Конфликт: понятие, структура, причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Надо отметить, что в настоящий момент существует очень большое количество методик, техник и даже длительных тренинговых программ, ориентированных на борьбу со стрессом и конфликтными ситуациями. Некоторые методики являются современными разработками, но все они берут начало из работ специалистов, которые занимались исследованиями психических процессов, к которым относятся и эмоции. Все это доказывает важность рассматриваемой темы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………......…….3
Конфликт: понятие, структура, причины……………………………….5
Стресс и его особенности………………………………………………10
Пути урегулирования и разрешения конфликтов и стресса…………15
Заключение………………………………………...……………………….22
Словарь терминов…………………………………………………….…….23
Список использованной литературы……………………….…………..24

Файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 43.94 Кб (Скачать)

Некоторые авторы разделяют  факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому  и психический стресс они условно  делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек  не справляется с задачей переработки  поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в  требуемом темпе, особенно при высокой  ответственности за последствия  принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов  связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и  генерализованный. При эмоциональном  стрессе отмечаются определенные изменения  в психической сфере, в том  числе изменения протекания психических  процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация  мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Следует подчеркнуть, что подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. В большинстве работ психический и эмоциональный виды стресса отождествляются7.

Лазарус также выделял  физиологический и психический  стресс. Физиологическими стрессорами  являются крайне неприятные физические условия, которые вызывают нарушение  целостности организма и его  функций.

Психологическими стрессорами  являются те воздействия, которые сам  человек оценивает как очень  вредные для своего благополучия.

Считается, стресс опасен для  жизни, особенно затянутое нахождение в стрессовых ситуациях, так как  в таких случаях страдает физиология человека.

С другой стороны, существует мнение, что стресс необходим для  жизни, так как при этом максимально  проявляются адаптационные возможности  человека.

Еще один вариант определения  стресса - состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий8.

Также встречается и такое  определение стресса: Стресс - это  по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется  повышенной физической и психической  активностью. При этом одной из главных  характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При  благоприятных условиях это состояние  может трансформироваться в оптимальное  состояние, в при неблагоприятных - в состояние нервно-эмоциональной  напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности  функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

В целом, понимание стресса  как возникающего в сложных условиях феномена психической деятельности открывает реальную возможность  исследования и решения этой проблемы. Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия стресс, отягощенности его медико- биологическими и односторонними психологическими представлениями явилось то, что некоторые авторы этому понятию предпочитают другое - психическая напряженность. Необходимо сказать, что в последнее время наметилась тенденция использовать эти понятия при характеристике состояний, отличающихся друг от друга по степени выраженности. В этом случае стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности. Следует также отметить, что понятие психическая напряженность используется некоторыми авторами для обозначения состояний, оказывающих отрицательное влияние на деятельность, в этом случае оно противопоставляется понятию напряжение.

За термином напряжение следует  либо сохранить его традиционное как для психологии, так и для  физиологии и медицины значение: состояние  повышенного функционирования организма  и личности (напряжение сил), либо, если принять его в качестве понятия, обозначающего психическое состояние, необходимо четко указать психологические  различия между состояниями напряжения и напряженности. 

3. Пути урегулирования и разрешения конфликтов и стресса.

Урегулирование и разрешение конфликтов - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск  путей выхода из конфликта. Данной проблеме не уделялось должного внимания ни теорией социальной психологии, ни социальной практикой. Лишь в последнее  время стали появляться ассоциации конфликтологов, центры по прикладной конфликтологии, переводная литература. Тем не менее говорить о какой-либо сложившейся системе в области  урегулирования конфликтов не приходится. Напротив, анализ практики их разрешения показывает обратное. Можно выделить типичные ошибки в области урегулирования конфликтов: 1) запаздывание в принятии необходимых мер; 2) попытка разрешить  конфликт без выяснения его истинных причин; 3) использование только силы, карательных мер по урегулированию конфликта или, наоборот, только дипломатических  переговоров; 4) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без  учета его типа, особенностей.

Профилактика конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий  и т.д. Это возможно с помощью  экспертного опроса, методов экстраполяции, математического и экспериментального моделирования. Профилактика конфликтов должна осуществляться на всех уровнях: макро-, среднем, микро- и личностном.

Непосредственная профилактика связана с устранением условий  возникновения конфликтов. В ее основе лежит устранение деформации социальных отношений, стратификации общества, а также социальная психогигиена, психопрофилактика, массовая, групповая  и индивидуальная психотерапия, социальная защита населения, просвещение, обучение, тренинг общения.

Термин «разрешение конфликтов»  обычно употребляется в двух значениях: во-первых, при разрешении конфликта  самими его участниками; во-вторых, при объективном разрешении конфликта, основанном на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя: 1) анализ и выявление причин конфликта и его участников9; 2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода; 3) реализацию принятого решения. Все зависит от того, какая позиция у лиц, разрешающих конфликт: пассивно-выжидательная; авторитарная; негативно-некомпетентная, приводящая к эскалации конфликта; рациональная, основанная на глубоком понимании причин конфликта. Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников.

Методы, используемые для  разрешения конфликтов, различны: устранение причин; сдерживание; переориентирование, направленное на формирование убежденности в необходимости отказа от деструктивного участия в конфликте. Эти методы могут быть административными, социально-психологическими или смешанными.

Как нет абстрактных конфликтов, так нет и универсальных способов разрешения и урегулирования конфликтов. Одно дело урегулировать военный  конфликт, другое - семейный, третье межличностный.

Как правило, в зависимости  от теоретического понимания конфликта  предлагаются соответствующие подходы  к его разрешению или урегулированию. Тем не менее можно выделить более  или менее общие схемы, хотя в  принципе каждый тип конфликта требует  своего подхода к разрешению или  урегулированию.

В ходе разрешения конфликта  анализируются:

1. Источники конфликта  - его исторические, экономические,  социальные, национальные, конфессиональные  предпосылки; субъективные или объективные переживания сторон, нравственные, гуманные аспекты; глубина конфликта: противоречие мнений, позиций или полная конфронтация.

2. «Биография» конфликта,  т.е. его история и фон, на  котором он прогрессировал; нарастание  конфликта, избранные способы  «борьбы», кризисы и поворотные  точки в его развитии; жертвы  и иные последствия конфликта.

3. Стороны конфликта - личности, группы или большие  сообщества. В зависимости от  фактического вычленения реальных  сил и участников определяется  уровень социальной сложности  конфликта.

4. Позиции и отношения  сторон - формальные и неформальные, общие и частные; взаимозависимости позиций разных уровней и масштабов отношений; роли в конфликте различных группировок и личностей; характер личных отношений друг к другу - от лидеров партий, движений, групп, вооруженных формирований до рядовых участников конфликта.

5. Отношение к конфликту  - стремятся ли стороны разрешить  конфликт; хотят решить его самостоятельно  или рассчитывают на внешние  факторы воздействия? Каковы их  надежды, ожидания, условия?

Согласие редко достигается  без участия посредников, которые, как правило, выполняют роль, арбитров, уравнителей баланса интересов, миротворцев.

Процесс по урегулированию конфликтных отношений предполагает определенную подготовительную работу для того, чтобы конфликт улаживался мирными, а не насильственными способами. Первое, что надо делать в этом направлении, - погасить накал эмоциональных страстей.

В принципе все авторы, занимающиеся проблемой анализа и организацией переговоров, сходятся в одном: переговоры включают в себя подготовку, процесс их ведения, анализ результатов и выполнение достигнутых договоренностей.10

Процесс поиска решений предполагает прохождение ряда этапов:

-взаимное уточнение интересов,  точек зрения, концепций и позиций  участников;

- их обсуждение;

- согласование позиций  и выработка договоренностей.  Прежде чем стороны приступят  к выработке договоренностей,  им необходимо выяснить обоюдные  точки зрения и обсудить их. Ученые рассматривают переговоры  как процесс снятия информационной  неопределенности за счет постепенного  уяснения партнерами позиций  друг друга. Особенно интенсивно  этот процесс идет в начале  переговоров, поэтому данный этап  можно условно назвать исследовательским.

Следует отметить, что существует много подходов к исследованию как  регуляции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс

Эффективность преодоления  стресса во многом зависит от психологической  готовности противостоять ему и  от умения управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Большое значение для управления стрессами на личном уровне имеет  знание особенностей собственной психики. Известно, что в зависимости от личных особенностей, реакция каждого  человека на стресс является весьма специфическим. В связи с этим выделяют шесть  типов личностей, которые по-разному  реагируют на стресс: честолюбивых тип. К этому типу относятся люди с сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, агрессивны и ориентированы на дело.

Причинами стресса для  них являются перегрузки, большая  интенсивность деятельности и межличностных  отношений, недостаточное понимание  самих себя.

Основными симптомами стресса  являются бессонница, повышенное кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение; спокойный тип - это беззаботные  и спокойные люди, ориентированные  на прошлое, мечтательная и неактивный. Они отличаются низкой склонностью  к стрессам. Причиной стресса могут  стать люди или требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренным  течение их жизни; добросовестный тип. К данному типу относят людей  мелочных, любознательных, педантичных, догматических, стабильных, консервативных и обязательных. Они верят авторитетом  и подчиняются традициям. Для  них причинами стресса являются люди, которые нарушают их планы  и стереотипы поведения. Они имеют  средний степень склонности к  стрессам, но очень чувствительны  к изменениям их привычной жизнедеятельности; тип, который не отстаивает - это  люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Они  угождают другим избегают межличностных  конфликтов, боятся проблемных отношений  друг с другом. Внутреннее напряжение, возникающее на почве межличностных  отношений, является частой причиной стрессов; Жизнелюбивые тип. Люди, принадлежащие  к этому типу, сильные, энергичные, Жизнелюбивые, импульсивные, раскованные. Для них характерным является частая смена интересов.

Причинами стресса является рутинная работа и чрезмерное внутреннее напряжение; тревожный тип отличается высокой склонностью к стрессу. Люди этого типа проявляют беспокойство по поводу возможных неудач, имеют  низкую самооценку. Причинами стресса  для них являются ответственная  работа и резкие изменения в жизни.

По мнению психологов, преодоления  кризисных ситуаций возможно при  условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему  стратегий восстановления психической  равновесия. К таким принципам  относятся:

    • принцип удовлетворения;
    • принцип реальности;
    • принцип ценности;
    • принцип творчества.

Принцип удовлетворения предусматривает  осуществление психологической  защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной  ситуации. Механизм реализации этой высокой  степени благосостояния заключается  в когнитивной и эмоциональной  инфантильности человека.

Информация о работе Конфликт: понятие, структура, причины