труда, который формулируется следующим образом: «чем больше мы изучаем субъект труда (его принципиальную возможность к спонтанности и рефлексивности), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности... чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики» (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова), т.е. превращаем в легко предсказуемый в своих действиях объект, которому совершенно не нужна рефлексия, поскольку все за него и так уже решает психолог или руководитель, пользующийся результатами исследований и рекомендациями психолога о том, как «работать с персоналом». Реальная картина такова, что многие руководители и «заказчики» только и ждут от психолога подобных рекомендаций, с помощью которых было бы легче управлять работниками, предсказывать любые их реакции на те или иные действия начальства. Однако это создает «великолепную» основу для манипуляции, хотя известно, что именно манипуляция сознанием другого человека есть самый страшный «грех» для психолога.

Некоторые опасения относительно «снятия» субъектности человека в трудовой деятельности могут быть компенсированы следующими соображениями. Во-первых, по мере развития знания о человеке часто обнаруживается гораздо большее незнание (у познающего как бы открываются глаза на сложность и разнообразие психической жизни и трудовой деятельности). Во-вторых, в ходе познания исследуемого человека он также развивается вместе с исследователем, особенно при исследовании работника как личности, когда неизбежным становится взаимодействие психолога с познаваемым субъектом труда. В-третьих, необходимость этической подготовки самого психолога-исследователя и психолога-практика снижает «соблазн» манипуляции сознанием работника со стороны психолога труда (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова).

Перед психологией труда стоят и более частные задачи. В настоящее время существует несколько классификаций такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, т.е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

Первая группа задач обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии и труда с общепсихологической проблематикой.

К числу основных психологии труда относятся (по АВ. Карпову):

1) исследование особенностей  психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления  и др.) как регуляторов трудовой  деятельности и их развития  в деятельности;

2) изучение основных психических  свойств субъекта трудовой деятельности  и их структуры как факторов  организации трудовой деятельности  и ее эффективности;

3) изучение особенностей  и структуры функциональных состояний  в трудовой деятельности (так  называемых «праксических состояний»), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

4) исследование закономерностей  развития личности в трудовом  процессе, раскрытие особенностей  взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;

5) изучение проблемы мотивации  трудовой деятельности, раскрытие  основных закономерностей формирования  и развития системы профессиональных  мотивов личности, установление  влияния мотивационной системы  личности на эффективность трудовой  деятельности, разработка на этой  базе психологически обоснованной  системы стимулирования труда;

6) изучение эмоционально-волевой  сферы личности как регулятора  трудовой деятельности, раскрытие  механизмов и закономерностей  устойчивости (резистентности) личности  к экстремальным условиям деятельности – ее стрессоустойчивости;

7) раскрытие психологического  содержания, состава, структуры и  механизмов трудовой деятельности  на основе общепсихологических  представлений, сформулированных в теории деятельности; 8) разработка психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности, установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью; 9) исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание организационной среды деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности.

Наиболее типичными и важными задачами профессионализации труда являются:

1) разработка методологических  основ и конкретных прикладных  процедур профессионального отбора;

2) оптимизация процедур  профессиональной подготовки, проблема  профессионального обучения в  целом;

3) развитие исследований  и разработок по проблеме профессиональной  ориентации личности;

4) психологическая рационализация  и оптимизация содержания и  условий профессиональной деятельности  на основе раскрытия и учета  психологических особенностей субъекта  труда;

5) разработка психологических  основ и конкретных требований, направленных на учет психологических  особенностей субъекта при проектировании  новых технологий и средств труда;

6) разработка теоретически  обоснованных и практически эффективных  систем и процедур проведения  профессиональной аттестации, осуществляемой  в различных целях (профессиональный  отбор, подбор, набор, «вербовка»);

7) разработка оптимальных  режимов труда и отдыха для  разных видов и типов трудовой  деятельности;

8) определение социально-психологических  особенностей и наиболее эффективных  путей и способов коррекции  организационной среды трудовой  деятельности;

9) разработка психологических  средств мотивационного обогащения  трудовой деятельности, повышения  ее «мотивационного потенциала»  и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;

10) содействие снижению  профессионального травматизма  и профессиональной заболеваемости, разработка норм, правил и процедур техники безопасности.

Таким образом, указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними существует и категория которые являются и исследовательскими, и прикладными. Таковыми, например, являются профессиографические задачи, суть которых состоит в психологической характеристике основных профессий, определении требований профессий к личности, изучении мира профессий в целом. К числу традиционных относятся и задачи, связанные с профессионализацией личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и заканчивая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанными выше существуют и еще более специальные задачи, сформулированные в различных направлениях «частной» психологии труда.

 

 

 

  1. (11.) Требования, предъявляемые к психологическим и физиологическим характеристикам работника.

 

Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Для составления психограммы используются следующие источники информации: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (киноциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.

Структура психологической характеристики профессии (специальности, группы рабочих мест, рабочего места) такова:

• требования к оборудованию, организации и условиям труда;

• социально-психологические параметры трудового коллектива;

• комплекс требований к психике человека (нейропсихическим, психофизиологическим, личностным, интеллектуальным свойствам; к состояниям — эмоционально-волевым установкам, работоспособности, измененным состояниям; к процессам адаптации, обучения, восприятия, ритмам);

• требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;

• требования к руководителю — организатору, педагогу, специалисту, личности.

Информация о работе Контрольная работа по «Психофизиология профессиональной деятельности»