Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:23, реферат
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая
последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и
лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях
конфликтов. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет
обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики,
развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива)
последствиям.
работы. Эта проблема в настоящее время весьма актуальна.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный.
Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы,
манеры поведения, их может питать и желание получить что-то,
неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт
может также проявляться как столкновение людей с различными чертами
характера, взглядами и ценностями. В организации межличностный конфликт -
это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или
рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта
борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в
решениях проблем, различных приоритетов.
Конфликт между личностью и группой. Между личностью и группой может
возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от
позиции группы. В организации люди взаимодействуют непосредственно друг с
другом не только как функционеры организации. Стихийно возникают отношения,
нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования
группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения,
которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает
принятие или не принятие индивида группой.
Межгрупповой конфликт. Подобные конфликты часто возникают из-за
отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между
подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов,
информации, нового оборудования, времени и т.д. Межгрупповые конфликты
возникают и между неформальными группами.
С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа
конфликтов. Первый - это конфликт целей, когда ситуация характеризуется
тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние
объекта в будущем. Второй - это конфликт познания или когда существует
ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли
по решаемой проблеме. И наконец, третий - это чувственный конфликт,
появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции,
лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто
вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел,
взаимодействия или поведения в целом.
По значению
для организации конфликты
конструктивные;
деструктивные.
Конструктивный
конфликт возникает, когда
этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются
обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение
такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию
группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к
повышению эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:
Когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает
учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом;
Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым
методам борьбы, стремится психологически подавить партнера.
Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к
снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и
эффективности организации.
Таким
образом, возникновению
правило, субъективные причины.
По направлению конфликты делятся на:
1 горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в
подчинении друг друга);
2. вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении
один у другого);
3.
смешанные (представленные и "
составляющие).
Конфликты, имеющие "вертикальную" линию, наиболее нежелательны для
руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками (не
говоря уже об участниках конфликта) через призму этого конфликта. И даже в
случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть
происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информационности или
подготовки подчиненным часто недостает, чтобы квалифицированно оценить
действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами,
преимущественно агрессивного характера. В результате конфликт
усугубляется.
Конфликты бывают:
открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом);
скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам,
среди которых главные: напряженность в межличностном общении, резкое
изменение в отношении к работе; задача руководителя - поднять скрытые
конфликты на поверхность и разрешить их).
По характеру
объективности либо
подразделить соответственно на:
объективные;
субъективные.
Конфликты различаются и по сфере их разрешения - деловой и личностно-
эмоциональной.
IV ПУТИ
РАЗРЕШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ
Разрешение
юридических конфликтов
парламентских и иных конституционных процедур, посредством рассмотрения
уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже, принятия решений в
административных комиссиях, налоговой инспекции, милиции, ГИБДД и многих
других учреждениях, которые применяют право. При всех различиях между этими
учреждениями и осуществляемыми ими процедурами разрешение конфликтов
юридическим путем имеет по крайней мере четыре общих признака:
конфликт рассматривается и разрешается органом уполномоченным на это
государством;
орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм
права;
конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными,
предусмотренными законодательством правами и обязанностями;
решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и, как правило, для
других организаций и граждан.
Таким
образом, конфликт приобретает
четкие очертания, он
как формализована и сама процедура его рассмотрения и разрешения. Таким
образом, субъективизм при принятии решения сведен к минимуму; далее,
возможные при этом ошибки могут быть в большинстве случаев исправлены
последующей юридической процедурой (утверждение решения вышестоящим
органом, обжалование, пересмотр решения и проч.). Наконец, юридические
процедуры рассмотрения конфликтов обеспечиваю необходимую гласность и тем
самым - общественный контроль над движением дела, следовательно, повышают
авторитет принятых мер.
Юридические средства разрешения конфликта можно разделить на три
основные группы: конституционные процедуры, применяемые главным образом при
возникновении конфликтов в политической сфере; судебное и арбитражное
рассмотрение дел; административные процедуры, практикуемые в различных
правоприменительных
органах.
1 Конфликты и разделение властей
Принцип разделения властей является одной из конституционных основ
нашего государства. Законодательная, исполнительная и судебная власть имеет
каждая свою компетенцию,
самостоятельную систему
соответствующим законодательством.
Однако в реальной жизни функции трех ветвей власти подчас
перекрещиваются или вступают во взаимные противоречия. Как рассматриваются
и разрешаются конфликты в области разделения властей? Вот основные пять
особенностей[4].
Конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными,
конституционными средствами. Нарушение Конституции как раз и порождает
конфликт между властями.
Даже если конфликт между ветвями власти разрешился неконституционным
путем (как это и было в 1993 году), все же его завершение приобретает
юридическую форму. Принимается новая Конституция, назначаются новые
парламентские выборы, сменяются Президент или Правительство - все это
закрепляется в
официальных решениях, имеющих юридическую
силу.
Над тремя ветвями власти нет никакого более высокого арбитра, чем сам
суверенный народ. Поэтому конфликт в сфере разделения властей может быть
рассмотрен и разрешен либо самими этими же властями, либо народом путем
референдума или
такого непосредственного
для революционных ситуаций.
Затянувшийся конфликт между властями создает политический и социальный
кризис в обществе и болезненно сказывается на различных сторонах жизни.
Поэтому и разрешение такого конфликта предполагает достаточно широкое
привлечение различных политических сил к участию в сложившейся ситуации.
Конфликты между ветвями власти надо не только своевременно разрешать, но и
вовремя предупреждать, т.к. бесконфликтная деятельность властей,
несомненно, предпочтительнее, чем споры и разногласия между ними. На высшем
государственном уровне это функция Президента как гаранта соблюдения
Конституции, на нижестоящих уровнях такую сдерживающую роль могут и должны
играть главы администраций, представительные и судебные органы и другие