Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить, как эмпатия педагога влияет на гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Объектом исследования является эмпатия педагога.
Предметом изучения выступают уровни эмпатии влияющие на модели взаимодействия с классным коллективом.
Гипотеза: в зависимости от уровня эмпатии педагога определяется гармоничное взаимодействие с классным коллективом.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по изучаемой проблеме.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….…....3
Глава 1. Теоретические основы изучения уровня эмпатии педагога при гармоничном взаимодействии с коллективом…………………………….…….5
Научные подходы к изучению эмпатии педагога….……….……………....5
Особенности моделей общения педагога с учащимися…………………….9
Роль эмпатии в гармоничном взаимодействии педагога и классного коллектива……………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе………………………………………………………………20
Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии педагога, как фактора гармоничного общения с классным коллективом……………….…………….22
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………...……………...22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…..……………………28
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….....33
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы…………………………………………….. 36
Приложение………………………………………………
• Модель авторитарная («Я – сам») - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.
Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
• Модель активного взаимодействия («Союз») - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.
Профессионально - важные качества педагогического общения:
1.3 Роль эмпатии в гармоничном взаимодействии педагога и классного коллектива
Эмпатия - чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между педагогом и классным коллективом.[11]
Межличностное восприятие, по мнению Г.М. Андреевой, является одним из важнейших характеристик общения. Эмпатийное восприятие педагога носит безоценочный, децентрализирующий личность характер, обусловленный стремлением познать и понять учащегося, разделить его внутренний мир, отличный от собственного. Адекватное, эмпатийное восприятие человеком человека повышает уровень социальной перцепции и саморегугяции поведения человека.[1]
Пользуясь эмпатией, педагог на основе внешнего облика, поведения и знакам экспрессии человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступков и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему ученику. Также эмпатия играет ведущую роль в процессе взаимодействия «педагог – ученик». А.А. Бодалев делает акцент на необходимости установления «Успешного общения», главными характеристика которого является правильный выбор способов взаимодействия с коллективом. Кроме того, к условиям «успешного общения» А.А. Бодалев относит ориентировку на положительные качества обучающихся, способность анализировать поступки и определять их поведение в различных ситуациях, видеть за ними мотивы, которые руководят им, также развитие интуиции, воображения; воспитанность эмоциональной сферы, а именно: способность к эмпатическому переживанию.[2]
Как заключает А.А. Бодалев, построение образа познаваемого человека на основе характеристик его внешности оказывается не достаточным, чтобы сделать окончательный вывод о субъекте взаимодействия. В этом случае эмпатия обеспечивает познание другого на основе системы заключений о личностных качествах, отношении к действительности субъекта взаимодействия.[2]
Эмпатия, отражая образ другого человека как субъекта взаимодействия, обуславливает более или менее осознаваемое переживание присутствия другого в значимых для личности ситуациях. Эмпатия также определяет готовность личности внести в этот отражаемый образ что-то свое и тем самым произвести изменения в системе отношений к другому человеку, миру. Как специфическая форма отражения субъекта в человеке, эмпатия выступает активным деятельным началом, изменяющим взгляд на вещи, формирующим новые побуждения, ставящим новые цели. Тем самым эмпатия регулирует и изменяет стратегию поведения личности, наделяя личностным смыслом последствия своих действий.[13]
В ходе эмпатического познания педагогом гармоничного взаимодействия с классным коллективом, одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка учеников, попытка понять смысл их поступков, и основанная на этом стратегия изменения поведения, и построение стратегии своего собственного поведения, и последовательное взаимоотражение, содержанием которого являются воспроизведения внутреннего мира при взаимодействии.[7]
Известно, что люди различаются между собой субъективными моделями в представлении мира. Так как субъект разрабатывает уникальную модель мира с целью интерпретации окружающего и регулирования своего поведения, опираясь на прошлый опыт, эмпатия позволяет понять особенности психологических процессов и предсказать различные поступки учеников в процессе гармоничного взаимодействия. Педагог, располагая высоким эмпатическим потенциалом, умея оценивать других людей, может определить, каким он представляется им, и выбрать для себя способ поведения, чтобы произвести положительное впечатление на учеников.[8]
Итак, эмпатия педагога, или эмпатический потенциал, имеет социально-психологическую природу и играет важную роль при гармоничном взаимодействии с учениками, выполняя функции познания, отражения людьми друг друга и установления взаимопонимания в процессе учебной деятельности. Эмпатия педагога способствуют адекватному отражению и восприятия образа обучающегося, регулирует поведение личности, делая возможным доверительные, открытые и продуктивные отношения в классном коллективе.[9]
Одним из наиболее важных и действенных средств создания атмосферы эмпатии является формирование высокого уровня воспитанности, культуры взаимодействия людей. Именно этим объясняется интерес и внимание, которые проявляет общественность к проблемам культуры поведения, культуры межличностных отношений.[7]
Педагог, прежде чем, формировать эмпатию у своих воспитанников, должен сам обладать эмпатийными качествами. К адекватному сопереживанию, сочувствию, содействию способны не все учителя. В учебно-воспитательном процессе необходимо реализовать наиболее значимые чувства: сердечность, душевная щедрость, отзывчивость, готовность помочь, сопереживание и сочувствие. Для того, чтобы гармонично взаимодействовать в коллективе.
Следовательно, педагогической задачей образовательных учреждений в настоящее время является не только передача информации, но и создание психолого-педагогического климата доверия, а также условий для достижения духовной общности учителя и учеников, сотрудничества, проявления эмпатии, улавливания настроения собеседника, умения решать и предотвращать конфликты, осуществлять взаимопомощь и дружелюбие.
Таким
образом, у современного человека, вообще,
и педагога, в частности, способного
жить и творить в ХХI веке, необходимо
развивать эмпатию как важнейшее качество
гуманной личности. Эффективным же процесс
формирования эмпатии у школьников будет
лишь в том случае, если в лице педагога
мы также увидим неравнодушного, нравственного,
творческого, занимающего активную социальную
позицию человека. Готовность к развитию
способности понимать личность школьника
предполагает ориентацию педагога на
формирование у него таких личностных
качеств, как эмпатия, эмоциональная устойчивость,
умение создавать атмосферу сотрудничества,
гармоничное взаимопонимания между учителем
и учеником, влияние индивидуальных особенностей
педагога на учащихся, а также направленность
на самообразование и применение полученных
знаний в своем опыте.
Выводы по первой главе:
Рассмотрев теоретические основы изучения уровня эмпатии педагога, особенностей моделей общения педагога с учащимися, а также влияние эмпатии на гармоничное взаимодействие педагога с коллективом, можно сказать следующее:
Вышеизложенное
дает основания говорить, что эмпатия
для педагогов является важнейшим
профессионально важным качеством и выступает
одним из факторов успешности в педагогической
деятельности.
Глава 2: Эмпирическое исследование эмпатии педагога, как фактора гармоничного взаимодействия с классным коллективом
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №22. Нами было исследовано 15 педагогов, женского пола в возрасте от 35 лет до 55 лет.
Исследование проводилось с 22.04.11 по 5.05.11 на выявления эмпатии педагога, как фактора гармоничного взаимодействия с классным коллективом. В работе использовались следующие методики:
Описание методик:
Методика «Способность педагога к эмпатии» И.П. Юсупова
Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили «не знаю» — 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4 и ответу «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты.
Обработка результатов: Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на утверждения № 3, 9, 11, 13, 28, 36, - а также, не пометили ли пункты № 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда». Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно.
Теперь суммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты № 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27,29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
Если Вы набрали от 82 до 90 баллов - это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.
Информация о работе Эмпатия педагога, как фактор гармоничного взаимодействия с классным коллективом