Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
На все возникшие вопросы, можно ответить, изучив достаточно полно природу и сущность такого явления как внешний эффект. Именно такую цель я ставлю перед собой в данной курсовой работе. Исходя из этого, можно определить задачи курсовой работы:
- изучить понятие внешних эффектов и их классификацию;
- рассмотреть проблемы возникновения внешних эффектов и основные проблемы их решения
Введение 3
1. Внешние эффекты и их классификация 5
2. Проблема внешних эффектов и ее решение. Теорема Коуза Стиглера 10
2.1. Теорема Коуза 17
3. Графическое выражение частных, внешних и социальных издержек и выгод 22
Заключение 28
Список литературы 29
MEC
Рис. 7. Издержки
Аналогичным образом, частная (внутренняя) выгода характеризует рост благосостояния непосредственных потребителей данного блага, являющихся его покупателями. Внешняя выгода характеризует увеличение благосостояния всех третьих лиц, вызванное производством и потреблением данного блага. Социальная (общественная) выгода характеризует совокупную внутреннюю и внешнюю выгоду как непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, связанную с производством и потреблением данного продукта:
(T)SB = (Т) РВ + (Т)ЕВ,
где (T)SB - (общая) социальная выгода; (Т)РВ - (общая) частная выгода; (T)EB – (общая) внешняя выгода (рис. 8)
B
Рис. 8. Социальная, частная, внешняя выгода
Соответственно, предельная частная выгода (МРВ), предельная внешняя выгода (МЕВ) и предельная социальная выгода (MSB) - это прирост частной, внешней и социальной выгоды, вызванный увеличением производства и потребления данного продукта на некоторую величину (DQ):
MPB = ΔPB / ΔQ;
MEB = ΔEB / ΔQ;
MSB = ΔSB / ΔQ.
При небольших соответствующих изменениях, непрерывности и дифференцируемости функций выгоды - это производные соответствующих функций общей выгоды:
MPB = ∂PB / ∂Q;
MEB = ∂EB / ∂Q;
MSB = ∂SB / ∂Q;
MSB = MPB + MEB (рис. 9)
В
MEB
MEB
Рис. 9. Выгоды
Таким образом, к частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимися владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что запретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже, разумеется, при прочих равных условиях, уровень подобных издержек запрета .
Чистыми общественными благами будут считаться такие, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления такого блага каждому дополнительному потребителю равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.
Таким образом, в данной курсовой работе мы в первую очередь выяснили понятие внешних эффектов.
Внешними эффектами (англ, externalities) называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.
Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Примером положительного внешнего эффекта может служить отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими.
Проблема внешних эффектов становится все актуальнее. Как известно каждый производитель стремится к обогащению (и потребности его безграничны), но, ограничивая его свободу до определенного предела, государство и общество должно позаботится о том, чтобы деятельность, которой он занимается, не влекла за собой нежелательных последствий. Так как мы живем в обществе, необходимо регулировать взаимоотношения, но каждый «тянет одеяло на себя», и поэтому необходимо создавать государственные органы, которые будут использовать инструменты власти для нахождения компромисса.
1. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001.
2. Вечканов Г.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2004. – 288с.
3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. – М.: Дело, 2002. – 416с.
4. Камаев В. Учебник по основам экономической теории. – М., 1994.
5. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. – М.: Республика, 1993.
6. Котерова Н.П. Микроэкономика. Учебник для вузов. – М.: Академия, 2003. – 208с.
7. Мамедов О. Современная экономика. Общедоступный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.