Социальный конфликт
его понятие, структура, динамика.
Выполнила студентка
1 курса
заочного отделения
группы 32/11-З
Кузьменко Е. С.
Конфликт – это серьезное разногласие или
острый спор, вызывающий борьбу интересов,
взглядов, ценностей и целей.
- Социальный конфликт - вызван объективными противоречиями в одной из подсистем общества: экономической, политической, духовной, социальной.
- Основными причинами конфликтов являются: социальное неравенство людей, ограниченность материальных и других жизненных благ, борьба за лучшее положение в обществе.
- Социальные конфликты могут быть глобальными и региональными.
- По сферам развития конфликты могут быть экономические, политические, межнациональные, религиозные, семейно-бытовые и т.п.
Структура конфликта
- субъект (участник конфликта,
оппоненты)
- объект (то, за что борются)
- повод или инцидент (пусковой
механизм конфликта)
- позиции сторон
- причины конфликта
- развитие конфликта
- способы его разрешения
Чтобы конфликт возник
и стал развиваться, необходимы 3 (три)
его составляющие:
1. Наличие объективных предпосылок,
заключенных в более или менее значимых
ущемлениях интересов, потребностей или
прав индивида, социальной группы, социального
слоя, класса, нации, со стороны других
индивидов, групп, слоев, классов, наций,
сосредоточивших в своих руках основные
богатства общества, политической власти,
рычаги распределения, идеологического
давления и т.д.
2. Осознание неимущими, обездоленными
политически или духовно ущемленными
со стороны противника;
3. Активное социальное действие
обездоленных, ущемленных, угнетенных,
направленное на претворение своих коренных
интересов
Социальные конфликты
выполняют в обществе разные функции:
1. Функцию «выхлопного клапана»
в конфликте высказываются претензии
и требования, порождающие неудовлетворенность;
2. Конфликт — источник инноваций,
т.к. конфликтующие в ходе конфликта находят
идею, решение, которое удовлетворит решение,
разрешает противоречия;
3. Конфликт позволяет четче
или резче размежеваться обществу, узнать
специфику каждого участника конфликта.
Конфликты играют двоякую
роль.
- Положительная - вскрывают назревшие проблемы, стимулируют разрешение спорной ситуации, способствуют обновлению жизненной ситуации, снижают напряженность в обществе, способствуют объединению в группы.
- Отрицательная - создают стрессовые ситуации, неуправляемые конфликты дезорганизуют жизнь людей, могут разрушить социальные связи и отношения, могут вызвать раскол общества.
Политический конфликт
-это
столкновение
(противоборство) двух и более субъектов
(сторон) политики, причинами которого
являются несовместимые политические
интересы, цели и ценности, непосредственно
или опосредованно связанные с политической
(государственной) властью
Политические конфликты,
включают в себя:
- столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики (политических отношений);
- причиной столкновения является власть и властные отношения, т. с. отношения по поводу захвата, удержания государственной власти или использования власти для достижения своих целей;
- субъективным основанием для начала противоборства является осознание субъектами несовместимости существующих противоречий и невозможности их урегулирования иными способами;
- противоборство порождает действия субъектов, направленные друг против друга, т. е. реальную борьбу. Односторонние (безответные) действия (захват, порабощение, уничтожение) не являются конфликтом;
- политический конфликт является одним из способов урегулирования (разрешения) политических (социально-политических) противоречий.
Особенности политического
конфликта
- Публичность
- Всеобщая значимость.
- Обусловленность властью (властными отношениями).
- Идеологический характер
- Институциональная организованность
- «Символическая» идентификация.
- Наличие легитимных лидеров
- Правовые коллизии политического конфликта.
- Односторонняя «законность» насилия.
- Национальные и социокультурные особенности
- Возможность трагических последствий.
Структура политического
конфликта
Описательная
статичная структура социально-политического
конфликта как «идеальный тип» явления
(по М. Веберу) включает следующие элементы:
- две и более противоборствующие стороны (субъекты) конфликта;
- объект (предмет) конфликта;
- косвенные стороны конфликта (как вероятностный элемент структуры);
- третья сторона (как вероятностный элемент структуры);
- окружающая социальная среда (социальное и политическое поле).
- Каждый из названных элементов структуры социально-политического конфликта, в свою очередь, может представлять собой сложную систему, включающую множество составляющих. Противоборствующая сторона, как сложная структура, может включать следующие элементы:
- субъект (субъекты);
- участники;
- «жертва» и др.
Возможные варианты
урегулирования политических конфликтов
- Способы урегулирования политических конфликтов в демократической системе зависят, прежде всего, от вида конфликта.
- Если конфликт горизонтальный, т.е. субъектами которого обычно выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, конституцией). Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократическом государстве используются следующие варианты его разрешения:
- обращение в конституционный суд;
- отставка правительства;
- роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;
- организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.
- В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) Президенту РФ Б. Н. Ельцину (1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей, но в силу ряда причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательной властью тогда не удалось.
- Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно - ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут не только претендовать на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне.
- Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между центром и отдельными субъектами РФ, например Татарстаном.
- Самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие подобного конфликта может привести общество к гражданской войне.
- Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе «законность» и «незаконность» носят взаимопереходящий характер. «Незаконные» действия оппозиции в случае ее победы приобретают законность, а «законные» действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными. Примером манипулирования «законностью» может служить Октябрьская революция 1917 г. в России.
1