Эффективность работы специального психолога с детьми с ранним детским аутизмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Актуальность проблемы психологической помощи детям раннего возраста в настоящее время не вызывает сомнений. Обращение к раннему возрасту позволяет сохранить ребенка в нормальном социокультурном пространстве и предотвратить формирование вторичных нарушений психического развития. Это особенно важно для детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА), частота которого по последним данным составляет 10-15 случаев на 10 000 детского населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Изучение научной литературы по проблеме раннего детского аутизма……………………6
История изучения раннего детского аутизма…………………….6
Причины развития детского аутизма………………………………12
Классификация детского аутизма…………………………………..16
Глава 2. Диагностика развития ребенка с ранним детским аутизмом.
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента 33
2.2. Организация первичного диагностического занятия и сбор сведений о ребенке с ранним детским аутизмом 33
2.3. Определение уровня развития ребенка и его сравнение со среднестатистическими показателями нормально развивающихся детей 35
2.4. Диагностика интеллектуального развития исследуемого ребенка 43
ГЛАВА 3. Процесс создания и апробация индивидуальной коррекционной программы при работе с ребенком, имеющим ранний детский аутизм 46
3.1. Определение основных направлений коррекционной работы и создание индивидуальной коррекционной программы
3.2. Процесс апробации индивидуальной коррекционной программы 48
3.3. Организация контрольного этапа эксперимента и обсуждение его результатов…………………………………………………………………… 49
Заключение……………………………………………………………41
Список литературы…………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Эффективность работы специального психолога с детьми с ранним детским аутизмом.docx

— 156.39 Кб (Скачать)

Следует подчеркнуть, что музыкотерапия, арт-терапия, игровая терапия и другие методы представляют собой лишь способы психологического воздействия, то есть психокоррекционные технологии. В свою очередь, сложность, многообразие и специфика эмоциональных проблем у детей с аутизмом требуют системного подхода к разработке психокоррекционных программ с использованием этих и других психокоррекционных технологий.

  • отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка;
  • неподготовленностью ребенка с аутизмом к восприятию музыки;
  • клинико-психологическими особенностями ребенка.

   Включение музыкального  сопровождения в процесс групповых  занятий требует определенной организации. Дети с аутизмом негативно реагируют на новизну. Например, если во время занятий в помещении не было пианино, а потом оно появилось, то у ребенка может возникнуть аффективная реакция. Он будет подбегать к инструменту, ударять по нему и пр. Поэтому включение музыкального сопровождения в процесс занятий требует предварительной подготовки.

Как отмечалось выше, у детей с аутизмом наблюдается  повышенная чувствительность. Поэтому при очень громком или фальшивом воспроизведении музыкального произведения дети испытывают выраженный эмоциональный дискомфорт, что проявляется в повышенном возбуждении, уходе от ситуации. Детей с аутизмом может раздражать ненастроенное пианино, скрипучий звук на пластинке или диске, фальшивый голос музыкального работника или психолога. Кроме рецептивной музыкотерапии в процессе группового взаимодействия детей с аутизмом можно использовать активную форму занятий. Используются следующие игры:

Игра  «Угадай, кто идет»

     Цель. Обучение ребенка  произвольной регуляции своих  действий.

     Ход игры. Психолог предлагает  ребенку воспроизвести отдельные  звуки на пианино: громкий удар — идет медведь, быстрые движения — бежит заяц, тихие ритмичные постукивания — птички зернышки клюют и пр. Остальные члены группы угадывают, кто идет. Обычно дети с удовольствием выполняют предложенные задания.

     Игра «Сильный стук  — слабый стук»

     Цель. Обучение ребенка  произвольной регуляции своих  действий.

     Ход игры. Психолог или помощник  психолога удерживают бубен, и  дети поочередно ударяют по бубну по инструкции психолога: «Ударим громко», «Ударим тихо».

     Комментарий. Как правило, дети  с аутизмом, в связи со склонностью  к стереотипиям, пытаются ударять  по бубну много раз. Не следует  останавливать ребенка, но обязательно надо обратить его внимание насилу удара, приговаривая: «Молодец, ты ударил громко (тихо)». Аналогичные игры можно проводить с ложками, четками и пр.

     Игра «Хоровое пение»

     Ход игры. Музыкальный работник  издает отдельные протяжные звуки и просит детей повторить их.

     Комментарий. Если дети отказываются выполнять задание, необходимо продолжать пение до тех пор, пока ребенок не присоединится к ведущему. Обязательно необходимо поощрить ребенка.

     Рекомендуется  усложнять задания, использовать  коллективные игры на ложках, бубнах и других инструментах.

     С целью коррекции  страхов у детей с аутизмом  целесообразно использовать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии: коммуникативный, реактивный и регулирующий.

     На коммуникативном уровне усилия психолога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. В специально оборудованной игровой комнате специалист совместно с ребенком слушает музыку. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, психолог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, чтобы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погладить по спине и пр.

     На  реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».

    На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугающим объектам.

    Как показывает опыт  нашей работы, использование музыкального  сопровождения в процессе психологической коррекции страхов у ребенка способствует усилению его активности, эмоциональному вовлечению в игру, улучшению эмоционального фона. Большинство детей с аутизмом предпочитает тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует снижению тревожности, страха, особенно на начальных этапах общения психолога с ребенком. Активирующее влияние на последующих этапах психологической коррекции страха у детей с аутизмом оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать как в процессе группового взаимодействия, так и в процессе индивидуальных занятий.

     Следует подчеркнуть, что музыкотерапия,  арт-терапия, игровая терапия  и другие методы представляют  собой лишь способы психологического  воздействия, то есть психокоррекционные технологии. В свою очередь, сложность, многообразие и специфика эмоциональных проблем у детей с аутизмом требуют системного подхода к разработке психокоррекционных программ с использованием этих и других психокоррекционных технологий.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эффективность работы специального психолога с детьми с ранним детским аутизмом