Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить, как эмпатия педагога влияет на гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Объектом исследования является эмпатия педагога.
Предметом изучения выступают уровни эмпатии влияющие на модели взаимодействия с классным коллективом.
Гипотеза: в зависимости от уровня эмпатии педагога определяется гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по изучаемой проблеме.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….…....3
Глава 1. Теоретические основы изучения уровня эмпатии педагога при гармоничном взаимодействии с коллективом…………………………….…….5
Научные подходы к изучению эмпатии педагога….……….……………....5
Особенности моделей общения педагога с учащимися…………………….9
Роль эмпатии в гармоничном взаимодействии педагога и классного коллектива……………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе………………………………………………………………20
Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии педагога, как фактора гармоничного общения с классным коллективом……………….…………….22
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………...……………...22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…..……………………28
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….....33
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы…………………………………………….. 36
Приложение………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет права, социологии и СМИ
Кафедра
Психологии
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Научный руководитель
__________ К.В.Варыханова
«___»
____________ 2011 г.
Курсовая
работа
Эмпатия
педагога, как фактор гармоничного
взаимодействия с классным коллективом.
Специальность:
030301 «Психология»
Выполнил студент группы ПС-07-1 ___________ Кривошеева Е. С.
Руководитель
к. пс. н. _______________________
Нормоконтроллер
__________________________ Варыханова К.В.
Иркутск, 2011.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения уровня эмпатии педагога при гармоничном взаимодействии с коллективом…………………………….…….5
Выводы
по 1 главе………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии педагога, как фактора гармоничного общения с классным коллективом……………….…………….22
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………...……………...22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…..……………………28
Выводы
по 2 главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы. Психологическое благополучие педагога - одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Высокая эмоциональная напряженность вызвана наличием большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе педагога. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Эмоциональные особенности педагогической деятельности могут, способствуют развитию эмоционального выгорания педагогов, а также препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии.
Положительный результат общения и взаимодействия педагога связан с гармоничным взаимодействием в классе, что зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога. Также умение учитывать репрезентативную систему учащегося, зависит от умения слушать, понимать учащегося, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.
Эмпатия - это умение поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют в чувствования в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - сформирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». И далее: «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков».
Цель данного исследования – изучить, как эмпатия педагога влияет на гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Объектом исследования является эмпатия педагога.
Предметом изучения выступают уровни эмпатии влияющие на модели взаимодействия с классным коллективом.
Гипотеза: в зависимости от уровня эмпатии педагога определяется гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Задачи исследования:
1.
Анализ литературы по
2.
Подбор методов и методик
3. Изучение уровней эмпатии педагога влияющих на взаимодействии с коллективом.
Методологической основой курсовой работы являются основные теоретические положения общей и педагогической психологии, представленные в трудах: К. Роджерса, И.М.Юсупова, В.А. Кан-Калика, В.В. Бойко.
В работе использованы следующие методики:
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №22. Нами было исследовано 15 педагогов, женского пола в возрасте от 35 лет до 55 лет.
Структура
работы представлена: введением, двумя
главами, заключением, списком литературы
из источников и приложением.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы эмпатии педагога
Теоретический анализ о наличии у человека эмпатических способностей проводили в своих исследованиях отечественные и зарубежные авторы.
В.В.
Бойко рассматривает эмпатию
как рационально-эмоционально-
У
одних авторов эмпатия
К.Роджерс: состояние эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто».[11]
Понятие «эмпатия» впервые применил в психологии Э. Титченер, опираясь на представление Липпса о вчуствовании как перцептивном акте. Но часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивный процесс, как восприятие и понимание внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведения искусства, природы.[10]
Одни считают, что эмпатия характеризуется сопереживанием, возникающим по механизму эмоционального заражения. Другие - что в эмпатии значительную роль играет разум, рациональное восприятие человека или животного. Третьи полагают, что сопереживание перерастает в сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи.
Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена происходило постепенно от этического понятия «симпатия», либо эстетическим понятием «вчуствование».
З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов - заражения и подражания. [4]
М.Шелер рассматривал эмпатию как механизм познания, т.е. акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием и при сохранении независимости собственных переживаний, [цит.,4]
Т. Рибо - на низшем психофизиологическом уровне развития эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком - как синестезия, т.е. согласованность чувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки, хотя в ряде случаев люди стремятся избавить себя от сопереживания страданиям другого человека. Единство представлений и темпераментов с объектом симпатии способствуют появлению согласованных чувств и поступков.[1]
По данным А.П. Васильковой - для высокоэмпатийных характерна мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а не замкнутость и недоброжелательность.[2]
Существуют классификации видов эмпатии. К примеру, классификация А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, в которой эмпатия представлена следующими ее видами:
К механизмам эмпатии относят:
Многие
из феноменов, рассматриваемых
Таким образом, в конце 19 - вначале 20 вв. в различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с людьми и способствующие пониманию и познанию другого человека. Названные теории дали начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. Первым, кто ввел термин эмпатии в психологическую науку, был Э. Титченер. В настоящее время самым общим и наиболее признанным определением эмпатии становится то, которое приведено в психологическом словаре. Эмпатия толкуется как постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого. Но данное определение не дает необходимого представления о сложности и многогранности эмпатии как психического явления.[10]
Информация о работе Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом