Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:14, доклад
Бывает, адекватные по отдельности люди, собираясь на стадионах или рок концертах, начинают вести себя совершенно непредсказуемо. Психолог Татьяна Подольская решила выяснить, почему в неорганизованной толпе любой из нас может потерять не только голову, но и человеческий облик.
Бывает, адекватные по отдельности люди, собираясь на стадионах или рок концертах, начинают вести себя совершенно непредсказуемо. Психолог Татьяна Подольская решила выяснить, почему в неорганизованной толпе любой из нас может потерять не только голову, но и человеческий облик.
Простая задачка: вы с друзьями в ночном клубе, это большое заведение, много людей, все веселятся и отдыхают. Вдруг издалека доносится крик: «Пожар!» Каковы ваши действия? Пока вы думаете, я объясню, что в реальных условиях у вас не будет возможности думать.
Отсутствие информации всегда порождает неуверенность и импульс к действиям. Поэтому вы начнете бежать. Куда? Тут сработает стадный инстинкт - вы устремитесь за толпой, поддавшись массовой панике. Я уже слышу ваши возражения: мол, каждый может решать сам, как себя вести. Верно, если только он не в толпе: там жизнь подчиняется своим законам, и даже самый образованный, мудрый и здравомыслящий человек достаточно легко становится лишь песчинкой, которую несет по ветру.
Что надо знать, чтобы не пострадать во время такого урагана? Психологи уже давно изучают феномены, которые возникают в местах большого скопления людей, и выделяют ряд механизмов, бессознательно влияющих на наше поведение, а также дают некоторые рекомендации, как этого воздействия можно избежать.
Осторожно: заразно!
Эффект заражения наиболее распространенный. Этот феномен был известен на самых ранних этапах человеческой цивилизации, когда наши предки впадали в экстаз во время ритуальных обрядов, устраивали заварушки на трибунах гладиаторских арен и спортивных состязаний. В наше время мало что поменялось. Религия, спорт, политика остаются доминирующими триггерами возникновения массовых беспорядков. Американские проповедники - яркий пример ходячей «заразы». Они искусно умеют передавать многотысячной толпе нужные эмоции или психический настрой. Да что далеко ходить, вспомните повальные «добровольные» денежные вклады народа в МММ! Вы думаете, что аплодисменты, песни и пляски на таких мероприятиях для красоты? Никак нет.
Все направлено на сплочение разума прихожан с целью осуществления дальнейших поборов или чего-то еще. Заразить одного человека намного сложнее, чем заразить группу людей, в которой действует эффект многократного взаимного усиления эмоций. Благодаря такой цепной реакции, часто не понимая почему, мы активно действуем синхронно с толпой. Формула проста: страсти возрастают прямо пропорционально величине аудитории и энергетике вождя.
Без паники!
Особой ситуацией, которая влияет на адекватность нашего поведения, является паника. Она получила такое название в честь греческого бога Пана, который одним своим гневом отправлял стада овец в пропасть или мог наслать огонь по несущественной причине. Паника – это сильное эмоциональное состояние, которое возникает при дефиците или переизбытке информации о какой-то непонятной, пугающей новости. Классический пример возникновения массовой паники зафиксирован в США в 1938 году. Радиокомпания Эн-би-си транслировала передачу по книге Герберта Уэллса «Война миров». По официальным данным, около 1 млн 200 тыс. радиослушателей различного возраста и социального положения пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя диктор трижды повторял, что это радиопередача, 400 тыс. американцев заявили, что лично видели гуманоидов.
Навострили уши
Часто предвестником паники выступают слухи - всемирно известное ББС (баба бабе сказала), гордо именуемое в наше время вирусным маркетингом. Ну это как если бы сейчас вам позвонила подруга и сказала, что в магазине Chanel скидка на обувь и сумки - 90%! Человеческая природа такова: если что-то не известно, но жизненно важно – мы найдем, а, возможно, и придумаем интересующую информацию. Обычная ситуация: муж задерживается на работе и не берет трубку. Сколько вариантов возникает в вашей голове?
Подруга недавно что-то говорила о
том, что видела его на бизнес-ланче
с высокой брюнеткой... и понеслось!
Как ни странно, передача слухов помогает
нам снизить собственное
Как говорил мой преподаватель, люди боятся не смерти, а агонии. Для многих, благодаря слухам, агония апокалипсиса уже пару лет как реальность.
Нынче в моде
Вы подумаете, что это какая-то ошибка, и будете неправы. В любом учебнике по социальной психологии вы найдете такой механизм влияния, как мода. Хорошо всем известный пример из современного искусства - черепа, так удачно растиражированные художником Дэмеаном Херстом: они нравятся далеко не всем, и все же смело заполонили нашу жизнь, появившись на футболках, сумках, чехлах для техники и множестве других предметов обихода. Мода возникает под влиянием настроений, увлечений и вкусов, молниеносно заполоняя наше сознание и так же стремительно его покидая в определенный момент. Неверно воспринимать моду лишь как определенные тенденции в одежде, быту, элементах внешнего вида. Если мы слепо следуем тенденциям, наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Благодаря этому мода «избавляет» нас от психологической проблемы выбора индивидуальной стратегии поведения. Не нужно стремиться к собственной жизни - выбирай из предложенных вариантов, уподобившись массе других «слепых» почитателей.
Сеанс гипноза
Внушение, в отличие от остальных механизмов, является всегда целенаправленным воздействием. Предполагается, что люди, принимающие информацию от суггестора (злостного внушателя), не способны ее критически оценить по причине своей простоты и доверчивости. Бабушка моего друга после нескольких видеосеансов Кашпировского отправилась к стоматологу и без анестезии удалила два зуба. Старушке простительно, но ведь с годами наивных жертв телемагазинов, финансовых пирамид и сомнительных акций, к сожалению, не становится меньше. Возникает вопрос: все ли одинаково поддаются внушению? Благодатной почвой являются закрытые группы, будь то семья или политическая партия, и именно общность идей создает в них стадность понятия «мы». Психологи отмечают особые характеристики у легко внушаемых людей: дети и старики более доверчивы, чем взрослые, физически ослабленный и утомленный человек легче принимает на веру информацию.
Так же, как все, как все, как все…
Единого мнения по поводу природы феномена у исследователей нет. Хотя подходы к разгадке ищут в нескольких университетах. И не только американских. Может быть, ученым стоит собраться вместе и станцевать, декламируя свои идеи? Тогда какая-нибудь одна и возобладает. А пока они спорят.
Например, группа психолога Джонатана Хайда (Jonathan Haidt) из Университета Вирджинии (University of Virginia in Charlottesville) полагает, что толпа всего лишь провоцирует находящихся в ней людей на эмоциональную реакцию. Причем на самую легкую - заставляет потворствовать общему настроению. Что не вызывает никакого напряжения.
Наоборот, снимает его. То есть, человек
идет по "линии наименьшего
В голландском исследовательском центре (Donders Centre for Cognitive Neuroimaging), памятуя об активной реакции мозга, считают, что дело все-таки в нем.
Экспериментируя, ученые предлагали
испытуемым оценить привлекательность
нескольких сотен женщин, запечатленных
на фото. И когда добровольцы, тоже
женщины, узнавали, что их выбор не
совпадает с мнением
Нет ли тут телепатии?
Не исключено, что "эффект толпы" тесно связан с другим феноменом. А именно, с неосознанным подражанием. Замечали? Смотришь на человека, откусывающего лимон, и сам начинаешь морщиться.
Щуришься, когда наблюдаешь, как кто-то пытается вдеть нитку в иголку. Напрягаешься, глядя на спортсмена, поднимающего штангу. Сопереживаешь ближнему, попавшему в беду. Или кричишь "Долой!", когда все кругом такого же мнения, ярко выраженного словами и действиями.
Марко Якобони (Marco Iacoboni), нейрофизиолог из Калифорнийского университета (University of California, Los Angeles), полагает, что мы буквально считываем чужие чувства и эмоции благодаря особым нервным клеткам, расположенным в левом полушарии коры головного мозга.
А по сути воспроизводим мысленные образы, рожденные в другой голове. Отражаем, как говорят ученые, которые называют нервные клетки, участвующие в процессе, зеркальными нейронами.
И это не просто аналогия. Эксперименты показали, что, допустим, у мерзнущего человека и у того, кто за ним наблюдает - «входит в положение», в мозгу возникают одинаковые, словно бы отраженные в зеркале, картинки активности.
- Фактически зеркальные нейроны внедряют в нас разум другого человека, - говорит Якобони.
Конечно, это не совсем телепатия. Но кто знает, на что еще способно «зеркало», расположенное в мозгу? Ведь оно работает на уровне подсознания. Вдруг именно через него идеи и овладевают массами? В этой связи вполне разумными выглядят действия любых властей, которые препятствуют выступлениям оппозиции. И стараются разогнать даже малолюдные манифестации. А шествия и митинги в свою поддержку всячески поощряют.
Выпишите рецепт!
Что же делать? Не ходить в аквапарки, на концерты и выставки? Нет, это, пожалуй, крайние меры. С некоторыми из механизмов действительно сложно совладать - например, противостоять панике на борту самолета. Но в большинстве случаев взять себя в руки достаточно просто - благодаря паре советов ниже.
1 - Знать меру!
Если вы сложно отказываете другим и верите «профи из рекламы», значит склонны поддаваться психологическому влиянию. Поэтому посещайте сомнительные мероприятия в компании скептично настроенного друга.
2 - В случае когда во время концерта соседи призывают забросать артиста гнилыми помидорами, не действуйте импульсивно. Хотя бы потому, что чужое решение не всегда самое лучшее. Постарайтесь выйти из толпы. И многие из эффектов автоматически потеряют свою силу и магию!