Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучить, как эмпатия педагога влияет на гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Объектом исследования является эмпатия педагога.
Предметом изучения выступают уровни эмпатии влияющие на модели взаимодействия с классным коллективом.
Гипотеза: в зависимости от уровня эмпатии педагога определяется гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по изучаемой проблеме.

Оглавление

Содержание:
Введение…………………………………………………………………….…....3
Глава 1. Теоретические основы изучения уровня эмпатии педагога при гармоничном взаимодействии с коллективом…………………………….…….5
Научные подходы к изучению эмпатии педагога….……….……………....5
Особенности моделей общения педагога с учащимися…………………….9
Роль эмпатии в гармоничном взаимодействии педагога и классного коллектива……………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе………………………………………………………………20
Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии педагога, как фактора гармоничного общения с классным коллективом……………….…………….22
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………...……………...22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…..……………………28
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….....33
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы…………………………………………….. 36
Приложение………………………………………………

Файлы: 1 файл

моя курсовая педагогич. психология.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

НАУЧНО  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет права, социологии и  СМИ 

Кафедра Психологии 
 
 
 

     ДОПУСКАЮ  К ЗАЩИТЕ

     Научный руководитель

      __________ К.В.Варыханова

     «___» ____________ 2011 г.    
 

Курсовая  работа 

Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом. 
 
 
 

     Специальность: 030301 «Психология» 
 
 
 
 

Выполнил студент группы ПС-07-1 ___________ Кривошеева Е. С.

Руководитель  к. пс. н. _______________________Варыханова К.В.

Нормоконтроллер __________________________ Варыханова К.В. 
 
 

Иркутск, 2011.

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………….…....3

Глава 1. Теоретические основы изучения уровня эмпатии педагога при гармоничном взаимодействии с коллективом…………………………….…….5

    1. Научные подходы к изучению эмпатии педагога….……….……………....5
    2. Особенности моделей общения педагога с учащимися…………………….9
    3. Роль эмпатии в гармоничном взаимодействии педагога и классного коллектива……………………………………………………………………17

Выводы  по 1 главе………………………………………………………………20

Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии  педагога, как фактора гармоничного общения с классным коллективом……………….…………….22

2.1 Характеристика выборки и методов исследования………...……………...22

2.2 Анализ  результатов эмпирического исследования…..……………………28

Выводы  по 2 главе…………………………………………………………….....33

Заключение……………………………………………………………………… 34

Список  используемой литературы…………………………………………….. 36

Приложение……………………………………………………………………... 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность  темы. Психологическое благополучие педагога - одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Высокая эмоциональная напряженность вызвана наличием большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе педагога. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Эмоциональные особенности педагогической деятельности могут, способствуют развитию эмоционального выгорания педагогов, а также препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии.

    Положительный результат общения и взаимодействия педагога связан с гармоничным взаимодействием в классе, что зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога. Также умение учитывать репрезентативную систему учащегося, зависит от умения слушать, понимать учащегося, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.

    Эмпатия - это умение поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

    Сопереживание - это принятие тех чувств, которые  испытывает некто другой так, как  если бы они были нашими собственными.

    Эмпатия способствует сбалансированности межличностных  отношений. Она делает поведение  человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия —  ключевой фактор успеха в тех видах  деятельности, которые требуют в  чувствования в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - сформирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». И далее: «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков».

    Цель  данного исследования – изучить, как эмпатия педагога влияет на гармоничное взаимодействие с классным коллективом.

    Объектом  исследования является эмпатия педагога.

    Предметом изучения выступают уровни эмпатии влияющие на модели взаимодействия с классным коллективом.

    Гипотеза: в зависимости от уровня эмпатии педагога определяется гармоничное взаимодействие с классным коллективом.

    Задачи  исследования:

    1. Анализ литературы по изучаемой  проблеме.

    2. Подбор методов и методик исследования.

    3. Изучение уровней эмпатии педагога влияющих на взаимодействии с коллективом.

     Методологической  основой курсовой работы являются основные теоретические положения общей и педагогической психологии, представленные в трудах: К. Роджерса, И.М.Юсупова, В.А. Кан-Калика, В.В. Бойко.

    В работе использованы следующие методики:

  1. Методика «Способность педагога к эмпатии» И.М. Юсупова;
  2. Методика «Диагностика моделей педагогического общения» И.М. Юсупова;
  3. Анкета, составлена автором.

    Исследование  проводилось на базе МОУ СОШ №22. Нами было исследовано 15 педагогов, женского пола  в возрасте от 35 лет до 55 лет.

    Структура работы представлена: введением, двумя главами, заключением, списком литературы из  источников и приложением. 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы эмпатии педагога

    1. Научные подходы к изучению эмпатии

    Теоретический анализ о наличии у человека эмпатических способностей проводили в своих  исследованиях отечественные и  зарубежные авторы.

    В.В. Бойко рассматривает эмпатию  как рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения, которая является особенно утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека. «Это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций - в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение». Он считает, что неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой. К ее субъективной реальности - основная предпосылка глубокой эмпатии.[3]

    У одних авторов эмпатия выступает  как вид чувственного познания объекта  через проекцию и идентификацию, у других - как способность поставить себя на место другого, предвидеть его реакции, у третьих - как способность понимания эмоционального состояния другого или как способность проникать в психику другого, понимать его аффективные ориентации.

    К.Роджерс: состояние эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто».[11]

    Понятие «эмпатия» впервые применил в  психологии Э. Титченер, опираясь на представление Липпса о вчуствовании как перцептивном акте. Но часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивный процесс, как восприятие и понимание внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведения искусства, природы.[10]

    Одни  считают, что эмпатия характеризуется  сопереживанием, возникающим по механизму  эмоционального заражения. Другие - что  в эмпатии значительную роль играет разум, рациональное восприятие человека или животного. Третьи полагают, что сопереживание перерастает в сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи.

    Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена происходило постепенно от этического понятия «симпатия», либо эстетическим понятием «вчуствование».

    З. Фрейд  полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов - заражения и подражания. [4]

    М.Шелер рассматривал эмпатию как механизм познания, т.е. акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием и при сохранении независимости собственных переживаний, [цит.,4]

    Т. Рибо - на низшем психофизиологическом уровне развития эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком - как синестезия, т.е. согласованность чувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки, хотя в ряде случаев люди стремятся избавить себя от сопереживания страданиям другого человека. Единство представлений и темпераментов с объектом симпатии способствуют появлению согласованных чувств и поступков.[1]

    По данным А.П. Васильковой - для высокоэмпатийных характерна мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а не замкнутость и недоброжелательность.[2]

    Существуют  классификации видов эмпатии. К  примеру, классификация А.В. Петровского  и М.Г. Ярошевского, в которой эмпатия  представлена следующими ее видами:

    • - эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания;
    • когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах, например, сравнение, аналогии;
    • предикативная эмпатия, проявляющаяся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

    К механизмам эмпатии относят:

    • сопереживание - переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек посредством отождествления себя с ним;
    • сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.[1]

    Многие  из феноменов, рассматриваемых психологической  наукой, имеют определенную предыстория изучения в различных отраслях философского знания. Аналогичным образом обстоит дело и с понятием «эмпатия». История его изучения берет начало в конце 19 века - начале 20 вв. в таких философских дисциплинах, как этика и эстетика. В это время формируется интерес к явлениям симпатии и вчувствования, который отражен в учениях Смита, Спенсера, Шопенгауэра, Липпса, Шелера и др. В этических теориях Смита, Спенсера, Шопенгауэра дается определение симпатии как свойства человеческой души, необходимого для регулирования взаимоотношений между людьми в обществе. Рибо, Штерн и Шелер акцентируют внимание на выявлении специфики симпатии как формы отношений между людьми, предполагающей направленность на познание личности другого как высшей ценности. Липпс вводит термин вчувствование, и определяет как интуитивно познавательную направленность на объект.

    Таким образом, в конце 19 - вначале 20 вв. в различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с людьми и способствующие пониманию и познанию другого человека. Названные теории дали начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. Первым, кто ввел термин эмпатии в психологическую науку, был Э. Титченер. В настоящее время самым общим и наиболее признанным определением эмпатии становится то, которое приведено в психологическом словаре. Эмпатия толкуется как постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого. Но данное определение не дает необходимого представления о сложности и многогранности эмпатии как психического явления.[10]

Информация о работе Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом