Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 09:06, контрольная работа
Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности трудового процесса, совершенствования способов, которые оно использует в производстве продуктов и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двуплановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой – субъект, сам человек, осуществляющий эти усилия. Первый путь – это оптимизация того, что связано с объектом труда, – средств, условий, орудий труда; это основной путь развития производительных сил общества.
(21.) Процесс профессионализации труда, цели и задачи.……………
3
(11.) Требования, предъявляемые к психологическим и физиологическим характеристикам работника. ……………………………...
9
Список литературы ………………………………………………………...
16
Общая схема составления предварительной профессиограммы такова: перечисляются параметры психических функций, группа экспертов определяет функциональную их сопряженность с требованиями профессиональной деятельности (не требуется—требуется со степенью низкой, средней, высокой), затем отбираются наиболее существенные, по мнению экспертов, качества.
Объектом рассмотрения могут быть такие параметры психических функций:
• высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);
• быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;
• восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
• наблюдательность;
• показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;
• разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
• показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
• способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;
• разновидности мышления: наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);
• скорость мыслительных действий;
• способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
• способность быстро и точно принимать решения;
• инициативность;
• хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
• показатели психомоторной деятельности: скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;
• скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
• подвижность пальцев;
• точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
• быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;
• разборчивость речи;
• отсутствие в напряженной обстановке: напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;
• способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, устойчивость к стрессам);
• уравновешенность;
• бдительность;
• показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить: акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.);
• моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;
• положительная мотивация
и направленность на профессиональную
деятельность;
• профессионально-обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность, опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.
С целью разработки более точной профессиограммы, например, для совершенствования организации труда и оздоровления работников, полезно разработать профессиографический опросник, содержащий перечень признаков, степень их важности и периодичности применения качеств, предварительно отобранных компетентными экспертами.
При заполнении профессиографического опросника следует отметить порядковый номер важного для данной профессии качества, а степень важности обозначить в соответствующей графе числовым и буквенным кодом по следующей системе:
1 — совершенно необходимо,
2 — весьма желательно,
3 — желательно,
4 — почти безразлично;
ПС — постоянно,
ПР — периодически,
ИН — иногда. Форму опросника приводим в табл. 1
Таблица 1.
Форма профессиографического вопросника
Номер |
Признак |
Код | |
числовой (важность) |
буквенный (периодичность) | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
Вышеприведенный перечень признаков можно дополнить еще и таким набором:
• способность: быстро читать печатный текст, разбирать неясный почерк, понимать неясное произношение;
• умение читать чертежи, схемы и т. д.
Сюда же целесообразно включить блок профессиональных требований из квалификационной характеристики и требований, вытекающих из специфики рабочего места. При этом следует определить степень достаточности владения отдельными составляющими профессионализма: на уровнях: знания, умения, навыка или: в высокой степени, выше среднего, среднего уровня, ниже среднего:
Параметр |
Операционализация | ||
Черты личности руководителя | |||
1. Ориентация на клиента |
Умеет распознавать потребности клиента и обеспечивает соответствие товаров фирмы и их маркетинга этим потребностям; отодвигает личные желания на второй план, когда они не совпадают с интересами клиента. | ||
2. Открытость |
Терпим по отношению к другим, но без чрезмерной уступчивости. Внимателен к чужим доводам и прислушивается к ним, даже если они расходятся с его личными взглядами. Открыт по отношению к другим, ищет контакты, приветлив, вызывает симпатию; поведение свидетельствует о хорошем воспитании и умении держаться. Может служить образцом для подражания. | ||
3. Активность и умение выдерживать нагрузки |
Не теряет выдержки даже в критических ситуациях; сохраняет деловой подход, даже когда задеты его личные интересы. Проявляет упорство даже при выполнении сложных заданий и не останавливается перед препятствиями. Не раздражается, когда ему мешают. Проявляет энтузиазм по отношению к заданиям и людям. Ярко выраженная целеустремленность и умение увлечь за собой других. Стремление к успеху. | ||
4. Автономность и готовность к переменам |
Охотно берется за сложные задания; мобильный. Не отрекается от своих ошибок и не сваливает их на других. Держится уверенно; умеет высказывать критические замечания, даже когда это не одобряется. | ||
Мышление и действия в ходе самостоятельной работы | |||
5. Интеллектуальные способности |
Определяет общие элементы разных ситуаций; устанавливает правила на основе конкретных ситуаций и претворяет их также в конкретные решения. Перенимает информацию и опыт из смежных профессиональных сфер и частной жизни и претворяет эти знания в новаторские подходы; развивает новые оригинальные стратегии принятия решений. Избегает заезженных путей. | ||
6.Профессиональная |
Обладает широкими и глубокими знаниями своей профессии, приобретенными благодаря образованию и практическому опыту, и развивает их. Знает иностранные языки или готов их изучить. | ||
7.Предприниматель-ское мышление и общественная ответственность |
Наблюдает за событиями за пределами своей сферы ответственности на фирме или в обществе; учитывает влияние своих решений на другие подразделения фирмы, фирму в целом и на общество. Мыслит и действует экономически целесообразно; обладает способностью видеть перспективы. | ||
8. Плановость работы |
Формулирует свои рабочие цели и следует им; действует системно и структурирует сложные деловые аспекты, определяет приоритеты. Основывает свои решения на адекватных данных, учитывает последствия и в результате принимает быстрое решение. Соблюдает договоренности. | ||
Стиль руководства и социальная направленность | |||
9.Целенаправлен-ность
|
Берет на себя руководящую роль и стремится оказывать влияние, берет на себя инициативу в межличностных ситуациях и структурирует деятельность других. Совместно с сотрудниками разрабатывает четкие и реалистичные цели и проверяет их осуществление. Уточняет и структурирует задания сотрудников. Не теряет из виду поставленных целей даже при наличии сопротивления; не поддается социальному давлению. | ||
10. Ориентация на сотрудников |
Распознает и учитывает потребности сотрудников; восприимчив и по отношению к их личным заботам и проблемам, оказывает им необходимую помощь в трудных ситуациях. Согласовывает полномочия сотрудников и не вмешивается в сферу их компетенции; до передачи сотрудникам полномочий проверяет степень компетенции и мотивации. Заблаговременно и адекватно информирует сотрудников в понятной для них форме. Мотивирует и увлекает сотрудников при выполнении их заданий. Консультирует сотрудников и содействует их профессиональному развитию. | ||
11. Поведение в коллективе |
Привлекает коллег к процессу принятия касающихся их решений и воспринимает их доводы. Интегрирован в коллектив; заблаговременно распознает конфликтные интересы и конструктивно «обрабатывает» создавшиеся конфликты. Уравновешивает отношения на деловом и человеческом уровнях при возникновении межличностной напряженности. Не стремится получить выгоду за чужой счет; устанавливает четкие правила игры и действует в соответствии с ними. | ||
Умение выражать свои мысли | |||
12. Компетентность в сфере вербальной коммуникации |
Выражается ясно и понятно; учитывает при этом уровень информированности собеседника. Не возбуждает противоречия; его идеи и предложения перенимаются другими; к нему обращаются за советом. | ||
13. Способность представлять свои идеи |
Использует графические изображения, примеры и сравнения при изложении своих мыслей; умело применяет технические средства. Совмещает доводы и структурирует их. В письменной форме использует ясные фразы; текст четко структурирован и хорошо читается. |
Список литературы
Информация о работе Контрольная работа по «Психофизиология профессиональной деятельности»