Эффект толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:14, доклад

Краткое описание

Бывает, адекватные по отдельности люди, собираясь на стадионах или рок концертах, начинают вести себя совершенно непредсказуемо. Психолог Татьяна Подольская решила выяснить, почему в неорганизованной толпе любой из нас может потерять не только голову, но и человеческий облик.

Файлы: 1 файл

Бывает.docx

— 22.53 Кб (Скачать)

Бывает, адекватные по отдельности  люди, собираясь на стадионах или  рок концертах, начинают вести себя совершенно непредсказуемо. Психолог Татьяна Подольская решила выяснить, почему в неорганизованной толпе  любой из нас может потерять не только голову, но и человеческий облик.

Простая задачка: вы с друзьями в  ночном клубе, это большое заведение, много людей, все веселятся и  отдыхают. Вдруг издалека доносится  крик: «Пожар!» Каковы ваши действия? Пока вы думаете, я объясню, что в  реальных условиях у вас не будет  возможности думать.

Отсутствие информации всегда порождает  неуверенность и импульс к  действиям. Поэтому вы начнете бежать. Куда? Тут сработает стадный инстинкт - вы устремитесь за толпой, поддавшись массовой панике. Я уже слышу ваши возражения: мол, каждый может решать сам, как себя вести. Верно, если только он не в толпе: там жизнь подчиняется  своим законам, и даже самый образованный, мудрый и здравомыслящий человек  достаточно легко становится лишь песчинкой, которую несет по ветру.

Что надо знать, чтобы не пострадать во время такого урагана? Психологи  уже давно изучают феномены, которые  возникают в местах большого скопления  людей, и выделяют ряд механизмов, бессознательно влияющих на наше поведение, а также дают некоторые рекомендации, как этого воздействия можно избежать.

Осторожно: заразно!

Эффект заражения наиболее распространенный. Этот феномен был известен на самых  ранних этапах человеческой цивилизации, когда наши предки впадали в экстаз во время ритуальных обрядов, устраивали заварушки на трибунах гладиаторских арен и спортивных состязаний. В наше время мало что поменялось. Религия, спорт, политика остаются доминирующими триггерами возникновения массовых беспорядков. Американские проповедники - яркий пример ходячей «заразы». Они искусно умеют передавать многотысячной толпе нужные эмоции или психический настрой. Да что далеко ходить, вспомните повальные «добровольные» денежные вклады народа в МММ! Вы думаете, что аплодисменты, песни и пляски на таких мероприятиях для красоты? Никак нет.

Все направлено на сплочение разума прихожан с целью осуществления  дальнейших поборов или чего-то еще. Заразить одного человека намного сложнее, чем заразить группу людей, в которой  действует эффект многократного  взаимного усиления эмоций. Благодаря  такой цепной реакции, часто не понимая  почему, мы активно действуем синхронно  с толпой. Формула проста: страсти  возрастают прямо пропорционально  величине аудитории и энергетике вождя.

Без паники!

Особой ситуацией, которая влияет на адекватность нашего поведения, является паника. Она получила такое название в честь греческого бога Пана, который  одним своим гневом отправлял  стада овец в пропасть или мог  наслать огонь по несущественной причине. Паника – это сильное  эмоциональное состояние, которое  возникает при дефиците или переизбытке  информации о какой-то непонятной, пугающей новости. Классический пример возникновения  массовой паники зафиксирован в США  в 1938 году. Радиокомпания Эн-би-си транслировала передачу по книге Герберта Уэллса «Война миров». По официальным данным, около 1 млн 200 тыс. радиослушателей различного возраста и социального положения пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя диктор трижды повторял, что это радиопередача, 400 тыс. американцев заявили, что лично видели гуманоидов.

 

Навострили уши

Часто предвестником паники выступают  слухи - всемирно известное ББС (баба бабе сказала), гордо именуемое в  наше время вирусным маркетингом. Ну это как если бы сейчас вам позвонила подруга и сказала, что в магазине Chanel скидка на обувь и сумки - 90%! Человеческая природа такова: если что-то не известно, но жизненно важно – мы найдем, а, возможно, и придумаем интересующую информацию. Обычная ситуация: муж задерживается на работе и не берет трубку. Сколько вариантов возникает в вашей голове?

Подруга недавно что-то говорила о  том, что видела его на бизнес-ланче  с высокой брюнеткой... и понеслось! Как ни странно, передача слухов помогает нам снизить собственное эмоциональное  напряжение, разделить свой страх, неуверенность  и волнение. Где есть место слухам, нет времени для размышлений - только эмоции. Психологи считают, что  для возникновения слухов необходима угрожающая ситуация, а сама новость  должна быть непонятной и не поддающейся  проверке. Профессиональные создатели «уток» знают, что для максимальной эффективности «информация» должна отвечать ряду требований: лаконичность, эмоциональность, цифры преувеличены, катастрофа неизбежна, а главное - чем больше повторений, тем лучше. Мировой слух, заполонивший сознание миллиардов людей - конец света 2012. Первоклассная страшилка!

Как говорил мой преподаватель, люди боятся не смерти, а агонии. Для  многих, благодаря слухам, агония апокалипсиса уже пару лет как реальность.

Нынче в моде

Вы подумаете, что это какая-то ошибка, и будете неправы. В любом  учебнике по социальной психологии вы найдете такой механизм влияния, как мода. Хорошо всем известный  пример из современного искусства - черепа, так удачно растиражированные художником Дэмеаном Херстом: они нравятся далеко не всем, и все же смело заполонили нашу жизнь, появившись на футболках, сумках, чехлах для техники и множестве других предметов обихода. Мода возникает под влиянием настроений, увлечений и вкусов, молниеносно заполоняя наше сознание и так же стремительно его покидая в определенный момент. Неверно воспринимать моду лишь как определенные тенденции в одежде, быту, элементах внешнего вида. Если мы слепо следуем тенденциям, наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Благодаря этому мода «избавляет» нас от психологической проблемы выбора индивидуальной стратегии поведения. Не нужно стремиться к собственной жизни - выбирай из предложенных вариантов, уподобившись массе других «слепых» почитателей.

Сеанс гипноза

Внушение, в отличие от остальных  механизмов, является всегда целенаправленным воздействием. Предполагается, что люди, принимающие информацию от суггестора (злостного внушателя), не способны ее критически оценить по причине своей простоты и доверчивости. Бабушка моего друга после нескольких видеосеансов Кашпировского отправилась к стоматологу и без анестезии удалила два зуба. Старушке простительно, но ведь с годами наивных жертв телемагазинов, финансовых пирамид и сомнительных акций, к сожалению, не становится меньше. Возникает вопрос: все ли одинаково поддаются внушению? Благодатной почвой являются закрытые группы, будь то семья или политическая партия, и именно общность идей создает в них стадность понятия «мы». Психологи отмечают особые характеристики у легко внушаемых людей: дети и старики более доверчивы, чем взрослые, физически ослабленный и утомленный человек легче принимает на веру информацию.

Так же, как все, как все, как все…

 

Единого мнения по поводу природы  феномена у исследователей нет. Хотя подходы к разгадке ищут в нескольких университетах. И не только американских. Может быть, ученым стоит собраться  вместе и станцевать, декламируя свои идеи? Тогда какая-нибудь одна и возобладает. А пока они спорят.

Например, группа психолога Джонатана  Хайда (Jonathan Haidt) из Университета Вирджинии (University of Virginia in Charlottesville) полагает, что толпа всего лишь провоцирует находящихся в ней людей на эмоциональную реакцию. Причем на самую легкую - заставляет потворствовать общему настроению. Что не вызывает никакого напряжения.

Наоборот, снимает его. То есть, человек  идет по "линии наименьшего сопротивления", как электрический ток. От этого  и поддается "единому порыву".

В голландском исследовательском  центре (Donders Centre for Cognitive Neuroimaging), памятуя об активной реакции мозга, считают, что дело все-таки в нем.

Экспериментируя, ученые предлагали испытуемым оценить привлекательность  нескольких сотен женщин, запечатленных  на фото. И когда добровольцы, тоже женщины, узнавали, что их выбор не совпадает с мнением большинства, то меняли свое решение. Но перед этим у них в мозгу вспыхивала зона, которая обычно возбуждается у тех, кто осознал, что ошибся. Нечто  подобное происходит и во время массовых мероприятий. Люди стараются избавить свой мозг от внутреннего конфликта - в итоге делают, как все.

Нет ли тут телепатии?

Не исключено, что "эффект толпы" тесно связан с другим феноменом. А именно, с неосознанным подражанием. Замечали? Смотришь на человека, откусывающего  лимон, и сам начинаешь морщиться.

Щуришься, когда наблюдаешь, как  кто-то пытается вдеть нитку в  иголку. Напрягаешься, глядя на спортсмена, поднимающего штангу. Сопереживаешь  ближнему, попавшему в беду. Или кричишь "Долой!", когда все кругом такого же мнения, ярко выраженного словами и действиями.

Марко Якобони (Marco Iacoboni), нейрофизиолог из Калифорнийского университета (University of California, Los Angeles), полагает, что мы буквально считываем чужие чувства и эмоции благодаря особым нервным клеткам, расположенным в левом полушарии коры головного мозга.

А по сути воспроизводим мысленные образы, рожденные в другой голове. Отражаем, как говорят ученые, которые называют нервные клетки, участвующие в процессе, зеркальными нейронами.

И это не просто аналогия. Эксперименты показали, что, допустим, у мерзнущего человека и у того, кто за ним  наблюдает - «входит в положение», в мозгу возникают одинаковые, словно бы отраженные в зеркале, картинки активности.

- Фактически зеркальные нейроны  внедряют в нас разум другого  человека, - говорит Якобони.

Конечно, это не совсем телепатия. Но кто знает, на что еще способно «зеркало», расположенное в мозгу? Ведь оно работает на уровне подсознания. Вдруг именно через него идеи и  овладевают массами? В этой связи  вполне разумными выглядят действия любых властей, которые препятствуют выступлениям оппозиции. И стараются  разогнать даже малолюдные манифестации. А шествия и митинги в свою поддержку всячески поощряют.

Выпишите рецепт!

Что же делать? Не ходить в аквапарки, на концерты и выставки? Нет, это, пожалуй, крайние меры. С некоторыми из механизмов действительно сложно совладать - например, противостоять панике на борту самолета. Но в большинстве случаев взять  себя в руки достаточно просто - благодаря паре советов ниже.

1 - Знать меру!

Если вы сложно отказываете другим и верите «профи из рекламы», значит склонны поддаваться психологическому влиянию. Поэтому посещайте сомнительные мероприятия в компании скептично настроенного друга.

2 - В случае когда во время концерта соседи призывают забросать артиста гнилыми помидорами, не действуйте импульсивно. Хотя бы потому, что чужое решение не всегда самое лучшее. Постарайтесь выйти из толпы. И многие из эффектов автоматически потеряют свою силу и магию!


Информация о работе Эффект толпы