Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 04:15, реферат
В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры. Таким образом, аддиктивное поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.
Еще более негативные последствия дает альтернатирующее воспитание, т.е. неустойчивое эмоциональное отношение со стороны родителей, особенно матери. Похвала или упрек зависят от настроения родителей. Поэтому подросток, желая поднять свое настроение, прибегает к искусственному способу регулирования психического состояния, например, к употреблению психотропных веществ.
Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей. Ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью и поэтому, вырастает озлобленным, агрессивным.
К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:
1. Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие вещества.
2. Стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников. Группирование со сверстниками - свойство подросткового возраста. Собираясь в группе, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку. Рано или поздно «для настроения» или «для смелости» они начинают употреблять спиртное и принимать наркотические вещества. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми, он становится предметом насмешек, что очень болезненно для столь уязвимого возраста. Поэтому подростки легко поддаются отрицательному влиянию.
3. Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера). Именно личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с возникновением у подростка потребности изменить свое психическое состояние. Следовательно, влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является симптомом более общего личностного неблагополучия.
4. «Протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов).
6. Подчинение давлению и угрозам.
Другие
факторы риска связаны с
— неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;
— неудачное участие в школьных мероприятиях;
— неспособность справиться с общественными задачами;
— принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми;
— позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе.
Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторами риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:
— крепкие семейные узы;
— положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;
— успех в школьных мероприятиях;
— крепкая связь с социальными - например, семьей и школой, религиозными общинами;
— соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.
Таким образом, причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Но, тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка или юноши.
Сочетание различных факторов возникновения психической зависимости от алкоголя или наркотиков, интенсивность их влияния, безусловно, имеют значение, однако, главная роль принадлежит все же переживанию подростком своей жизненной ситуации. Именно этим и объясняются те реальные факторы и жизненные наблюдения, когда один ребенок из самой неблагоприятной среды, отрицательной семейной атмосферы, вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.
осложнений являются психозы, выражающиеся острым или постепенно развивающимся нарушением психики.
Одним из проявлений расстройства психической деятельности является депрессия. Она чаще наблюдается после прекращения употребления психоактивных веществ на фоне абстинентного синдрома. У несовершеннолетних ухудшается настроение, возникает тоска, сопровождающаяся то раздражительностью с оттенком злобной тоскливости, то слезливостью и немотивированной тревогой. На фоне этого настроения у подростков появляются мысли о своей ненужности, «загубленной жизни», никчемности своего существования, нежелании жить. В таком состоянии они не опасны для окружающих, однако, подростки могут предпринять попытку к самоубийству. Подростки не могут правильно оценить опасность и предпринять необходимые действия, т.к. его чувства и ощущения притуплены, ситуацию он воспринимает лишь частично, некоторые ее моменты.
Подростки с аддиктивным поведением не способны поддерживать какие-либо связи с другими людьми – все их связи носят лишь ситуационный характер. Они легко заводят новые знакомства, причем в этом такие подростки неразборчивы, т.к. критерием знакомств в большей степени становится стремление выпить, принять наркотик или другое психоактивное вещество.
Существуют различные типы деградации личности. При астеническом типе наблюдается неспособность к каким бы то ни было усилиям, выдержке, терпению, истощаемость побуждений и мотивов деятельности: такой подросток может с энтузиазмом взяться за какое-либо дело, искренне обещает сделать что-либо, но порыв его буквально на глазах теряет силу, желание продолжать дело пропадает. В дальнейшем он избегает сложных или необычных заданий, и вообще заданий, которые требуют усилия и напряжения.
При истерическом типе деградации наблюдается особенно выраженные мнимость и самоукрашательство. Такие подростки спекулируют на любви к ним близких, прибегая к угрозам самоубийства.
Эксплозивный («взрывчатый») тип деградации проявляется в особой неуравновешенности, злобности, гневливости; подростки склонны к бурным сценам и дракам.
Апатический тип деградации характеризуется отсутствием какой-либо энергии, побуждений к действию. Такие подростки безынициативны, ни к чему не проявляют интереса, ничего не хотят видеть, нигде не бывают. Исходные особенности личности сказываются не только на типе деградации, но также и на характере поведения 6.
Порой
поведение подростка, принявшего психоактивное
вещество, являет собой полную противоположность
тому, что наблюдается вне
Таким образом, изменения личности рассматриваются как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.
В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения алкоголизма, наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.
Анализ
показателей официальной
За последние 10 лет Россия стала одной из самых курящих стран мира.
На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:
«омоложение» контингента употребляющих наркотические вещества;
снижение возраста впервые пробующих наркотики и другие психоактивные вещества;
отсутствие учёта той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления психоактивных веществ.
Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковой наркоманией, алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.
Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:
привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;
посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации;
организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;
организация работы по выявлению групп риска - склонных к наркотизации детей и подростков.
Иными
словами, общая задача – вырастить
психически здоровое, полноценное поколение.
Библиографический список
Научная литература
2. Признаки насильственной смерти
В судебной медицине собственно смерть различают по категории, виду и роду. Существует две категории смерти: насильственная и ненасильственная. Насильственная смерть связана с воздействием на организм человека различных факторов внешней среды — механических, химических, термических и др. Ненасильственная смерть наступает от различных заболеваний (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкологических и т.д.).
Вид смерти. Его определение связано с установлением факторов, сходных по своему происхождению или воздействию на организм человека. Например, при насильственной смерти встречаются повреждения, возникающие в результате действия острыми и тупыми орудиями, частями движущегося транспорта, причиненные из огнестрельного оружия и т.д. Все это отличает вид смерти от механических повреждений. Повешение, утопление, сдавление груди и живота, задушение рвотными массами и другие причины, вызвавшие задушение, объединяются в один вид — механические задушения и т.д.
Род насильственной смерти. В зависимости от условий возникновения насильственная смерть может быть результатом убийства, самоубийства, несчастного случая. Причем самоубийство как явление, противоречащее нашему инстинкту самосохранения, всегда обращало на себя особое внимание общества и было предметом детального изучения медиками, юристами, социологами и другими специалистами.
Ст. 110 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за доведение лица до самоубийства. Способы самоубийства зависят как от социальных и психологических причин, так и от случайно создавшихся условий. Пол, род занятий, образование, мотивы самоубийства и доступность того или иного орудия самоубийства играют свою роль в выборе способа самоуничтожения. Чаще всего самоубийцы кончали жизнь посредством повешения, утопления, отравления, с помощью огнестрельного и холодного оружия. Повешение — способ самоубийства людей дряхлых, старых, безвольных, осужденных и т.д. От несчастной любви, например, редко вешаются, чаще стреляются или отравляются. Психически ненормальные люди выбирают иногда очень мучительный или странный способ: выбрасываются из зданий с большой высоты, поджигают себя и т.д. Дети чаще всего прибегают к утоплению.
Профессор А. П. Громов (1970г.) приводит пример, когда возбужденный душевнобольной, приняв 20 таблеток люминала, через некоторое время повесился, но в период судорог петля оборвалась. Затем он отыскал спрятанную родственниками опасную бритву и перерезал себе шею, повредив обе сонные артерии. После этого он самостоятельно вышел из дома, прошел около 20 м и бросился в колодец, получив при падении обширную рану головы. При вскрытии трупа погибшего обнаружено: остатки таблеток люминала в желудке, восходящая прижизненная странгуляционная борозда на шее, обширная резаная рана шеи, проникающая до позвоночника, с повреждением обеих сонных артерией, большая скальпированная рана головы, а также признаки утопления.7