Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе дошкольного возраста.
В связи с этим ставим перед собой следующие задачи:
1) оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье;
изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
изучить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I . Эмоциональнаятревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 5
1.1.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 9
1.3.Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 16
1.4. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 21
Глава II . Методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования 25
2.2. Результаты проведенного исследования. 49
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 50
Заключение 52
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 3.21 Мб (Скачать)

5. Необходимо повышать  самооценку ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол №  2

Испытуемый: Першина Надежда Александровна

Возраст: 6 лет

Место учебы: Детский сад №20, группа  № 8

Методика:  «Рисуночный  тест ДДЧ»

ЦЕЛЬ: определить уровень тревожности

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ: (см. рисунок ДДЧ и приложение 2)

Обработка результатов:

Незащищенность: 3 балла

Тревожность: 5 баллов

Недоверие к себе: 1 балл

Чувство неполноценности: 0 баллов

Враждебность: 2 балла

Фрустрация: 0 баллов

Трудности общения: 4 балла

Депрессивность: 3 балла

Интерпретация  баллов по симптомам:

Рисунка Нади показал нам  наличие у ребенка небольшое  чувство незащищенности. А именно, на рисунке Надя изобразила дерево с самого края листа, что выражает чувство незащищенности. Округлая заштрихованная форма листвы говорит о напряжении, тревожности, так же как и сам  ствол, который Надя заштриховала, говорит  о внутренней тревоги, боязни быть покинутой. При рисовании человека, Надя нарисовала лицо противоположного пола, голова у  него большая, что говорит о мнимом превосходстве противоположного пола и более высокого его социального  авторитета. Человека нарисовала без  ушей, что говорит о том, что  ребенок стремится не принимать никакой критики. Длинные и мускулистые руки свидетельствуют о том, что ребенок нуждается в физической силе, ловкости, храбрости, как в компенсации. Дом нарисовала без дверей, что говорит о трудностях при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Дым изображен тоненькой струйкой, что означает чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. Помещение рисунка на краю листа (большая часть справа) означает чувство неуверенности, опасности в будущем.

Вывод: уровень тревожности - низкий.

Методика «Рисунок семьи»

Ход обследования: (см.«Рисунок семьи» и приложение 4)

Интерпретация рисунка:

На рисунке семьи  Нади изображены все члены семьи. Фигура «Я» нарисована первой, практически  одинакова с фигурой матери, это  может означать, что взаимоотношения  у Нади с матерью ближе. На рисунке  фигура отца нарисована больше остальных, можно сказать, что в семье  у Нади главой семьи является папа. Позитивное эмоциональное отношение  к родителям Надя выразила в декорировании  прически матери, папе она нарисовала усы, пуговицы на пиджаке. Исходя из анализа  данного рисунка можно сказать, что в семье у ребенка позитивная обстановка, хорошие теплые отношения  между всеми членами семьи.

Вывод: чувства тревожности в семье нет

 

 

Тест тревожности (Р. Тэммпл,  В. Амен, М. Дорки)

Ход обследования: (см. приложение 5)

 

 

Обработка результатов:

Индекс тревожности = 57%

Вывод: высокий уровень тревожности

Рекомендации:

1. Чтобы существенно  снизить тревожность ребенка,  необходимо педагогам и родителям,  воспитывающим ребенка, обеспечить  реальный успех ребенка в какой-либо  деятельности (рисование, игра, помощь  по дому и др.). Ребенка нужно  меньше ругать и больше хвалить,  причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);

2. Необходим щадящий  оценочный режим в той области,  в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается,  не нужно постоянно фиксировать  на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;3.Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

4.Необходимо изучить  систему личных отношений детей  в группе, для того чтобы целенаправленно  формировать эти отношения, чтобы  создать для каждого ребенка  в группе благоприятный эмоциональный  климат

 

 

 

 

Протокол №  3

Испытуемый: Виноградова Анна Павловна

Возраст: 4 года

Место учебы: Детский сад №20, группа  № 7

Методика: «Рисуночный  тест ДДЧ»

Цель: определить уровень тревожности

Ход обследования:  (см. рисунок ДДЧ и приложение 2)

Обработка результатов: 

Незащищенность: 4 балла

Тревожность: 2 балла

Недоверие к себе: 4 балла

Чувство неполноценности: 1балл

Враждебность: 5баллов

Фрустрация: 6 баллов

Трудности общения: 6 баллов

Депрессивность: 4 балла

Интерпретация баллов по симптомам:

При анализе рисунка  Ани  заметно, что рисуя дом, Аня  не нарисовала дверь, это можно расценить, как трудность при стремлении раскрыться перед другими, а отсутствие трубы в доме – как нехватку психологической теплоты дома. Дом  нарисован красным цветом, говорит  о потребности теплоты из окружения. Когда Аня рисовала человека, она  нарисовала глаза в виде пустых глазниц. Такое изображение означает значимое стремление избегать визуальных стимулов. Широкий размах рук означает интенсивное  стремление к действию. По ходу рисования  уменьшился темп и продуктивность рисунка, может означать быстрое истощение.

Вывод: фрустрация, трудности общения.

Методика «Несуществующее  животное»

Ход обследования: (см. рисунок и приложение 3)

Интерпретация рисунка:

Анализируя рисунок  Ани  можно сказать  об отрицательных  эмоциях в этот день, т. к.  девочка  до рисования капризничала, не хотела играть  с детьми, т. к. рисунок  изображен ниже от средней линии  листа. Также можно сказать по рисунку о некоторых признаках  агрессии, т. к. для агрессии характерно наличие острых углов, глаза –  пустые глазницы.

Вывод: повышенная тревожность, агрессия.

Методика «Рисунок семьи»

Ход обследования: (см. рисунок и приложение 4)

Интерпретация рисунка:

Интерпретируя рисунок  Ани заметно, что фигуру «Я» нарисовала отдельно, это может указывать  на чувство невключенности,  отчужденности, негативное отношение к отцу, в  рисунке, говорит пропуск деталей (отсутствие ног).

Вывод: повышенная тревожность дома

 

 

 

 

Тест тревожности (Р. Тэммпл,  В. Амен, М. Дорки)

Ход обследования: (см. приложение 5)

 

 

Обработка результатов:

Индекс тревожности = 57%

Вывод: высокий уровень тревожности.

Рекомендации:

1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);

2.     Необходим  щадящий оценочный режим в  той области, в которой успехи  ребенка невелики. Например, если  он медленно одевается, не нужно  постоянно фиксировать на этом  его внимание. Однако если появился  хотя бы малейший успех, обязательно  нужно его отметить;

3. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

5. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

6.       Для  того чтобы снизить агрессию  необходимо обучить ребенка техникам  и способам управления собственным  гневом. Развитие контроля над  деструктивными эмоциями. Комкать  и рвать бумагу. Бить подушку  или боксерскую грушу. Топать  ногами. Написать на бумаге все  слова, которые хочется сказать,  скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку  или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессии.

Протокол №  4

Испытуемый: Романова  Яна Алексеевна

Возраст: 4 года

Место учебы: Детский сад №20, группа  № 7

Методика: «Рисуночный  тест ДДЧ»

ЦЕЛЬ: определить уровень тревожности

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ:  (см. рисунок и приложение 2)

Обработка результатов:

Незащищенность: 2 балла

Тревожность: 7 баллов

Недоверие к себе:  1 балл

Чувство неполноценности: 4 балла

Враждебность: 2 балла

Фрустрация: 5 баллов

Трудности общения: 9 баллов

Депрессивность: 4 балла

 

Интерпретация баллов по симптомам:

Рисунок Яны показывает наличие у ребенка тревоги, страха перед открытыми свободными переживаниями, фиксирования на мышлении и фантазиях  как источниках наслаждений, которые  ребенок не испытывает в реальной жизни. Об этом говорит очень маленький  рисунок, который изображен выше центра листа и ближе к правому  краю. Как и многие дети Яна не нарисовала ни трубу, ни дверь в доме, что говорит о трудности в  общении и нехватки психологической  теплоты дома. Весь рисунок нарисован  черным, означает пугливость, застенчивость. Изображая человека, Слава не нарисовал уши, значит, он не выносит критику. Дерево нарисовано с круглой кроной может означать экзальтированность, эмоциональность. Дерево, изображенное вверх ногами, означает независимость, рассудительность. Глядя на рисунок Яны можно сказать о трудностях при стремлении раскрыться перед другими, особенно дома, нехватку психологической теплоты дома. Рисунок маленький и расположен больше в правой половине листа, может говорить о склонности ребенка искать наслаждения в интеллектуальных сферах, акцентируется на будущем.

Вывод: высокий уровень тревожности, трудности общения.

Методика «Несуществующее  животное»

Ход обследования: (см. рисунок и приложение 3)

Интерпретация рисунка:

Яна назвала свой рисунок  Киска - Рыжик. Рисунок нарисован  ниже от средней линии листа, рисунок  очень маленький. Анализируя этот рисунок  по данным признакам можно сказать  о том, что девочка испытывает чувство неуверенности в себе, возможна низкая самооценка, подавленность, нерешительность, она не заинтересована своим социальным положением, отсутствие стремления быть принятым окружением.

Вывод: повышенная тревожность, низкая самооценка.

Методика «Рисунок семьи»

Ход обследования: (см. рисунок и приложение 4)

Интерпретация рисунка:

Анализируя рисунок  Яны можно сказать о чувстве  тревожности, чувстве небезопасности, т. к. рисунок в общем, нарисован очень маленьким, нарисован весь красным цветом. В данном рисунке чувствуется некая отдаленность Яны, т. к. сестренку, маму и папу она нарисовала как бы вместе, а фигура «Я» отклонена от них. Фигуру матери она нарисовала последней, не нарисовала ей рот, что может говорить о негативном отношении к ней.

Вывод: повышенная тревожность в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест тревожности (Р. Тэммпл,  В. Амен, М. Дорки)

Ход обследования: (см. приложение 5)

 

 

Обработка результатов:

Индекс тревожности = 57%

Вывод: высокий уровень тревожности

Рекомендации:

1.Чтобы существенно  снизить тревожность ребенка,  необходимо педагогам и родителям,  воспитывающим ребенка, обеспечить  реальный успех ребенка в какой-либо  деятельности (рисование, игра, помощь  по дому и др.). Ребенка нужно  меньше ругать и больше хвалить,  причем, не сравнивая его с  другими, а только с ним самим,  оценивая улучшение его собственных  результатов (сегодня нарисовал  лучше, чем вчера; быстрее убрал  игрушки и т.д.);

2.Необходим щадящий  оценочный режим в той области,  в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается,  не нужно постоянно фиксировать  на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;3.Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

4. Для того чтобы  снизить агрессию необходим контроль  над собственными негативными  эмоциями. Специалистам и родителям  необходимо очень тщательно контролировать  свои негативные эмоции в ситуации  взаимодействия с агрессивными  детьми. Когда ребенок демонстрирует  агрессивное поведение, это вызывает  сильные отрицательные эмоции - раздражение,  гнев, возмущение, страх или беспомощность.  Взрослым нужно признать нормальность  и естественность этих негативных  переживаний, понять характер, силу  и длительность возобладавших  над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

5. Необходимо повышать  самооценку ребенка.

Протокол №  5

Испытуемый: Горелов Вячеслав Андреевич

Возраст: 4 года

Место учебы: Детский сад №20, группа  № 7

Методика: «Рисуночный  тест ДДЧ»

ЦЕЛЬ: определить уровень тревожности

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ:  (см. рисунок и приложение 2)

Обработка результатов: 

Незащищенность: 5 баллов

Тревожность: 3 балла

Недоверие к себе: 3 балла

Чувство неполноценности: 4 балла

Враждебность: 3 балла

Фрустрация: 4 балла

Информация о работе Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста