Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:23, реферат
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая
последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и
лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях
конфликтов. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет
обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики,
развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива)
последствиям.
арбитражный процесс. Они различаются
предметом судебного разбирательства, а в связи с этим -- процедурой
рассмотрения дела
и характером принимаемых решений.
Гражданское
судопроизводство.
Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении
имущественных споров, трудовых конфликтов, земельных отношений, семейных и
наследственных дел. Гражданский процесс создает достаточно благоприятные
возможности для мирного разрешения конфликтов. Стороны наделены равными
процессуальными правами: они могут собирать и представлять доказательства
по делу, заявлять ходатайства и отводы, оспаривать доводы другой стороны,
обжаловать судебное решение и др. Суд призван вынести законное и
обоснованное решение на основе всех представленных сторонами и
рассмотренных им материалов дела и тем самым разрешить конфликт в
соответствии с законом. Существенной нормой гражданского процессуального
кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое не
является всего лишь частным соглашением сторон, а представляет собой в
данном случае акт судебной власти: оно проверяется и утверждается судом,
должно соответствовать закону и не может нарушать чьи-либо права и законные
интересы.
Исправление судебных ошибок возможно путем кассационного обжалования
судебного решения, а также пересмотра его в порядке надзора. Все это дает
возможность привести конфликт между истцом и ответчиком к окончательному и
притом справедливому решению. Конечно, и эти формы не являются гарантией
против возобновления конфликта, если остается не устраненной его основная
причина.
Арбитражный
процесс.
Гражданское судопроизводство имеет дело, как правило, с физическими
лицами (гражданами). В арбитражном процессе участвуют в основном
организации (учреждения, предприятия, фирмы, акционерные общества,
товарищества и т.д.). Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты,
возникающие при
осуществлении
Конфликтующие
стороны обращаются в
не могут преодолеть спорную ситуацию своими силами. Эта ситуация имеет две
разновидности: а) экономические споры между предпринимателями и б) споры
между предпринимателями и органами государственной власти и управления.
Предприниматель, в том числе и гражданин, вправе обратиться в арбитражный
суд с жалобой на акты и действия государственных органов, которые
противоречат закону и нарушают их права.
Арбитражный
порядок рассмотрения
единственно возможным: стороны вправе провести между собой прямые
переговоры, заключить компромиссное соглашение, обратиться к консультантам,
посредникам, третейским судам (частному коммерческому арбитражу) и др.
Предприниматель вправе, таким образом, выбирать между государственным и
негосударственным порядком разрешения конфликта.
Процедура
рассмотрения дела арбитражным
процессу, что особенно явно проявилось после принятия нового Арбитражного
процессуального кодекса 1995 г. Вместе с тем
есть и отличия, из числа которых следующие: а) в арбитраже часто
применяется процедура досудебного урегулирования конфликта; б) спорящие
стороны могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с
государственными органами) в третейский суд по их усмотрению; в)
арбитражный суд обязан при рассмотрении дела помочь сторонам найти
компромиссное решение.
Уголовное
судопроизводство.
Судебному
производству по уголовным
криминальный конфликт, который представляет собой преступление, совершенное
одним или несколькими лицами. В одних случаях это конфликт между
преступником и потерпевшим гражданином (например, при краже), в других -
между преступником и государством (при даче или получении взятки), но во
всех случаях - конфликт с законом, а следовательно, и с правоохранительными
органами. В суде этот конфликт превращается, как правило, в конфликт
участников процесса: обвиняемого и его защитника, с одной стороны, и
обвинителя (прокурора) с другой. Достаточно редкие исключения, при которых
процессуальный конфликт не принимает открытой формы, - это явка с повинной
и чистосердечное раскаяние. Но и при этом криминальный конфликт-
преступление нельзя сделать несуществующим.
В отличие
от гражданского
имущественный или иной спор, криминальный конфликт обычно так или иначе уже
закончен до начала уголовного процесса (вещь украдена, потерпевший лежит в
больнице или в гробу и т.д.). Задача уголовного суда в том, чтобы
установить, был ли на самом деле
тот криминальный конфликт, который послужил основанием для судебного
рассмотрения, и виновен ли в нем подсудимый. Если это так, то предстоит,
при прочих необходимых условиях, решить вопрос о наказании виновного. Таким
образом, в уголовном судопроизводстве конфликт большей частью заканчивается
«силовым» решением применением меры государственного принуждения. Мирный
исход здесь является исключением: "по делам частного обвинения (побои,
оскорбления и клевета) до и в ходе судебного разбирательства допускается
примирение обвиняемого с потерпевшим"[6]. В других случаях совершенное
преступление не может рассматриваться как частное дело потерпевшего, и
конфликт преступника с законом подлежит принудительному завершению.
Уголовный процесс есть конфликт, в котором каждая сторона стремится к
истине, но своим путем. Обвинитель доказывает обстоятельства совершенного
преступления, защитник их опровергает; все это элементы единого целого, из
которого складывается истина. Но конфликтность процесса отрицать
невозможно, именно она и является основой принципа состязательности сторон.
Важный
элемент обеспечения
набора прав участникам процесса, а также существование процессуальных мер,
обеспечивающих объективность расследования и судебного рассмотрения дела (в
том числе мер пресечения). Таким образом, уже в ходе уголовного процесса
осуществляется государственное принуждение, направленное на то, чтобы
помешать противодействию со стороны вероятного преступника установлению
истины, а с другой стороны, исключить незаконное давление
правоохранительных
органов на подозреваемого (обвиняемого,
подсудимого).
Административное
производство.
Многие
юридические конфликты
коллегиальными (например, административной инспекцией), так и единоличными
(например, инспектором
ГИБДД). Такого рода порядок
наилучшим. Ведь в этих случаях государственный орган, принадлежащий к
исполнительной власти, рассматривает конфликт гражданина с этой же властью.
Но еще древние римляне считали, что никто не может быть судьей в
собственном деле. А в приведенных примерах функции судьи берет на себя
исполнительная власть.
С учетом
этого обстоятельства в
применяться не только гражданско-правовой, но и административный судебный
порядок разрешения споров. Особенно важная роль принадлежит сейчас
предусмотренному Конституцией РФ праву граждан "обжаловать в суде решения и
действия любого органа государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц”[7]. Конфликт
гражданина с названными органами или лицами рассматривается и разрешается
судебной властью, которая независима от других властей, а это гарантирует
законность и обоснованность решения.
Существенно и другое положение Конституции РФ: "каждый вправе в
соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны
все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты"[8]. Эта норма
Конституции способствует включению нашей страны в международную юридическую
систему, вхождению
в единое правовое пространство мирового
сообщества.
3 ПОСРЕДНИЧЕСТВО.
Самостоятельным направлением регуляции конфликтов может быть
посредничество третьей стороны. В западной теории это направление носит
название конфликтного медиаторинга. В его рамках рассматриваются
разнообразные теоретические и практические вопросы от границ применения
института посредничества до требований, предъявляемых к личности самого
посредника.
В социальных конфликтах крупного масштаба, имеющих большое политическое
звучание, роль третейского судьи могут играть государство или любая из его
правительственных организаций. Стороны, принимающие участие в конфликте,
как правило, охотно идут навстречу подобным организациям по целому ряду
причин:
во-первых,
правительственные учреждения
благами, имеющими большое значение в жизни людей, и целевое использование
этих благ может существенно влиять на течение конфликта вплоть до его
существенного ограничения или полного прекращения;
во-вторых, государственные организации имеют законные возможности
применять насилие: экономические санкции, политическое преследование,