Эффективность работы специального психолога с детьми с ранним детским аутизмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Актуальность проблемы психологической помощи детям раннего возраста в настоящее время не вызывает сомнений. Обращение к раннему возрасту позволяет сохранить ребенка в нормальном социокультурном пространстве и предотвратить формирование вторичных нарушений психического развития. Это особенно важно для детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА), частота которого по последним данным составляет 10-15 случаев на 10 000 детского населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Изучение научной литературы по проблеме раннего детского аутизма……………………6
История изучения раннего детского аутизма…………………….6
Причины развития детского аутизма………………………………12
Классификация детского аутизма…………………………………..16
Глава 2. Диагностика развития ребенка с ранним детским аутизмом.
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента 33
2.2. Организация первичного диагностического занятия и сбор сведений о ребенке с ранним детским аутизмом 33
2.3. Определение уровня развития ребенка и его сравнение со среднестатистическими показателями нормально развивающихся детей 35
2.4. Диагностика интеллектуального развития исследуемого ребенка 43
ГЛАВА 3. Процесс создания и апробация индивидуальной коррекционной программы при работе с ребенком, имеющим ранний детский аутизм 46
3.1. Определение основных направлений коррекционной работы и создание индивидуальной коррекционной программы
3.2. Процесс апробации индивидуальной коррекционной программы 48
3.3. Организация контрольного этапа эксперимента и обсуждение его результатов…………………………………………………………………… 49
Заключение……………………………………………………………41
Список литературы…………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Эффективность работы специального психолога с детьми с ранним детским аутизмом.docx

— 156.39 Кб (Скачать)

При составлении психокоррекционной программы для детей с аутизмом необходимо учитывать следующие методические требования:

  1. Должны быть четко сформулированы основные цели психокоррек-ционной работы.
  2. Круг задач следует определить таким образом, чтобы они конкретизировали основную цель.
  3. Разработанная коррекционная программа занятий и ее содержательное наполнение должны учитывать степень тяжести аффективной патологии, уровень интеллектуального и речевого развития, а также индивидуально-психологические особенности ребенка, ведущий вид деятельности, специфику семейного воспитания.

Цели и задачи психокоррекционного  процесса, реализуемые в процессе психокоррекционной работы с детьми с аутизмом и зафиксированные  в психокоррекционной программе, в  значительной мере зависят от степени  тяжести аффективной патологии  у ребенка. Например, поскольку у  детей первой группы наблюдается  тяжелая степень дезадаптации, проявляющаяся в полной отрешенности от окружающего мира, в отсутствии активных контактов с окружающими и недоразвитием целенаправленного поведения, основной целью психологической коррекции является установление контакта с ребенком. У аутичных детей четвертой группы отмечаются трудности организации общения не только со сверстниками, но и со взрослыми, а нередко и с близкими людьми, что находит отражение в их повышенной чувствительности к нарушению контактов, отрицательной оценке их поведения со стороны взрослых или сверстников, в тревожной самооценке. Соответственно, и главным направлением психокоррекционной работы с ними становится оптимизация процесса общения, формирование адекватной самооценки [8].

Действия  психолога по разработке психокоррекционной программы обязательно предполагают следующую последовательность шагов:

  1. Определение формы работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная).
  2. Регламентация формы и направления профессиональных контактов с другими специалистами, работающими с ребенком (логопедом, педагогом-дефектологом, врачом, воспитателем, социальным педагогом и пр.).
  3. Разработка соответствующих психокоррекционных технологий с учетом возрастных, речевых, аффективных и интеллектуальных возможностей ребенка.
  4. Продумывание формы участия родителей и других лиц в психокоррекционном процессе.
  5. Разработка методов анализа и оценки динамики психокоррекционного процесса.
  6. Подготовка специального помещения, необходимого оборудования и материалов для занятий.

Важным  требованием к составлению психокоррекционной программы является определение формы работы с ребенком: индивидуальная, групповая или семейная. Следует подчеркнуть, что групповая психокоррекция решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью других средств. Выбор той или иной формы работы зависит от конкретных задач психологической коррекции. Например, для детей с глубокой аффективной патологией, с выраженными фобиями на начальных этапах работы рекомендуется проводить индивидуальные занятия, подготавливая ребенка к групповому взаимодействию. Кроме того, аутичные дети зачастую имеют низкий уровень интеллектуального развития, что требует более интенсивных коррекционных воздействий. Поэтому одних групповых занятий для них будет явно недостаточно: следует сочетать их с индивидуальными занятиями с ребенком [18].

Групповая форма психологической коррекции включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях. Группа, в которой ребенок проявляет свои отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции, выступает для него в роли модели реальной жизни.

Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с аутизмом требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий. Под последними понимается совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса [18].

Термин  «психокоррекционные технологии»  представляет собой сложную систему, включающую в себя решение как стратегических, так и тактических задач. К стратегическим задачам можно отнести разработку психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов. В число тактических задач входят разработка конкретных методов и психокоррекционных техник, определение формы проведения коррекционной работы, продолжительности и режима занятий.

Универсальных психокоррекционных технологий для детей с аутизмом, как и для детей с другими формами аномального развития, быть не может, поскольку эффективность психокоррекционных воздействий зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов. Объективными факторами традиционно принято считать:

  • степень тяжести аффективного, интеллектуального и речевого дефекта у ребенка;
  • конкретность, четкость поставленных коррекционных задач;
  • четкость организации психокоррекционного процесса;
  • время начала коррекционных воздействий;
  • профессиональный опыт психолога и его личностный потенциал. К субъективным факторам можно отнести:
  • установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;

• отношение ребенка и родителей к психологической коррекции и психологу [18].

В процессе психологической коррекции  детей с аутизмом необходимо обязательное участие родителей. Следует подчеркнуть, что вся деятельность психолога должна быть направлена как на ребенка с аутизмом, так и на его близкое окружение (родителей, братьев, сестер, прародителей, персонал детских учреждений, где пребывает ребенок). Непосредственное участие родителей в занятиях открывает дополнительные возможности:

• смягчение того эмоционального дискомфорта, который испытывают 
родители в связи с тяжелым психическим состоянием ребенка;

 формирование  у родителей позитивных установок  на активную помощь ребенку;

  • обнаружение наиболее эффективного подхода к ребенку, понимание причин его дезадаптивных форм поведения;
  • адекватность оценки потенциальных возможностей ребенка.

Задача психолога состоит, прежде всего, в том, чтобы не только оказывать  ребенку психологическую помощь, но и суметь показать родителям его  потенциальные возможности, сформировать у них собственную оценку особенностей их малыша. Это возможно только при активном включении родителей в процесс психологической помощи [20].

Разработка методов анализа  и оценки динамики психологической  коррекции является чрезвычайно  сложной задачей. Критерии оценки эффективности  психологической коррекции требуют  учета степени тяжести аффективной  патологии детей с аутизмом, структуры  их дефекта, клинико-психологических  механизмов проявления аффективной  дезадаптации, соответствия целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. В связи с повышенной возбудимостью, импульсивностью детей с аутизмом, хаотичностью их деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению их безопасности в процессе занятий [23].

Занятия должны проходить в специально оборудованном  зале. Обязательными являются мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале или в кабинете не должно быть острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Не рекомендуется выставлять много игрушек в пространстве, доступном ребенку, так как это может отвлекать ребенка.

Аутичные  дети чувствуют себя спокойнее и  более безопасно, если существует четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций. Многие дети требуют неукоснительного соблюдения режима дня: прогулка должна проходить в одно и то же время и по одному и тому же маршруту, обед — в один и тот же час, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и к новым людям. Убедить такого ребенка изменить установленный порядок практически невозможно. Эта особенность должна учитываться и при проведении психокоррекционных занятий. Необходимо следить за тем, чтобы структура занятий, место и время их проведения, состав группы не претерпевали каких бы то ни было изменений.Кроме того, следует учитывать возраст детей с РДА. Желательно включать в группу детей с разницей в возрасте не более двух лет [20].

Целенаправленное  психокоррекционное воздействие на ребенка с аутизмом осуществляется через психокоррскционпый комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

  • диагностико-консультативного;
  • ориентировочного;
  • основного коррекционного;
  • закрепляющего.

В диагностико-консультативный блок входят диагностика особенностей психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

  • всестороннее клинико-психологическое изучение особенностей личностного развития ребенка с аутизмом.
  • анализ системы семейных отношений, характера взаимодействия родителей и ребенка, стилей семейного воспитания, личностных особенностей родителей.

Диагностика должна осуществляться с  помощью экстенсивных и интенсивных методов исследования.

К экстенсивным методам относятся:

  • направленные беседы с родителями об особенностях психического развития ребенка на разных возрастных этапах;
  • анализ медицинских документов, характеристик ребенка, полученных от педагогов;
  • направленное наблюдение за ребенком в процессе консультирования, диагностики и других форм психологической помощи. (Не вызывает сомнений, что психологическая диагностика детей с ранним детским аутизмом должна опираться на умение психолога наблюдать за ребенком в процессе деятельности, доступной ему.)

К интенсивным методам относятся экспериментально-психологические методы.  Проведение экспериментально-психологической диагностики детей с аутизмом с использованием инструментальных методов не всегда возможно, особенно для детей с тяжелой степенью аффективной патологии [18].

В психологической  практике существует множество методов  недирективной психологической диагностики. Особое значение в диагностической работе с детьми с аутизмом имеют методы, разработанные М. Монтессори. Концепция М. Монтессори в целом построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для развития психики детей с нарушениями в развитии. Суть данного подхода к диагностике заключается в том, что ребенок всегда сам выбирает из дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность его развития [17].

Предоставляемая методом М. Монтессори свобода выбора, по сути, является тем, к чему так стремятся аутичные дети. Тем самым диагностическая процедура параллельно способствует и формированию самостоятельности и инициативы у ребенка.

С детьми третьей и четвертой  группы возможно проведение экспериментально-психологического обследования. Целесообразно использование функциональных проб для оценки особенностей работоспособности и динамики психических процессов, а также проективных методов (методика Розенцвейга, детский вариант методики CAT, методика Рене-Жиля, графические тесты).

Вместе  с тем следует подчеркнуть, что  экспериментально-психологическое  обследование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.

Среди основных параметров наблюдения следует  выделить:

  1. эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения;
  2. особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания;

специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности .

К числу  задач второго – ориентировочного - этапа психологической коррекции можно отнести:

Информация о работе Эффективность работы специального психолога с детьми с ранним детским аутизмом