Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе дошкольного возраста.
В связи с этим ставим перед собой следующие задачи:
1) оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье;
изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
изучить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I . Эмоциональнаятревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 5
1.1.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 9
1.3.Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 16
1.4. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 21
Глава II . Методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования 25
2.2. Результаты проведенного исследования. 49
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 50
Заключение 52
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 3.21 Мб (Скачать)

Трудности общения: 7 баллов

Депрессивность: 3 балла

Интерпретация баллов по симптомам:

Анализируя рисунок  Славы видно, что он не нарисовал  трубу и дверь в доме, что  означает трудность при стремлении раскрыться перед другими и нехватку психологической теплоты дома. Весь рисунок нарисован черным цветом - означает пугливость, застенчивость. Изображая человека, Слава не нарисовал уши, значит, он не выносит критику. Дерево нарисовано с круглой кроной, означает экзальтированность, эмоциональность. Дерево, изображенное вверх ногами, означает независимость, рассудительность.

Вывод: трудность при стремлении раскрыться перед другими, незащищенность

Методика «Несуществующее  животное»

Ход обследования: (см. рисунок и приложение 3)

Интерпретация рисунка:

Слава нарисовал червяка  – Лешу. Рисунок нарисован ниже средней линии листа. Глаза изобразил  как пустые глазницы. Анализируя данный рисунок можно сказать о неуверенности  в себе, низкой самооценки, подавленности, нерешительности. Также можно сказать  о некоторых признаках агрессии, т. к. для агрессии характерны глаза  – пустые глазницы.

Вывод: повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка.

Методика «Рисунок семьи»

Ход обследования: (см. рисунок и приложение 4)

Интерпретация рисунка:

При анализе рисунка  Славы можно сказать, что у  ребенка дружеские положительные  отношения  в семье, т. к. Слава  нарисовал всех членов семьи, держащиеся за руки. По данному рисунку можно  сказать, что в данной семье папа является главой семьи

Вывод: чувства тревожности в семье нет

Тест тревожности (Р. Тэммпл,  В. Амен, М. Дорки)

Ход обследования: (см. приложение 5)

 

 

Обработка результатов:

Индекс тревожности = 57%

Вывод: высокий уровень тревожности

Рекомендации:

    1. Для того чтобы снизить агрессию необходимо:
      • спокойное отношение в случае незначительной агрессии,
      • акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности,
      • контроль над собственными негативными эмоциями,
      • снижение напряжения ситуации,
      • основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:
        • не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
        • не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");

не кричать;

        • не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
        • не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
        • не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
        • не использовать физическую силу;
        • не втягивать в конфликт посторонних людей;
        • не настаивать на своей правоте;
        • не читать нотации, проповеди;
        • не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
        • не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.
    • обсуждение проступка,
    • сохранение положительной репутации ребенка,
    • демонстрация модели неагрессивного поведения,
    • предупреждение агрессивных действий детей,
    • обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом,
    • развитие контроля над деструктивными эмоциями.
    1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);
    1. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.

 

 

 

 

 

2.2. Результаты проведенного исследования.

Выводы проведенного исследования:

1. В данной группе детей старшего возраста большинство детей имеют низкий уровень тревожности, несколько детей имеют средний уровень тревожности и один ребенок имеет высокий уровень тревожности, а также небольшая часть детей имеют средний уровень выраженности враждебности, конфликтности, незащищенности, недоверия к себе, депрессивности, чувства неполноценности, трудностей общения, остальные дети имеют низкий уровень выраженности.

 

 

Симптомокомплекс

Количество детей по уровню выраженности

Высокий

Средний

Низкий

чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Незащищенность

1

20

2

40

2

40

Тревожность

1

20

2

40

2

40

Недоверие к себе

-

-

-

-

5

100

Чувство неполноценности

-

-

-

-

5

100

Враждебность

-

-

-

-

5

100

Конфликтность (фрустрация)

-

-

1

20

4

80

Трудности общения

-

-

3

60

2

40

Депрессивность

-

-

-

-

5

100


 

2. Сопоставляя полученные результаты рисовальных тестов – “Дом – дерево - человек”, “Несуществующее животное”, «Рисунок семьи» и тест тревожности можно сделать вывод, что в рисунках и тестах мы видим проявление повышенной тревожности в рисунках одних и тех же детей. Также в большинстве рисунков детей отражаются признаки агрессии.

 

 

 

 

 

Корреляционный анализ психоэмоционального исследования.

Испытуемый

Название методики

ДДЧ

«Несуществующее животное»

Рисунок семьи

Тест тревожности

Маслова Вика

Высокий УТ, незащищенности

повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка

Высокий УТ

Высокий УТ

Першина Надя

УТ низкий

УТ низкий

УТ низкий

Высокий УТ

Романова Яна

Высокий УТ, трудности общения

повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка

Повышенная тревожность

Высокий УТ

Виноградова Аня

Фрустрация, трудности общения

повышенная тревожность, агрессия

Повышенная тревожность

Высокий УТ

Горелов Слава

Трудности общения, незащищенность

повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка

УТ низкий

Высокий УТ


 

Данные выводы позволили  сделать  следующие рекомендации.

 

    1. Рекомендации по снижению тревожности у детей дошкольного возраста

 

  1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причемне сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);
  2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;
  3. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
  4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
  5. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системемежличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

 

 

Заключение

 

В процессе проведенного исследования влияния эмоциональной  тревожности на статусное положение  детей в группе можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети с таким уровнем тревожности.

Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее немогут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Считаю, что в курсовой работе целью, которой  являлось - изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста - все задачи реализованы и цель достигнута.

 

Список литературы

 

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.
  2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
  4. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. -176с.
  5. Детская психология: Учеб.пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 19888г. -399с.
  6. Журнал «Семья и школа» № 9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова «Ярлыки для тревожности»
  7. Журнал «Семья и школа» №11, 1988г. - Статья Б. Кочубей, Е. Новикова «Снимем маску с тревоги».
  8. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.
  9. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.
  10. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997г.
  11. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195
  12. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет.сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991г.
  13. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб.Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.
  14. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
  15. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997г. -212с.
  16. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.-144с.
  17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.
  18. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.

Информация о работе Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста