Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить, как эмпатия педагога влияет на гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Объектом исследования является эмпатия педагога.
Предметом изучения выступают уровни эмпатии влияющие на модели взаимодействия с классным коллективом.
Гипотеза: в зависимости от уровня эмпатии педагога определяется гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по изучаемой проблеме.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….…....3
Глава 1. Теоретические основы изучения уровня эмпатии педагога при гармоничном взаимодействии с коллективом…………………………….…….5
Научные подходы к изучению эмпатии педагога….……….……………....5
Особенности моделей общения педагога с учащимися…………………….9
Роль эмпатии в гармоничном взаимодействии педагога и классного коллектива……………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе………………………………………………………………20
Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии педагога, как фактора гармоничного общения с классным коллективом……………….…………….22
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………...……………...22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…..……………………28
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….....33
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы…………………………………………….. 36
Приложение………………………………………………
От 63 до 81 балла - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.
От 37 до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.
12 - 36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда Вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выгладите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
Методика диагностики модели педагогического общения И.М. Юсупова
Цель методики: диагностика модели общения педагога;
Процедура проведения: раздаются тексты опросника, которые необходимо заполнить в соответствии с инструкцией.
Инструкция: просматривая каждый из предлагаемых вопросов, отмечайте символом «+» ответы «да», если можете с ними согласиться, и символом «нет», если на вопрос даете отрицательный ответ. Постарайтесь быть искренним перед самим собой, тогда вы получите достоверный результат.
Обработка данных:
Модели общения | Да «+» | Нет «-» |
Дикторская «Монблан» | 4, 6, 11, 15, 17, 23 | 1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24 |
Неконтактная «Китайская стена» | 9, 11, 13, 14, 15 | 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21 |
Дифференцированное внимание «Локатор» | 10, 14, 18, 20, 21 | 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23 |
Гипорефлексивная «Тетерев» | 9, 11, 15, 17, 23, 24 | 8, 12, 16. 19, 20, 21, 22 |
Гиперрефлексивная «Гамлет» | 3, 12, 14, 18, 19, 20,22, 25 | 2, 5, 6, 11, 13, 23 |
Негибкого реагирования «Робот» | 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 | 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24 |
Авторитетная «Я Сам» | 5, 10, 14, 15, 18, 24 | 2, 8, 16, 21 |
Активного взаимодействия «Союз» | 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 | 1, 2, 4, 6, 11, 13, 15, 17, 23 |
Интерпретация результатов теста:
Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.
Модель дикторская («Монблан»). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Модель неконтактная («Китайская стена») очень близка по своему содержанию к первой. Разница з том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Модель дифференцированного внимания («Локатор») основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.
Модель гипорефлексивная («Тетерев») заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Модель гиперрефлексивная («Гамлет») противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.
Модель негибкого реагирования («Робот»). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Модель авторитарная («Я – сам»). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.
Модель активного взаимодействия («Союз»). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Нами была составлена анкета в качестве дополнительного методического средства с целью выявления дополнительной информации об испытуемых.
Инструкция: «Уважаемые участники опроса. Мы проводим психологическое исследование на базе МОУ СОШ №22 среди педагогов на тему: «Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом». Просим принять вас участие в анкетировании и ответить на представленные вопросы. Анкетирование проводится анонимно, а результаты будут использоваться в общем виде».
Обработка
и анализ полученных данных анкетирования
позволяет более подробно и точно представить
картину исследования нашей курсовой
работы.
С целью выявления эмпатии педагога, а так же особенностей моделей общения педагога с учащимися МОУ СОШ №22 были использованы методики: «Способность педагога к эмпатии» И.М. Юсупова; методика диагностики модели педагогического общения И.М. Юсупова, а также было проведено анкетирование в качестве дополнительного средства, позволяющего более подробно собрать информацию об испытуемых.
Для диагностики эмпатии педагога мы использовали методику «Способность педагога к эмпатии». Общие результаты изучения выборки этой методикой представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Распределение показателей уровня эмпатии педагога
уровень эмпатиии | очень высокий | высокий | средний | низкий | очень низкий |
испытуемые | 2 | 3 | 8 | 2 | 0 |
Из данных результатов видно что, у большинства педагогов, а это 8 человек, преобладает средний уровень эмпатии. Это говорит нам о том, что они в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника могут терять терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. В межличностных отношениях эти люди более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. У них нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей.
Из
всех испытуемых было выявлено 2 педагога
с очень высоким уровнем
Также, было выявлено, что трое испытуемых обладают высоким уровнем эмпатии. Это в свою очередь может нам сообщить о том, что испытуемые чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык. Испытуемые стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.
Два испытуемых обладают низким уровнем эмпатии. Об этих испытуемых можно предположить, что они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, в частности, с учащимися. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла.
Далее нами представлена методика диагностики модели педагогического общения И.М. Юсупова, которая позволяет выявить, какие модели общения используют педагоги при взаимодействии с учащимися.
Информация о работе Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом