Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе дошкольного возраста.
В связи с этим ставим перед собой следующие задачи:
1) оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье;
изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
изучить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава I . Эмоциональнаятревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 5
1.1.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 9
1.3.Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 16
1.4. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 21
Глава II . Методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования 25
2.2. Результаты проведенного исследования. 49
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 50
Заключение 52
Список литературы 54
5. Необходимо повышать самооценку ребенка.
Протокол № 2
Испытуемый: Першина Надежда Александровна
Возраст: 6 лет
Место учебы: Детский сад №20, группа № 8
Методика: «Рисуночный тест ДДЧ»
ЦЕЛЬ: определить уровень тревожности
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ: (см. рисунок ДДЧ и приложение 2)
Обработка результатов:
Незащищенность: 3 балла
Тревожность: 5 баллов
Недоверие к себе: 1 балл
Чувство неполноценности: 0 баллов
Враждебность: 2 балла
Фрустрация: 0 баллов
Трудности общения: 4 балла
Депрессивность: 3 балла
Интерпретация баллов по симптомам:
Рисунка Нади показал нам наличие у ребенка небольшое чувство незащищенности. А именно, на рисунке Надя изобразила дерево с самого края листа, что выражает чувство незащищенности. Округлая заштрихованная форма листвы говорит о напряжении, тревожности, так же как и сам ствол, который Надя заштриховала, говорит о внутренней тревоги, боязни быть покинутой. При рисовании человека, Надя нарисовала лицо противоположного пола, голова у него большая, что говорит о мнимом превосходстве противоположного пола и более высокого его социального авторитета. Человека нарисовала без ушей, что говорит о том, что ребенок стремится не принимать никакой критики. Длинные и мускулистые руки свидетельствуют о том, что ребенок нуждается в физической силе, ловкости, храбрости, как в компенсации. Дом нарисовала без дверей, что говорит о трудностях при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Дым изображен тоненькой струйкой, что означает чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. Помещение рисунка на краю листа (большая часть справа) означает чувство неуверенности, опасности в будущем.
Вывод: уровень тревожности - низкий.
Методика «Рисунок семьи»
Ход обследования: (см.«Рисунок семьи» и приложение 4)
Интерпретация рисунка:
На рисунке семьи
Нади изображены все члены семьи.
Фигура «Я» нарисована первой, практически
одинакова с фигурой матери, это
может означать, что взаимоотношения
у Нади с матерью ближе. На рисунке
фигура отца нарисована больше остальных,
можно сказать, что в семье
у Нади главой семьи является папа.
Позитивное эмоциональное отношение
к родителям Надя выразила в декорировании
прически матери, папе она нарисовала
усы, пуговицы на пиджаке. Исходя из анализа
данного рисунка можно сказать,
что в семье у ребенка
Вывод: чувства тревожности в семье нет
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Ход обследования: (см. приложение 5)
Обработка результатов:
Индекс тревожности = 57%
Вывод: высокий уровень тревожности
Рекомендации:
1. Чтобы существенно
снизить тревожность ребенка,
необходимо педагогам и
2. Необходим щадящий
оценочный режим в той области,
4.Необходимо изучить
систему личных отношений
Протокол № 3
Испытуемый: Виноградова Анна Павловна
Возраст: 4 года
Место учебы: Детский сад №20, группа № 7
Методика: «Рисуночный тест ДДЧ»
Цель: определить уровень тревожности
Ход обследования: (см. рисунок ДДЧ и приложение 2)
Обработка результатов:
Незащищенность: 4 балла
Тревожность: 2 балла
Недоверие к себе: 4 балла
Чувство неполноценности: 1балл
Враждебность: 5баллов
Фрустрация: 6 баллов
Трудности общения: 6 баллов
Депрессивность: 4 балла
Интерпретация баллов по симптомам:
При анализе рисунка Ани заметно, что рисуя дом, Аня не нарисовала дверь, это можно расценить, как трудность при стремлении раскрыться перед другими, а отсутствие трубы в доме – как нехватку психологической теплоты дома. Дом нарисован красным цветом, говорит о потребности теплоты из окружения. Когда Аня рисовала человека, она нарисовала глаза в виде пустых глазниц. Такое изображение означает значимое стремление избегать визуальных стимулов. Широкий размах рук означает интенсивное стремление к действию. По ходу рисования уменьшился темп и продуктивность рисунка, может означать быстрое истощение.
Вывод: фрустрация, трудности общения.
Методика «Несуществующее животное»
Ход обследования: (см. рисунок и приложение 3)
Интерпретация рисунка:
Анализируя рисунок Ани можно сказать об отрицательных эмоциях в этот день, т. к. девочка до рисования капризничала, не хотела играть с детьми, т. к. рисунок изображен ниже от средней линии листа. Также можно сказать по рисунку о некоторых признаках агрессии, т. к. для агрессии характерно наличие острых углов, глаза – пустые глазницы.
Вывод: повышенная тревожность, агрессия.
Методика «Рисунок семьи»
Ход обследования: (см. рисунок и приложение 4)
Интерпретация рисунка:
Интерпретируя рисунок Ани заметно, что фигуру «Я» нарисовала отдельно, это может указывать на чувство невключенности, отчужденности, негативное отношение к отцу, в рисунке, говорит пропуск деталей (отсутствие ног).
Вывод: повышенная тревожность дома
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Ход обследования: (см. приложение 5)
Обработка результатов:
Индекс тревожности = 57%
Вывод: высокий уровень тревожности.
Рекомендации:
1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);
2. Необходим
щадящий оценочный режим в
той области, в которой успехи
ребенка невелики. Например, если
он медленно одевается, не
3. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
5. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
6. Для
того чтобы снизить агрессию
необходимо обучить ребенка
Протокол № 4
Испытуемый: Романова Яна Алексеевна
Возраст: 4 года
Место учебы: Детский сад №20, группа № 7
Методика: «Рисуночный тест ДДЧ»
ЦЕЛЬ: определить уровень тревожности
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ: (см. рисунок и приложение 2)
Обработка результатов:
Незащищенность: 2 балла
Тревожность: 7 баллов
Недоверие к себе: 1 балл
Чувство неполноценности: 4 балла
Враждебность: 2 балла
Фрустрация: 5 баллов
Трудности общения: 9 баллов
Депрессивность: 4 балла
Интерпретация баллов по симптомам:
Рисунок Яны показывает наличие у ребенка тревоги, страха перед открытыми свободными переживаниями, фиксирования на мышлении и фантазиях как источниках наслаждений, которые ребенок не испытывает в реальной жизни. Об этом говорит очень маленький рисунок, который изображен выше центра листа и ближе к правому краю. Как и многие дети Яна не нарисовала ни трубу, ни дверь в доме, что говорит о трудности в общении и нехватки психологической теплоты дома. Весь рисунок нарисован черным, означает пугливость, застенчивость. Изображая человека, Слава не нарисовал уши, значит, он не выносит критику. Дерево нарисовано с круглой кроной может означать экзальтированность, эмоциональность. Дерево, изображенное вверх ногами, означает независимость, рассудительность. Глядя на рисунок Яны можно сказать о трудностях при стремлении раскрыться перед другими, особенно дома, нехватку психологической теплоты дома. Рисунок маленький и расположен больше в правой половине листа, может говорить о склонности ребенка искать наслаждения в интеллектуальных сферах, акцентируется на будущем.
Вывод: высокий уровень тревожности, трудности общения.
Методика «Несуществующее животное»
Ход обследования: (см. рисунок и приложение 3)
Интерпретация рисунка:
Яна назвала свой рисунок Киска - Рыжик. Рисунок нарисован ниже от средней линии листа, рисунок очень маленький. Анализируя этот рисунок по данным признакам можно сказать о том, что девочка испытывает чувство неуверенности в себе, возможна низкая самооценка, подавленность, нерешительность, она не заинтересована своим социальным положением, отсутствие стремления быть принятым окружением.
Вывод: повышенная тревожность, низкая самооценка.
Методика «Рисунок семьи»
Ход обследования: (см. рисунок и приложение 4)
Интерпретация рисунка:
Анализируя рисунок Яны можно сказать о чувстве тревожности, чувстве небезопасности, т. к. рисунок в общем, нарисован очень маленьким, нарисован весь красным цветом. В данном рисунке чувствуется некая отдаленность Яны, т. к. сестренку, маму и папу она нарисовала как бы вместе, а фигура «Я» отклонена от них. Фигуру матери она нарисовала последней, не нарисовала ей рот, что может говорить о негативном отношении к ней.
Вывод: повышенная тревожность в семье
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Ход обследования: (см. приложение 5)
Обработка результатов:
Индекс тревожности = 57%
Вывод: высокий уровень тревожности
Рекомендации:
1.Чтобы существенно
снизить тревожность ребенка,
необходимо педагогам и
2.Необходим щадящий
оценочный режим в той области,
4. Для того чтобы
снизить агрессию необходим
5. Необходимо повышать самооценку ребенка.
Протокол № 5
Испытуемый: Горелов Вячеслав Андреевич
Возраст: 4 года
Место учебы: Детский сад №20, группа № 7
Методика: «Рисуночный тест ДДЧ»
ЦЕЛЬ: определить уровень тревожности
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ: (см. рисунок и приложение 2)
Обработка результатов:
Незащищенность: 5 баллов
Тревожность: 3 балла
Недоверие к себе: 3 балла
Чувство неполноценности: 4 балла
Враждебность: 3 балла
Фрустрация: 4 балла
Информация о работе Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста