Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе дошкольного возраста.
В связи с этим ставим перед собой следующие задачи:
1) оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье;
изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
изучить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава I . Эмоциональнаятревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 5
1.1.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 9
1.3.Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 16
1.4. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 21
Глава II . Методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования 25
2.2. Результаты проведенного исследования. 49
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 50
Заключение 52
Список литературы 54
Трудности общения: 7 баллов
Депрессивность: 3 балла
Интерпретация баллов по симптомам:
Анализируя рисунок Славы видно, что он не нарисовал трубу и дверь в доме, что означает трудность при стремлении раскрыться перед другими и нехватку психологической теплоты дома. Весь рисунок нарисован черным цветом - означает пугливость, застенчивость. Изображая человека, Слава не нарисовал уши, значит, он не выносит критику. Дерево нарисовано с круглой кроной, означает экзальтированность, эмоциональность. Дерево, изображенное вверх ногами, означает независимость, рассудительность.
Вывод: трудность при стремлении раскрыться перед другими, незащищенность
Методика «Несуществующее животное»
Ход обследования: (см. рисунок и приложение 3)
Интерпретация рисунка:
Слава нарисовал червяка
– Лешу. Рисунок нарисован ниже
средней линии листа. Глаза изобразил
как пустые глазницы. Анализируя данный
рисунок можно сказать о
Вывод: повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка.
Методика «Рисунок семьи»
Ход обследования: (см. рисунок и приложение 4)
Интерпретация рисунка:
При анализе рисунка
Славы можно сказать, что у
ребенка дружеские
Вывод: чувства тревожности в семье нет
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Ход обследования: (см. приложение 5)
Обработка результатов:
Индекс тревожности = 57%
Вывод: высокий уровень тревожности
Рекомендации:
не кричать;
2.2. Результаты проведенного исследования.
Выводы проведенного исследования:
1. В данной группе детей старшего возраста большинство детей имеют низкий уровень тревожности, несколько детей имеют средний уровень тревожности и один ребенок имеет высокий уровень тревожности, а также небольшая часть детей имеют средний уровень выраженности враждебности, конфликтности, незащищенности, недоверия к себе, депрессивности, чувства неполноценности, трудностей общения, остальные дети имеют низкий уровень выраженности.
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню выраженности | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Незащищенность |
1 |
20 |
2 |
40 |
2 |
40 |
Тревожность |
1 |
20 |
2 |
40 |
2 |
40 |
Недоверие к себе |
- |
- |
- |
- |
5 |
100 |
Чувство неполноценности |
- |
- |
- |
- |
5 |
100 |
Враждебность |
- |
- |
- |
- |
5 |
100 |
Конфликтность (фрустрация) |
- |
- |
1 |
20 |
4 |
80 |
Трудности общения |
- |
- |
3 |
60 |
2 |
40 |
Депрессивность |
- |
- |
- |
- |
5 |
100 |
2. Сопоставляя полученные результаты рисовальных тестов – “Дом – дерево - человек”, “Несуществующее животное”, «Рисунок семьи» и тест тревожности можно сделать вывод, что в рисунках и тестах мы видим проявление повышенной тревожности в рисунках одних и тех же детей. Также в большинстве рисунков детей отражаются признаки агрессии.
Корреляционный анализ
психоэмоционального
Испытуемый |
Название методики | |||
ДДЧ |
«Несуществующее животное» |
Рисунок семьи |
Тест тревожности | |
Маслова Вика |
Высокий УТ, незащищенности |
повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка |
Высокий УТ |
Высокий УТ |
Першина Надя |
УТ низкий |
УТ низкий |
УТ низкий |
Высокий УТ |
Романова Яна |
Высокий УТ, трудности общения |
повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка |
Повышенная тревожность |
Высокий УТ |
Виноградова Аня |
Фрустрация, трудности общения |
повышенная тревожность, агрессия |
Повышенная тревожность |
Высокий УТ |
Горелов Слава |
Трудности общения, незащищенность |
повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка |
УТ низкий |
Высокий УТ |
Данные выводы позволили сделать следующие рекомендации.
Заключение
В процессе проведенного исследования влияния эмоциональной тревожности на статусное положение детей в группе можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети с таким уровнем тревожности.
Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее немогут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Считаю, что в курсовой работе целью, которой являлось - изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста - все задачи реализованы и цель достигнута.
Список литературы
Информация о работе Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста