Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:39, контрольная работа
Надо отметить, что в настоящий момент существует очень большое количество методик, техник и даже длительных тренинговых программ, ориентированных на борьбу со стрессом и конфликтными ситуациями. Некоторые методики являются современными разработками, но все они берут начало из работ специалистов, которые занимались исследованиями психических процессов, к которым относятся и эмоции. Все это доказывает важность рассматриваемой темы.
Введение……………………………………………………………......…….3
Конфликт: понятие, структура, причины……………………………….5
Стресс и его особенности………………………………………………10
Пути урегулирования и разрешения конфликтов и стресса…………15
Заключение………………………………………...……………………….22
Словарь терминов…………………………………………………….…….23
Список использованной литературы……………………….…………..24
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………………………...……
Словарь терминов…………………………………………………….…
Список использованной литературы……………………….…………..24
Введение.
Жизнь любой организации, в том числе взаимоотношения людей не протекают гладко. Каждому человеку не раз приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми.
Сегодня конфликты - повседневная реальность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтной ситуации необходимо каждому для эффективного решения возникающих проблем. Каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, возникновение конфликтов сопровождается обилием отрицательных эмоций, стрессов, переживаний, разочарований, потерь, чувством вины, напряжением, и все это наносит ущерб здоровью участников конфликта.
К сожалению, стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время приближающейся экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Надо отметить, что в
настоящий момент существует очень
большое количество методик, техник
и даже длительных тренинговых программ,
ориентированных на борьбу со стрессом
и конфликтными ситуациями. Некоторые
методики являются современными разработками,
но все они берут начало из работ специалистов,
которые занимались исследованиями психических
процессов, к которым относятся и эмоции.
Все это доказывает важность рассматриваемой
темы.
1. Конфликт: понятие, структура, причины.
В научной литературе конфликт
трактуется неоднозначно. Существует
множество определений этого
термина. Наиболее распространенный подход
состоит в определении
В психологии конфликт определяется
как столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций
в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных
Основными признаками конфликта являются:
Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни. Конфликт рождается на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий или противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Также конфликт возникает из опасений утратить что-либо значимое: дружбу, собственность, мир и спокойствие. Таким образом, конфликты социально обусловлены и опосредованы индивидуальными особенностями психики людей.
Структура конфликта понимается
как совокупность устойчивых связей
конфликта, обеспечивающих его целостность,
тождественность самому себе, отличие
от других явлений социальной жизни,
без которых он не может существовать
как динамически
Кроме понятия «конфликт»
часто используется и «конфликтная
ситуация». Конфликтная ситуация представляет
собой фрагмент конфликта, своеобразный
«фотоснимок» конфликта на определенный
момент времени. Поэтому структура
конфликта может
Основными компонентами структуры конфликта являются:
1. Участники конфликта.
В любом социальном конфликте
основными действующими лицами
являются люди. Они могут выступать
в конфликте как частные лица
(семейные конфликты), как официальные
лица (конфликт по вертикали) или
как юридические лица (представители
учреждений или организаций). Основными
участниками конфликта
Часто в конфликте выделяют сторону, которая первая начинает конфликтные действия - инициатор конфликта.
Часто выделяют такую характеристику участников конфликта как ранг - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия.
Практически всегда в любом
конфликте за участниками конфликта
стоят силы, которые могут воздействовать
на развитие конфликта, его исход - группы
поддержки. Они могут быть представлены
друзьями, субъектами, связанными с
участниками конфликта какими-
Можно выделить группу субъектов,
которые оказывают
2. Предмет. Ядром любого
конфликта является
3. Объект. Является непременным
атрибутом конфликта. Объект
4. Микро- и макросреда.
Микро- и макросреда - это
условия, в которых находятся
и действуют участники
Чтобы предвидеть конфликты и управлять ими необходимо знать причины, наиболее часто приводящие к конфликтным ситуациям.
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организации:
2. Стресс и его особенности.
Являясь одновременно самостоятельным
физиологическим, психическим и
социальным явлением, стресс по своей
сути представляет собой еще один
вид эмоционального состояния. Это
состояние характеризуется
Для обозначения психических
состояний человека в трудных
условиях исследователи пользуются
разными понятиями, среди которых
наиболее популярно понятие стресс.
Его применяют для обозначения
широкого круга не только психических,
но и физиологических состояний,
например физического напряжения, утомления
и т. д. Более того, вследствие широкой
популярности термина «стресс» им стали
обозначать разнообразные явления,
относящиеся и к другим областям
знания (социологии, биологии, медицине,
педагогике и др.). Так, этот термин употребляют
для обозначения внешних
Стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования.
Стресс - это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.
Это такое эмоциональное состояние, которое связано с тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из сложившегося положения.
Понятие стресса ввел канадский ученый Ганс Селье. Он дает следующее определение стресса - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование5.
Селье выделил три этапа в развитии стресса:
- Тревога (фазы шока
и противошока). В этой фазе
организм функционирует с
- Резистентность (возникновение
повышенной устойчивости
- Истощение (развиваются
дистрофические процессы, вплоть
до гибели организма). Если стресс
продолжается долго или
Следует отметить, что не
всякое воздействие вызывает стресс.
Слабые воздействия не приводят к
стрессу, он возникает лишь тогда, когда
влияние стрессора (непривычного для
человека объекта, явления или каких-либо
других факторов внешней среды) превосходит
обычные приспособительные
Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации.