Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе дошкольного возраста.
В связи с этим ставим перед собой следующие задачи:
1) оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье;
изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
изучить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I . Эмоциональнаятревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 5
1.1.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 9
1.3.Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 16
1.4. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 21
Глава II . Методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования 25
2.2. Результаты проведенного исследования. 49
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 50
Заключение 52
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 3.21 Мб (Скачать)

Какова же этиология  тревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться  тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими  воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое  количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

В этом случае общение  взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность  в себе и в своих собственных  силах, он постоянно боится отрицательной  оценки, начинает беспокоиться, что  он делает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка  с одним из родителей, обычно с  матерью. В этом случае общение взрослого  с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.

Например, существует зависимость  между количеством страхов у  детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи  матерям в детстве или проявляются  сейчас. Мать, находящаяся в состоянии  тревоги, непроизвольно старается  оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о  ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

Усилению в ребенке тревожности  могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны  родителей и воспитателей, так  как они вызывают ситуацию хронической  не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.

Помимо перечисленных  факторов страхи возникают и в  результате фиксации в эмоциональной  памяти сильных испугов при встрече  со всем, что олицетворяет опасность  или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую  болезнь.

Если у ребенка усиливается  тревожность, появляются страхи – непременный  спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает  тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют  соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный  в себе, склонный к сомнениям и  колебаниям, робкий, тревожный ребенок  нерешителен, несамостоятелен, нередко  инфантилен, повышенно внушаем.

Неуверенный, тревожный  человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию  реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные  дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать  так, чтобы боялись меня». Маска  агрессии тщательно скрывает тревогу  не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Также реакция психологической  защиты выражается в отказе от общения  и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую  защиту «уходя в мир фантазий». В  фантазиях ребенок разрешает  свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные  потребности.

Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности - и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием  чувства беспокойства и боязни сделать  что-либо не то, не так, не соответствовать  общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего  возраста страхов. Главным источником тревог для дошкольников и младших  школьников оказывается семья. В  дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Замечено, что интенсивность  переживания тревоги, уровень тревожности  у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с  тем,с какими ситуациями они связывают  свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем  заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими  людьми. К людям, с которыми девочки  могут связывать свою тревогу, относятся  не только друзья, родные, учителя. Девочки  боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые  можно ожидать от родителей или  вне семьи: учителей, директора школы  и т.д.

Отрицательные последствия  тревожности выражаются в том  что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности  может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Тем не менее, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

1.3.Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка – это  оценка личностью самой себя, своих  возможностей, способностей, качеств  и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным  образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Различают общую и частную  самооценку. Частной самооценкой  будет, например, оценка каких-то деталей  своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или  неодобрение, которое переживает человек  по отношению к самому себе.

Человек может оценивать  себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и  низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные  оценки, на основе которых формируется  глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких  целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции  самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком  о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое  называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Таким образом, важнейший  компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Важные новообразования  в развитии самосознания, связанные  с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок  начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в  третьем лице к личному местоимению  первого лица – « Я ». Это  ведет к рождению потребности  действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое « Я ». На основе представлений ребенка о своем  «Я» начинает формироваться самооценка.

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного  периода) имеет общение ребенка  с взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а не предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.

Постепенно изменяет предмет  самооценки. Существенным сдвигом в  развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого  человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний  самого себя. Во всех возрастных группах  дети обнаруживают способность объективнее  оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших  группах можно заметить детей, которые  оценивают себя с положительной  стороны косвенным путем. Например, на вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: «Я самый хороший».

Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени  связаны с развитием мотивационной  сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем  отказывается от него во имя более  высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают  поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные  поступки, дети не дают себе отчета в  их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается  под влиянием той оценки, которые  дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей  начинает развиваться дифференцировка  того, что хорошо и что плохо. В  первую очередь они учатся оценивать  поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные  поступки.

Информация о работе Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста