Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучить, как эмпатия педагога влияет на гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Объектом исследования является эмпатия педагога.
Предметом изучения выступают уровни эмпатии влияющие на модели взаимодействия с классным коллективом.
Гипотеза: в зависимости от уровня эмпатии педагога определяется гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по изучаемой проблеме.

Оглавление

Содержание:
Введение…………………………………………………………………….…....3
Глава 1. Теоретические основы изучения уровня эмпатии педагога при гармоничном взаимодействии с коллективом…………………………….…….5
Научные подходы к изучению эмпатии педагога….……….……………....5
Особенности моделей общения педагога с учащимися…………………….9
Роль эмпатии в гармоничном взаимодействии педагога и классного коллектива……………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе………………………………………………………………20
Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии педагога, как фактора гармоничного общения с классным коллективом……………….…………….22
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………...……………...22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…..……………………28
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….....33
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы…………………………………………….. 36
Приложение………………………………………………

Файлы: 1 файл

моя курсовая педагогич. психология.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Приложение 1.                                                                          

Анкета 

    Уважаемые участники опроса. Мы проводим психологическое  исследование на базе МОУ СОШ №22 среди педагогов на тему: «Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом». Просим принять вас участие в анкетировании и ответить на следующие вопросы. Анкетирование проводится анонимно, а результаты будут использоваться в общем виде. 

  1. Укажите свои инициалы (ФИО)
 
  1. Ваш возраст:

    3. Пол:

         а) Мужской              б) Женский

    4. Ваше образование:

    5. Как вы считаете, от чего зависит  уровень эмпатии педагога?

       а) индивидуальные особенности личности;            

       б) от стажа работы педагога;      

       в) возрастные особенности личности.

 

    6. по вашему мнению, какой уровень  эмпатии должен быть у педагога?

        а) высокий                     б) средний              в) низкий

    7. Часто ли вы проявляете эмпатию  по отношению к учащимся?

        а)  часто                        б) иногда                 в) редко              

 
 

    Благодарим  за участие в анкетировании!

Приложение  2.

Методика  «Способность педагога к эмпатии» И.М. Юсупова.

Инструкция: отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили «не знаю» — 0, ответу «нет, никогда» - 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4 и ответу «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты.

Опросник:

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
  2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
  4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в «современных ритмах».
  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
  6. Больному человеку можно помочь даже словом.
  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
  8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
  9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
  14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
  16. Родители относятся к своим детям справедливо.
  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
  20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
  23. Все люди необоснованно озлоблены.
  24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
  25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
  26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
  27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
  31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
  32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
  33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
  34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
  35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
  36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Приложение 3.

Методика  диагностики модели педагогического  общения И.М. Юсупова.

Цель: диагностика модели общения педагога

Инструкция: Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

Тест

1. Нуждаетесь  ли вы в тщательной подготовке  урока даже по неоднократно  пройденной теме?  
2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?  
3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?  
4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?  
5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?  
6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?  
7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?  
8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?  
9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?  
10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?  
11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?  
12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т. п.) среди учащихся?  
13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?  
14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?  
15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?  
16. Предпочитаете ли вы, чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?  
17. Забываете ли вы во время урока о том, кто вас слушает?  
18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?  
19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?  
20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?  
21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?  
22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?  
23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?  
24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?  
25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?

Информация о работе Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом