Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе дошкольного возраста.
В связи с этим ставим перед собой следующие задачи:
1) оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье;
изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
изучить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I . Эмоциональнаятревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 5
1.1.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 9
1.3.Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 16
1.4. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 21
Глава II . Методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования 25
2.2. Результаты проведенного исследования. 49
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 50
Заключение 52
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 3.21 Мб (Скачать)

Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок  к концу дошкольного периода  все чаще переходит к оценке своих  личностных качеств, отношений с  окружающими, внутреннего состояния  и оказывается способным в  особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста, ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка.К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько  снижается. Появляется отсутствующая  ранее оценка сравнивания себя с  другими сверстниками.

Недифференцированность  самооценки приводит к тому, что  ребенок шести-семи лет рассматривает  оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование  порицаний и замечаний при  обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное  отношение к учению.

Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого  неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание  этого неуспеха взрослыми или  другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины  появления у ребенка заниженной самооценки:

Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п. Вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей. Неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников. Угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п. Чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

Дети с заниженной самооценкой  переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют  своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

1.4. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение  субъекта. Существует определенный уровень  тревожности – естественная и  обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого  человека существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности  – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Когда же этот уровень  превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности  у ребенка может свидетельствовать  о его недостаточной эмоциональной  приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он — «гадкий утенок». Сформировалась заниженная само оценочная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый — безобразным, ладный — нескладным. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у  ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав». В сознании повелительный стимул — «надо», а из неосознаваемого установка: «не надо, опасно» — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом  звучит внушенная отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.

Тревожность окрашивает в  мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только не уверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности.

Тревожные дети, если у  них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются  в изоляции, они чаще входят в  число наименее популярных, так как  очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же, напротив, сверх общительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с  личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности,эмоциональной неустойчивости.

  1. . Методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования

В этой части работы  хотелось бы рассмотреть следующие  проблемы:

1) оценить особенности  восприятия и переживаний ребенком  отношений в семье;

  1. изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
  2. изучить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста.

В исследовании использовались следующие диагностические методики:

    1. рисуночный тест Бака “Дом–Дерево–Человек”,
    2. методику “Рисунок семьи”,
    3. рисуночный тест «Несуществующее животное»,
    4. тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

      В ходе работы  было обследовано  5  детей дошкольного возраста, посещающих детский сад №20, 7 и 8 группу. В процессе исследования все дети входили в контакт, и с интересом отнеслись к предложенному им заданию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол №  1

Испытуемый: Маслова Виктория Вадимовна

Возраст: 6 лет

Место учебы: Детский сад №20, группа  № 8

Методика: «Рисуночный  тест ДДЧ»

ЦЕЛЬ: определить уровень тревожности

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ:  (см. рисунок ДДЧ и приложение 2)

Обработка результатов: 

Незащищенность: 11 баллов

Тревожность: 15 баллов

Недоверие к себе: 0 баллов

Чувство неполноценности: 0 баллов

Враждебность: 1 балл

Фрустрация: 2 балла

Трудности общения: 2 балла

Депрессивность: 0 баллов

Интерпретация баллов по симптомам:

При анализе рисунка  Вики видно, что она нарисовала солнце, расценивается как символ авторитетной фигуры, воспринимается как источник тепла и силы. Вика нарисовала общий  план дома так, что видно боковую  стену, что означает чрезмерную озабоченность  мнением окружающих о себе. Сильная  штриховка, много острых углов в  штриховке, сильный нажим означает агрессивность, плохую адаптацию, настойчивость. Рисунок, нарисованный на весь лист, означает компенсаторное превознесение себя в воображении. Заштрихованная листва говорит о напряжении и тревожности, а заштрихованный ствол  - о внутренней тревоге, подозрительности, боязни быть покинутой, также это может говорить о скрытой агрессии. На рисунке человек не изображен, спросив: «Почему не нарисовала человека?». Вика ответила: «Человек дома сидит» - это можно расценить как нежелание раскрыться или сокрытие каких – либо проблем.

Вывод: уровень тревожности- высокий.

Методика «Несуществующее  животное»

Ход обследования: (см. приложение 3 и рисунок)

Интерпретация рисунка:

Вика назвала свой рисунок  толстый верблюд. Рисунок изображен  немного ниже от средней линии  листа. Сильно затушевала туловище, сильный  нажим при рисовании говорит  о повышенной тревожности,  агрессии, возможна низкая самооценка.

Вывод: повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка.

Методика «Рисунок семьи»

Ход обследования: (см. приложение 4 и рисунок)

Интерпретация рисунка: Анализируя рисунок семьи заметно, что Вика не нарисовала сестренку. Отвечая на вопросы, сказала, что она в детском садике. Не рисуя сестренку, Вика как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативные эмоции, связанные именно с сестрой.  Вика таким способом в символической ситуации «манипулирует» недостающую любовь и внимание родителей. Соотношение величин нарисованных фигур характерна небольшая доминантность, превосходство, значимость, силу матери. Вика нарисовала фигуру матери последней, неаккуратно, много красного цвета, что может означать негативное отношение к ней, а взаимоотношения с отцом намного теплее.

Вывод: повышенная тревожность в семье

Тест тревожности (Р. Тэммпл,  В. Амен, М. Дорки)

Ход обследования: (см. приложение 5)

Обработка результатов:

Индекс тревожности = 64%

Вывод: высокий уровень тревожности

Рекомендации:

1.Чтобы существенно  снизить тревожность ребенка,  необходимо педагогам и родителям,  воспитывающим ребенка, обеспечить  реальный успех ребенка в какой-либо  деятельности (рисование, игра, помощь  по дому и др.). Ребенка нужно  меньше ругать и больше хвалить,  причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);

2.Необходим щадящий  оценочный режим в той области,  в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается,  не нужно постоянно фиксировать  на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;3.Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

4. Для того чтобы  снизить агрессию необходим контроль  над собственными негативными  эмоциями. Специалистам и родителям  необходимо очень тщательно контролировать  свои негативные эмоции в ситуации  взаимодействия с агрессивными  детьми. Когда ребенок демонстрирует  агрессивное поведение, это вызывает  сильные отрицательные эмоции - раздражение,  гнев, возмущение, страх или беспомощность.  Взрослым нужно признать нормальность  и естественность этих негативных  переживаний, понять характер, силу  и длительность возобладавших  над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Информация о работе Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста