Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является: изучить влияние эмоциональной тревожности на статусное положение ребенка в группе дошкольного возраста.
В связи с этим ставим перед собой следующие задачи:
1) оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье;
изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
изучить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава I . Эмоциональнаятревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 5
1.1.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 9
1.3.Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 16
1.4. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 21
Глава II . Методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования 25
2.2. Результаты проведенного исследования. 49
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 50
Заключение 52
Список литературы 54
Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста, ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.
Это имеет огромное значение
для дальнейшего развития личности,
сознательного усвоения норм поведения,
следования положительным образцам.
Для шестилеток характерна в основном
еще не дифференцированная завышенная
самооценка.К семилетнему
Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.
Неадекватная заниженная
самооценка также может сформироваться
у ребенка как результат
Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п. Вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей. Неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников. Угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п. Чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.
Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.
Тревожность как свойство
личности во многом обуславливает поведение
субъекта. Существует определенный уровень
тревожности – естественная и
обязательная особенность активной
деятельности личности. У каждого
человека существует свой оптимальный
или желательный уровень
Когда же этот уровень
превышает оптимальный, можно говорить
о появлении повышенной тревожности.
Повышенный уровень тревожности
у ребенка может
Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав». В сознании повелительный стимул — «надо», а из неосознаваемого установка: «не надо, опасно» — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.
Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только не уверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности.
Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же, напротив, сверх общительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Личность с повышенным
уровнем тревожности, а именно с
личностной тревожностью склонна воспринимать
угрозу своей самооценке. Как правило,
у нее формируется неадекватная
заниженная самооценка. Типичным проявлением
заниженной самооценки является повышенная
тревожность, выражающаяся в склонности
испытывать беспокойство в самых разных
жизненных ситуациях, в том числе в таких,
объективные характеристики которых к
этому не предрасполагают. Очевидно, что
дети, имеющие такую самооценку, находятся
в постоянном психическом перенапряжении,
которое выражается в состоянии напряженного
ожидания неприятностей, нарастающей,
несдерживаемой раздражительности,
В этой части работы хотелось бы рассмотреть следующие проблемы:
1) оценить особенности
восприятия и переживаний
В исследовании использовались следующие диагностические методики:
В ходе работы было обследовано 5 детей дошкольного возраста, посещающих детский сад №20, 7 и 8 группу. В процессе исследования все дети входили в контакт, и с интересом отнеслись к предложенному им заданию.
Протокол № 1
Испытуемый: Маслова Виктория Вадимовна
Возраст: 6 лет
Место учебы: Детский сад №20, группа № 8
Методика: «Рисуночный тест ДДЧ»
ЦЕЛЬ: определить уровень тревожности
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ: (см. рисунок ДДЧ и приложение 2)
Обработка результатов:
Незащищенность: 11 баллов
Тревожность: 15 баллов
Недоверие к себе: 0 баллов
Чувство неполноценности: 0 баллов
Враждебность: 1 балл
Фрустрация: 2 балла
Трудности общения: 2 балла
Депрессивность: 0 баллов
Интерпретация баллов по симптомам:
При анализе рисунка Вики видно, что она нарисовала солнце, расценивается как символ авторитетной фигуры, воспринимается как источник тепла и силы. Вика нарисовала общий план дома так, что видно боковую стену, что означает чрезмерную озабоченность мнением окружающих о себе. Сильная штриховка, много острых углов в штриховке, сильный нажим означает агрессивность, плохую адаптацию, настойчивость. Рисунок, нарисованный на весь лист, означает компенсаторное превознесение себя в воображении. Заштрихованная листва говорит о напряжении и тревожности, а заштрихованный ствол - о внутренней тревоге, подозрительности, боязни быть покинутой, также это может говорить о скрытой агрессии. На рисунке человек не изображен, спросив: «Почему не нарисовала человека?». Вика ответила: «Человек дома сидит» - это можно расценить как нежелание раскрыться или сокрытие каких – либо проблем.
Вывод: уровень тревожности- высокий.
Методика «Несуществующее животное»
Ход обследования: (см. приложение 3 и рисунок)
Интерпретация рисунка:
Вика назвала свой рисунок толстый верблюд. Рисунок изображен немного ниже от средней линии листа. Сильно затушевала туловище, сильный нажим при рисовании говорит о повышенной тревожности, агрессии, возможна низкая самооценка.
Вывод: повышенная тревожность, агрессия, низкая самооценка.
Методика «Рисунок семьи»
Ход обследования: (см. приложение 4 и рисунок)
Интерпретация рисунка: Анализируя рисунок семьи заметно, что Вика не нарисовала сестренку. Отвечая на вопросы, сказала, что она в детском садике. Не рисуя сестренку, Вика как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативные эмоции, связанные именно с сестрой. Вика таким способом в символической ситуации «манипулирует» недостающую любовь и внимание родителей. Соотношение величин нарисованных фигур характерна небольшая доминантность, превосходство, значимость, силу матери. Вика нарисовала фигуру матери последней, неаккуратно, много красного цвета, что может означать негативное отношение к ней, а взаимоотношения с отцом намного теплее.
Вывод: повышенная тревожность в семье
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Ход обследования: (см. приложение 5)
Обработка результатов:
Индекс тревожности = 64%
Вывод: высокий уровень тревожности
Рекомендации:
1.Чтобы существенно
снизить тревожность ребенка,
необходимо педагогам и
2.Необходим щадящий
оценочный режим в той области,
4. Для того чтобы
снизить агрессию необходим
Информация о работе Эмоциональная тревожность у детей дошкольного возраста