Эмоциональные состояния и их влияния на эффективность управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:22, реферат

Краткое описание

Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности. Цель реферата – рассмотреть эмоциональные состояния и выявить их влияние на эффективность управленческой деятельности.

Оглавление

Введение 3
1.Эмоциональные состояния 4
2. Влияние эмоциональных состояний на эффективность управленческой деятельности 11
Заключение 13
Библиографический список 14

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.doc

— 74.00 Кб (Скачать)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет» 
 

Кафедра «Государственное и муниципальное  управление и 

таможенное  дело» 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Психология управления »

по теме: «Эмоциональные состояния и их влияния на эффективность управленческой деятельности» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студент гр. ТД-329

Глинко  Л.В.

Проверила: преподаватель Крутько И.В. 
 
 
 
 

Омск 2011

 

Содержание

 

Введение

     Любая деятельность человека связана с  осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности.

     Эмоции - это элементарные переживания, возникающие  у человека под влиянием общего состояния  организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Эмоциональные состояния являются одной из разновидностей эмоций, характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями.

     По  своей модальности эмоциональные  состояния могут представать  в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения – от  депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния  – это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

     В управленческой деятельности эмоциональные  состояния встречаются довольно часто. Хороший руководитель должен уметь видеть их, нужные направлять в работу, не нужные нейтрализовать.

     Выше  изложенные положения свидетельствуют  об актуальности темы реферата.

     Цель  реферата – рассмотреть эмоциональные  состояния и выявить их влияние  на эффективность управленческой деятельности.

 

1.Эмоциональные  состояния

     Эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. [1]

     Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

     Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей.

     Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.[1]

       Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

     К эмоциональным состояниям принято относить следующие типы: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

     Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при невозможности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникших ситуаций. У человека аффекты могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений, например, несправедливостью, оскорблением. Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью.

     Особенности аффекта:

     а) бурное внешнее проявление;

     б) кратковременность;

     в) безотчетность поведения человека во время аффекта;

     г) диффузность переживания (аффект захватывает  личность целиком, ее ум, чувства и  волю).

     Развитие  аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга. Охваченный аффективной вспышкой ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния, человек в разные моменты неодинаково отражает мир, различным образом выражает свои переживания, в разной мере владеет собой и регулирует свои движения. В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что связанно с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практически важного. На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, человек утрачивает контроль над собой, совершая уже безрассудные действия, которые позднее будет стыдно вспоминать. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какое чувство переживается человеком и насколько человек владеет собой при аффективном состоянии. [3]

     Эмоции  отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.

     Помимо  удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания.

     Другим  проявлением эмоциональных процессов  является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

     С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

     Следует отметить, что неоднократно предпринимались  попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

     Радость — положительное эмоциональное  состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

     Удивление — не имеющая четко выраженного  положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

     Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

     Гнев  — эмоциональное состояние, отрицательное  по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

     Отвращение  — отрицательное эмоциональное  состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

     Презрение — отрицательное эмоциональное  состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

     Страх — отрицательное эмоциональное  состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

     Стыд  — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных  помыслов, поступков и внешности  не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

     Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека. [1]

     Чувства – это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

     Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. [1]

     Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Информация о работе Эмоциональные состояния и их влияния на эффективность управленческой деятельности