Внешние эффекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

На все возникшие вопросы, можно ответить, изучив достаточно полно природу и сущность такого явления как внешний эффект. Именно такую цель я ставлю перед собой в данной курсовой работе. Исходя из этого, можно определить задачи курсовой работы:
- изучить понятие внешних эффектов и их классификацию;
- рассмотреть проблемы возникновения внешних эффектов и основные проблемы их решения

Оглавление

Введение 3
1. Внешние эффекты и их классификация 5
2. Проблема внешних эффектов и ее решение. Теорема Коуза Стиглера 10
2.1. Теорема Коуза 17
3. Графическое выражение частных, внешних и социальных издержек и выгод 22
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

внешние эффекты.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На данном этапе развития общества и экономических взаимоотношений  в нем, все большее внимание привлекают проблемы, связанные с отрицательным  воздействием внешних эффектов на его  социально-экономическую жизнь. Попытки  решения данного вопроса предпринимались экономистами с середины XIX века.

Но наиболее популярными стали  взгляды А.С. Пигу и Р. Коуза. Именно на их работы мы обратим особое внимание.

Таким образом, достижение эффективности  является одной из основных проблем, подлежащих решению, потому что  она затрагивает все сферы жизни общества.

Иногда рыночный механизм не позволяет  достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут  возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в  которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Слово «эффект» латинского происхождения (effectus), одно из значений которого –  «результат действия».

Причиной существования внешних  эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном  мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производоству бетона).

В каком случае эта ситуация является провалом рынка и в чем заключается этот провал? Иными словами, в каком случае распределение ресурсов не является парето-эффективным? ми, в каком случае распределение ресурсов не является парето-эффективным?

На все возникшие вопросы, можно  ответить, изучив достаточно полно природу и сущность такого явления как внешний эффект. Именно такую цель я ставлю перед собой в данной курсовой работе. Исходя из этого, можно определить задачи курсовой работы:

- изучить понятие внешних эффектов  и их классификацию;

- рассмотреть проблемы возникновения внешних эффектов и основные проблемы их решения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внешние эффекты и их классификация

 

Внешние эффекты – это не отражённые в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки некоторых третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Эти выгоды или издержки являются «внешними» по отношению к рыночным ценам (так как они не учитываются при формировании цен), по которым совершаются сделки, т.е. купля-продажа товаров и услуг на рынке.

Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности. Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определённых выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности.

Положительные внешние эффекты (рис. 1, а) – это выгода некоторых третьих лиц, не отражённая в цене, по которой совершается рыночная сделка. Например, возле своего дома вы разбили чудный садик и наняли садовника, чтобы он содержал его в полном порядке. Разумеется, вы оплачиваете садовнику его труд. Другими словами, услуга, которую оказывает вам садовник, имеет свою рыночную цену. Однако своим прелестным садиком наслаждаетесь не только вы один. Им любуются изо дня в день все ваши соседи. Безусловно, им гораздо приятнее вдыхать аромат роз, чем запах мусорной свалки, которая могла бы быть на месте вашего сада.

Таким образом, помимо частной выгоды, получаемой лицом, оплачивающим содержание сада, существует ещё и  внешняя выгода соседей, т.е. третьих  лиц по отношению к рыночной сделке между садовником и лицом, нанявшим его на работу. Причём, соседи получают выгоду (удовольствие от созерцания садовых роз) совершенно бесплатно, т.е. их выгода не учтена при формировании рыночной цены на услуги садовника. Здесь общественная выгода будет больше, чем частная выгода лица, оплачивающего данную услугу, так как общественная выгода включает в себя как частную выгоду, так и положительный внешний эффект, т.е. выгоду третьих лиц.

Интернализация внешних эффектов означает перевод внешних эффектов во внутренние. Интернализация положительных внешних эффектов достигается путём корректирования частной выгоды таким образом, чтобы она отражала действительную общественную выгоду. Другими словами, необходимо создать такой механизм, который позволили бы учесть выгоды третьих лиц при формировании цены .

Так, например, если бы ваши соседи взяли на себя часть  расходов по оплате услуг садовника, то, во-первых, садик мог быть больше, во-вторых, зарплата садовника стала  бы выше и, в-третьих, цена услуги для  каждого отдельного плательщика  стала бы меньше. Действительно, сумма денег, уплачиваемая коллективно, не так велика для каждого плательщика, даже если она превышает ту сумму, которую прежде уплачивал единственный житель данного микрорайона. Более высокая цена сделки всех соседей с садовником отражает все общественные выгоды и приводит к увеличению объёма производства данного блага. В самом деле, по более высокой цене садовник, а также его коллеги, готовы предоставить больший объём услуг в соответствии с законом предложения. В то же время снижение цены для каждого отдельного покупателя данной услуги приведёт к увеличению количества спрашиваемой услуги в соответствии с законом спроса. Тем самым может значительно увеличиться площадь сада, и в нём расцветут ещё более экзотические цветы. Очевидно, что для общества распределение ресурсов будет более эффективным, если сократиться количество грязных пустырей и увеличится площадь, занимаемая садами. Следовательно, при интернализации положительного внешнего мы движемся к более эффективному распределению ресурсов и благ.

Рис. 1. Отрицательные (а) и положительные (б) внешние эффекты.

Вопрос заключается  в том, захотят ли ваши соседи внести свой вклад в оплату услуг садовника? Честно говоря, маловероятно. Ведь они  могут наслаждаться вашим садом  совершенно бесплатно. Это очень серьёзная реальная проблема, которая не может быть решена в рамках системы рынков и цен. Она требует вмешательства государства в экономическую сферу.

Отрицательные внешние  эффекты (рис. 1,б) – это издержки третьих лиц, не включённые в цену товара. Следовательно, цена, по которой производитель будет продавать свой товар, окажется ниже, чем цена, учитывающая все издержки: как издержки производителя, так и издержки лиц, не участвующих в купле-продаже данного товара .

Рассмотрим, например, целлюлозно-бумажную промышленность. В технологии производства бумаги используется много воды. Поэтому такие предприятия строят на берегах рек и озёр. Но эти предприятия сбрасывают в водоёмы свои отходы. Ущерб, наносимый при этом сбросом отходов, включает потерю выгод, связанных с использованием рек в других целях. Например, чем больше загрязнена река, тем меньше выгоды от использования её для рыболовства, тем меньше её полезность для купания. Если бы удалось заставить предприятия возместить ущерб, то цена бумаги увеличилась бы.

Таким образом, рыболовы несут  определённые издержки, связанные с  деятельностью целлюлозно-бумажных предприятий.

Совокупные внешние издержки – это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам (в данном случае – рыболовам). Чем больше объём выпуска предприятий, тем больше вред, наносимый водной среде, и тем больше (рис.2).

Предельные внешние издержки – это дополнительные , связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. Они не оплачиваются производителями, а перекладывают на третьих лиц: Предположим, что зависят от объёма выпуска так, как показано на рисунке 3, т.е. линейно возрастают с увеличением выпуска .

Экономический смысл этого  графика: каждая следующая дополнительная единица отходов, сбрасываемых в  водоём, приносит больший вред окружающей среде, чем предыдущая. Это – реальная предпосылка: малые концентрации вредных веществ в воде не столь сильно влияют на флору и фауну, как большие концентрации.

Следующая важная предпосылка: предположим, что целлюлозно-бумажные предприятия  действуют в условиях совершенной  конкуренции на рынке бумаги. Тогда (см. рис. 3) кривая предложения на рынке бумаги отражает суммарные предельные издержки производства индивидуальных производителей – .

Предельные частные  издержки всех фирм отрасли отражают только стоимость тех факторов производства, которые используются в производственном процессе, но они не включают в себя предельные внешние издержки в случае существования отрицательных внешних эффектов.

Параметры равновесия рынка бумаги: и (рис. 4).

Предельные общественные издержки – это все предельные издержки производства: как частные, так и внешние.

Фирмы принимают свои решения об объёмах выпуска на основе слишком  низких , не учитывая , следовательно, цена оказывается слишком низкой, а объём выпуска слишком большим .

Интернализация отрицательных внешних эффектов – это перевод внешних эффектов во внутренние, что достигается путём корректирования предельных частных издержек таким образом, чтобы они отражали действительные предельные общественные издержки.

Чтобы интернализировать  отрицательный внешний эффект, необходимо сложить предельные внешние издержки и предельные частные издержки, т.е. получить предельные общественные издержки. Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и, следовательно, к снижению величины спроса на этот товар. На рис. 3 показано новое рыночное равновесие при объёме выпуска отраслью бумаги в количестве и продаваемой по цене .

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, которое вызывает слишком большой сброс сточных вод в реку. Причина подобной неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена слишком низка – она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене объём производства на целлюлозно-бумажных предприятиях будет эффективным и значительно меньшим по сравнению с тем объёмом выпуска, который имел место при отсутствии механизма интернализации внешнего эффекта.

По направлению действия внешние  эффекты могут быть разделены  на следующие четыре группы. 1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот). 2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители. 3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным. 4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя  свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

2. Проблема внешних эффектов и ее решение. Теорема Коуза Стиглера

 

В предыдущем разделе было рассмотрено экономическое содержание проблемы внешних эффектов и их интернализации. Здесь будет представлена формальная модель производственных экстерналий, а затем мы проанализируем некоторые способы решения проблемы внешних эффектов.

1. Модель интернализации внешнего эффекта путём объединения предприятий.

Предположим, что по соседству друг с другом находятся два предприятия. Одно из них ловит и коптит рыбу, а другое занимается пчеловодством. Сопутствующим продуктом копчения рыбы является дым, который загрязняет атмосферу и отрицательно сказывается на количестве собираемого мёда. Чем больше копчёной рыбы производит первое предприятие, тем больше дыма выбрасывается в атмосферу и тем меньше мёда собирает второе предприятие. Следовательно, первое предприятие никак не зависит от второго, а второе испытывает отрицательный внешний эффект вследствие деятельности первого.

Информация о работе Внешние эффекты