Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить, как эмпатия педагога влияет на гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Объектом исследования является эмпатия педагога.
Предметом изучения выступают уровни эмпатии влияющие на модели взаимодействия с классным коллективом.
Гипотеза: в зависимости от уровня эмпатии педагога определяется гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по изучаемой проблеме.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….…....3
Глава 1. Теоретические основы изучения уровня эмпатии педагога при гармоничном взаимодействии с коллективом…………………………….…….5
Научные подходы к изучению эмпатии педагога….……….……………....5
Особенности моделей общения педагога с учащимися…………………….9
Роль эмпатии в гармоничном взаимодействии педагога и классного коллектива……………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе………………………………………………………………20
Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии педагога, как фактора гармоничного общения с классным коллективом……………….…………….22
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………...……………...22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…..……………………28
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….....33
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы…………………………………………….. 36
Приложение………………………………………………
Распределение показателей моделей педагогического общения у испытуемых
Модели педагогического общения | Количество испытуемых |
«Монблан» | 1 |
«Китайская стена» | 2 |
«Локатор» | 2 |
«Тетерев» | 1 |
«Гамлет» | 3 |
«Робот» | 0 |
«Я сам» | 0 |
«Союз» | 6 |
По результатам данной таблицы мы выяснили, что испытуемым характерны определенные модели педагогического общения. Мы видим, что наибольшее количество испытуемых, 6 человек, относятся к модели активного взаимодействия «союз» это говорит нам о том, что педагог постоянно находится во взаимодействии с обучаюшимся, всегда поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них.
На втором месте по количеству испытуемых, 3 человека, относятся к гиперрефлексивной модели «гамлет», что свидетельствует об обостренной социально – психологической чувствительности педагога и приводит его к неадекватным реакциям на действия аудитории, также педагог озабочен тем, как он воспринимается окружающими.
Испытуемые, у которых выявлена модель неконтактная «китайская стена», в нашем случае у двух педагогов, проявляется произвольно или непреднамеренно возведенный барьер общения, кроме того может проявляться снисходительное отношение к обучающимся, и в результате возможно слабое взаимодействие с классным коллективом.
Также у двух педагогов проявляется модель дифференцированного внимания «локатор», можно сказать, что испытуемые основываются на избирательных отношениях с обучаемыми. Также ориентируются не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, лидеров и аутсайдеров. В результате возможно нарушение целостного акта взаимодействия в системе «педагог - коллектив».
Далее рассмотрим те модели общения, которые присутствуют в единичном случае, это модели «монблан» и «тетерев». В данных моделях педагогического общения испытуемые отстранены от обучающихся. В результате отсутствует психологический контакт в коллективе, а также стороны процесса общения изолированы друг от друга, учебно – воспитательное воздействие представляется формально.
Модели педагогического общения «робот» и «я сам» отсутствуют среди испытуемых.
Для
более подробного анализа обратимся
к сводной таблице, где рассмотрим
взаимосвязь между уровнем
Таблица 3
Сводная
таблица распределения показателей по
методикам Юсупова «Способность педагога
к эмпатии» и «Моделям педагогического
общения»
Модели общения | Уровень эмпатии педагогов | ||||
очень высокий | высокий | средний | низкий | очень низкий | |
«монблан» | - | - | - | 1 | - |
«китайская стена» | - | - | 2 | - | - |
«локатор» | - | - | 2 | - | - |
«тетерев» | - | - | - | 1 | - |
«гамлет» | - | 1 | 2 | - | - |
«робот» | - | - | - | - | - |
«я сам» | - | - | - | - | - |
«союз» | 2 | 2 | 2 | - | - |
Из представленной таблицы мы видим, что среди педагогов наибольшее число испытуемых со средними и высокими показателями уровня эмпатии. Также мы наблюдаем, что испытуемым с высокими способностями к проявлению эмпатии характерны такие модели педагогического общения как модель активного взаимодействия «союз» и гиперрефлексивная модель «гамлет».
Эти испытуемые наиболее гармонично взаимодействуют с классным коллективом, так как способны находиться в постоянном взаимодействии и в диалоге с обучаемыми, у них присутствует наличие обратной связи, умение решать проблемы в коллективе творчески и совместными усилиями. Также у испытуемых с данными моделями общения преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
Поэтому можно сказать, что высокий уровень эмпатии влияет на хорошее взаимодействие между педагогом и классным коллективом.
Испытуемым со средними показателями уровня эмпатии соответствуют такие модели педагогического общения, как «китайская стена», «локатор», «гамлет». Для этих испытуемых характерно слабое взаимодействие с классным коллективом, избирательность в отношениях с обучаемыми. Межличностное отношение возводятся ими в абсолют, приобретая доминирующее значение.
Конечно, присутствуют испытуемые с низким уровнем эмпатических способностей, но их можно считать за исключения, им характерны следующие модели педагогического общения: дикторская модель «монблан» и гипорефлексивная модель «тетерев». Это свидетельствует о том, что не у всех педагогов проявляется высокий уровень эмпатических способностей. И в результате педагог как бы отстранен от обучающихся, у него нет личностного взаимодействия, что приводит к пассивности в классном коллективе. Кроме того, такие испытуемые зачастую замкнуты сами на себя, а в трудовой деятельности они поглощены своими идеями, и проявляют эмоциональную глухоту к окружающим.
По данным анкетирования мы получили информацию о том, что у педагогов МОУ СОШ №22 преобладает высшее педагогическое образование и среднее специальное.
На
вопрос от чего зависит уровень эмпатии
педагога, 12 испытуемых ответили, что
от личностных особенностей каждого, и
3 человека ответили, что от возрастных
особенностях личности. Также на вопрос
проявления эмпатии по отношению к учащимся,
9 испытуемых ответили, что часто проявляют
эмпатию, 5 человек ответили, что иногда
и один испытуемый ответил, что редко.
Единогласно испытуемые ответили, что
для педагога наиболее приемлем средний
уровень эмпатии.
Выводы по второй главе:
На
данном этапе курсовой работы нами
были описаны методики, с помощью
которых проводилось
Из
методики модели педагогического общения
нами было выявлено, что испытуемым с высокими
способностями к проявлению эмпатии характерны
такие модели педагогического общения
как модель активного взаимодействия
«союз» и гиперрефлексивная модель «гамлет».
Что свидетельствует о гармоничном взаимодействии
с классным коллективом, способности находиться
в постоянном взаимодействии и в диалоге
с обучаемыми. Также у испытуемых с данными
моделями общения преобладает стиль дружеского
взаимодействия с сохранением ролевой
дистанции.
Заключение
В первой главе нами были приведены основные теоретические положения общей и педагогической психологии. Рассматривались такие понятия как эмпатия, виды и механизмы эмпатии, уровни эмпатии, педагогическое общение, модели педагогического общения, стили педагогического общения. Поэтому мы можем сказать, что эмпатия педагога играет многозначительную роль при взаимодействии с обучаемыми и классным коллективом. Также эмпатия для педагогов является важнейшим профессионально важным качеством и выступает одним из факторов успешности в деятельности. Кроме того мы подробно описали стили и модели педагогического общения.
Во второй главе нашей курсовой работы было проведено эмпирическое исследование на базе МОУ СОШ №22. Нами было исследовано 15 педагогов, женского пола в возрасте от 35 лет до 55 лет. Исследование проводилось с 22.04.11 по 5.05.11 на выявления эмпатии педагога, как фактора гармоничного взаимодействия с классным коллективом.
Для выявления эмпатии педагога, как фактора гармоничного взаимодействия с классным коллективом были использованы: методика «Способность педагога к эмпатии» И.М. Юсупова для определения уровня эмпатии педагога и методика диагностики модели педагогического общения И.М. Юсупова, а так же в качестве дополнительного средства сбора информации об испытуемых нами была разработана анкета.
В соответствии с выдвинутой гипотезой: в зависимости от уровня эмпатии педагога, определилось гармоничное взаимодействие с классным коллективом. Таким образом, чем выше способность педагога к эмпатии, тем лучше педагог взаимодействует с обучаемыми и с классным коллективом.
Таким образом, в педагогической деятельности эмпатия как способность отражения партнера на различных уровнях необходима для успешной работы. Рациональная составляющая эмпатии позволяет реализовать возможность наблюдения за другим, способность восприятия его состояния и переживания. Эмоциональная сторона эмпатии играет важную роль для понимания поведения, образа мыслей других людей. Эмпатия на интуитивном уровне даёт возможность быстро и верно реагировать в нестандартных ситуациях.
Вышеизложенное дает основания говорить, что эмпатия для педагогов является важнейшим профессионально важным качеством и выступает одним из факторов успешности в деятельности.
Подводя
итоги проделанной работы, можно
сказать, что наша гипотеза подтверждена
и задачи выполнены.
Список
литературы
Информация о работе Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом