Контрольная работа по «Психофизиология профессиональной деятельности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 09:06, контрольная работа

Краткое описание

Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности трудового процесса, совершенствования способов, которые оно использует в производстве продуктов и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двуплановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой – субъект, сам человек, осуществляющий эти усилия. Первый путь – это оптимизация того, что связано с объектом труда, – средств, условий, орудий труда; это основной путь развития производительных сил общества.

Оглавление

(21.) Процесс профессионализации труда, цели и задачи.……………
3
(11.) Требования, предъявляемые к психологическим и физиологическим характеристикам работника. ……………………………...

9
Список литературы ………………………………………………………...
16

Файлы: 1 файл

конторльная психофизиология труда.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

Общая схема составления предварительной профессиограммы такова: перечисляются параметры психических функций, группа экспертов определяет функциональную их сопряженность с требованиями профессиональной деятельности (не требуется—требуется со степенью низкой, средней, высокой), затем отбираются наиболее существенные, по мнению экспертов, качества.

Объектом рассмотрения могут быть такие параметры психических функций:

• высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);

• быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;

• восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;

• наблюдательность;  

• показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;

• разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;

• показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;

• способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;

• разновидности мышления: наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);

• скорость мыслительных действий;

• способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;

• способность быстро и точно принимать решения;

• инициативность;

• хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;

• показатели психомоторной деятельности: скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;

• скорость реакции в простых и сложных ситуациях;

• подвижность пальцев;

• точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;

• быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;

• разборчивость речи;

• отсутствие в напряженной обстановке: напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;

• способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, устойчивость к стрессам);

• уравновешенность;

• бдительность;

• показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить: акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.);

• моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;

• положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;                                         

• профессионально-обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность, опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.

С целью разработки более точной профессиограммы, например, для совершенствования организации труда и оздоровления работников, полезно разработать профессиографический опросник, содержащий перечень признаков, степень их важности и периодичности применения качеств, предварительно отобранных компетентными экспертами.

При заполнении профессиографического опросника следует отметить порядковый номер важного для данной профессии качества, а степень важности обозначить в соответствующей графе числовым и буквенным кодом по следующей системе:

    • важность качества:

1 — совершенно необходимо,

2 — весьма желательно,

3 — желательно,

4 — почти безразлично;

 

    • качество требуется:

ПС — постоянно,

ПР — периодически,

ИН — иногда. Форму опросника приводим в табл. 1

Таблица 1.

Форма профессиографического вопросника

Номер 

Признак 

Код 

числовой (важность) 

буквенный (периодичность) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вышеприведенный перечень признаков можно дополнить еще и таким набором:

• способность: быстро читать печатный текст, разбирать неясный почерк, понимать неясное произношение;     

• умение читать чертежи, схемы и т. д.

Сюда же целесообразно включить блок профессиональных требований из квалификационной характеристики и требований, вытекающих из специфики рабочего места. При этом следует определить степень достаточности владения отдельными составляющими профессионализма: на уровнях: знания, умения, навыка или: в высокой степени, выше среднего, среднего уровня, ниже среднего:

  • владение иностранным языком, вопросами биржевых операций и т. п.;
  • память на лица;
  • память на слова;
  • умение грамотно писать;
  • почерк;
  • стабильность позитивного эмоционального состояния;
  • поведение в общении, преобладающая позиция;
  • умение не отвлекаться на представителей другого пола;
  • умение рассказывать и комментировать;
  • способность не поддаваться чужому влиянию;
  • снисходительность, терпимость;
  • способность к лидерству;
  • отношение к интересам фирмы;
  • обаяние;
  • осторожность;
  • умение хранить тайну;
  • способность подчиняться, исполнительность;
  • сдержанность и т. д.

Параметр 

Операционализация  

Черты личности руководителя  

1. Ориентация на клиента  

Умеет распознавать потребности клиента и обеспечивает соответствие товаров фирмы и их маркетинга этим потребностям; отодвигает личные желания на второй план, когда они не совпадают с интересами клиента.  

2. Открытость 

Терпим по отношению к другим, но без чрезмерной уступчивости. Внимателен к чужим доводам и прислушивается к ним, даже если они расходятся с его личными взглядами. Открыт по отношению к другим, ищет контакты, приветлив, вызывает симпатию; поведение свидетельствует о хорошем воспитании и умении держаться. Может служить образцом для подражания. 

3. Активность и умение  выдерживать нагрузки 

Не теряет выдержки даже в критических ситуациях; сохраняет деловой подход, даже когда задеты его личные интересы. Проявляет упорство даже при выполнении сложных заданий и не останавливается перед препятствиями. Не раздражается, когда ему мешают. Проявляет энтузиазм по отношению к заданиям и людям. Ярко выраженная целеустремленность и умение увлечь за собой других. Стремление к успеху.  

4. Автономность и готовность  к переменам 

Охотно берется за сложные задания; мобильный. Не отрекается от своих ошибок и не сваливает их на других. Держится уверенно; умеет высказывать критические замечания, даже когда это не одобряется.  

Мышление и действия в ходе самостоятельной работы 

5. Интеллектуальные способности  

Определяет общие элементы разных ситуаций; устанавливает правила на основе конкретных ситуаций и претворяет их также в конкретные решения. Перенимает информацию и опыт из смежных профессиональных сфер и частной жизни и претворяет эти знания в новаторские подходы; развивает новые оригинальные стратегии принятия решений. Избегает заезженных путей. 

6.Профессиональная компетентность  

Обладает широкими и глубокими знаниями своей профессии, приобретенными благодаря образованию и практическому опыту, и развивает их. Знает иностранные языки или готов их изучить. 

7.Предприниматель-ское мышление и общественная ответственность 

Наблюдает за событиями за пределами своей сферы ответственности на фирме или в обществе; учитывает влияние своих решений на другие подразделения фирмы, фирму в целом и на общество. Мыслит и действует экономически целесообразно; обладает способностью видеть перспективы. 

8. Плановость работы 

Формулирует свои рабочие цели и следует им; действует системно и структурирует сложные деловые аспекты, определяет приоритеты. Основывает свои решения на адекватных данных, учитывает последствия и в результате принимает быстрое решение. Соблюдает договоренности. 

Стиль руководства и социальная направленность 

9.Целенаправлен-ность 

 

 

Берет на себя руководящую роль и стремится оказывать влияние, берет на себя инициативу в межличностных ситуациях и структурирует деятельность других. Совместно с сотрудниками разрабатывает четкие и реалистичные цели и проверяет их осуществление. Уточняет и структурирует задания сотрудников. Не теряет из виду поставленных целей даже при наличии сопротивления; не поддается социальному давлению.

10. Ориентация на сотрудников  

Распознает и учитывает потребности сотрудников; восприимчив и по отношению к их личным заботам и проблемам, оказывает им необходимую помощь в трудных ситуациях. Согласовывает полномочия сотрудников и не вмешивается в сферу их компетенции; до передачи сотрудникам полномочий проверяет степень компетенции и мотивации. Заблаговременно и адекватно информирует сотрудников в понятной для них форме. Мотивирует и увлекает сотрудников при выполнении их заданий. Консультирует сотрудников и содействует их профессиональному развитию.  

11. Поведение в коллективе  

Привлекает коллег к процессу принятия касающихся их решений и воспринимает их доводы. Интегрирован в коллектив; заблаговременно распознает конфликтные интересы и конструктивно «обрабатывает» создавшиеся конфликты. Уравновешивает отношения на деловом и человеческом уровнях при возникновении межличностной напряженности. Не стремится получить выгоду за чужой счет; устанавливает четкие правила игры и действует в соответствии с ними. 

Умение выражать свои мысли 

12. Компетентность в сфере  вербальной коммуникации 

Выражается ясно и понятно; учитывает при этом уровень информированности собеседника. Не возбуждает противоречия; его идеи и предложения перенимаются другими; к нему обращаются за советом. 

13. Способность представлять  свои идеи 

Использует графические изображения, примеры и сравнения при изложении своих мыслей; умело применяет технические средства. Совмещает доводы и структурирует их. В письменной форме использует ясные фразы; текст четко структурирован и хорошо читается.  


 

 

Список литературы

 

  1.   Триумфов А. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебник для вузов. – М., 2000.
  2.     Карпов А.В. Психология труда. – М., 2004.
  3.     Управление персоналом в социальной рыночной экономике /Под научной ред. Р. Марра, Г. Шмидта. — М.: Изд-во МГУ, 1997. С, 169-173.
  4.     Душков Б.А. Психология труда профессиональной и организационной деятельности. – М., 2003.
  5.     Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. - 183 с.

Информация о работе Контрольная работа по «Психофизиология профессиональной деятельности»