Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Рассмотрение психологических подходов к памяти человека.
Изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте.
Изучение взаимосвязи между уровнем развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте и успешностью обучения.

Оглавление

Введение….……………………...…………………………………………………3
Особенности памяти и ее характеристика в младшем школьном возрасте………………...………………………………………………………………….6
1.1 Общее представление о памяти человека в психологии………………….6
1.2 Особенности памяти в младшем школьном возрасте……………………11
Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников ………………….…………………………………………………………22
2.1 Изучение уровня развития памяти у младших школьников и его влияния на успешность обучения………….………………………………...………………………22
2.2 Методы эффективного развития памяти у младших школьников…...…...27
Заключение…...……………………..……………………………………………33
Глоссарий…..…………………………...………………..……………………….35
Список использованных источников…...……………

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ ПАМЯТИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

     В свете кибернетической и психологической  педагогики опорными конспектами нужно  считать закодированное, сокращенное  изложение информации, которая организована с учетом удобства восприятия ее глазом и содержит информацию в коррекции с психофизиологическими возможностями зрения.[3, с. 126]

     Итак, информация поступает в память в  «свернутом» виде. «Свернуть» информацию – это значит «сжать» ее в пространстве, сохранив в объеме. «Свертывание»  информации производится в целях  оптимизации процесса формирования памяти. «Свернутая» информация обеспечивает оптимальность, экономичность, удобство пользования, селекционность, доступность, новизну, оригинальность, гибкость, неутомимость восприятия. «Свернутая» информация письменно фиксируется  путем составления плана, тезирования, конспектирования, реферирования, аннотирования, рецензирования, цитирования и т.п.

     В современной педагогике новаторы широко использует игровые ситуации, игровые  элементы и игры на уроке.

     Игровая деятельность. Предмет – условия игры либо определенные атрибуты, которые находятся вне личности; процедура – мыслительные операции, которые протекают внутри личности; продукт – принятия решения, которое выражается внешне определенным игровым ходом.

     Таким образом, игры, используемые в обучении, позволяют определить пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках, а также осуществить проектирование эффективного педагогического вмешательства. Многолетнее использование обучающих игр способствовало выработке ряда методических рекомендаций по их применению.

  1. В процессе игры на первых порах следует воздержаться от личных комментариев, особенно от «вознаграждения» нерадивых.
  2. Коллективная игра, не предусматривающая общение, повышает запоминаемости материала в три раза, предусматривающая общение в семь раз.
  3. Не объявляйте перед игрой учебную цель, постарайтесь на первый план выдвинуть организаторские функции, а на второй – гностические.
  4. Если вы включаетесь в игру, то помните, что для вас все ее правила остаются в силе, как для любого играющего.
  5. При организации игры соблюдайте принципы самоорганизации и самоуправления, не нарушайте ход игры и не вмешивайтесь в нее без необходимости.
  6. Доверяйте судейство самим играющим, заметив нарушения, не спешите их вскрыть и наказать нарушителя. Продумайте в таком случае незаметное педагогическое воздействие.
  7. Разрабатывайте игры совместно с учащимися.

     Итак, тренинговые игры позволяют активизировать непроизвольное запоминание и в  тоже время не исключают произвольное запоминание.

     При смешанном запоминании материал представляется менее двух раз. Первый раз он исполняется как ориентирующее задание, а второй – произвольное запоминание. Ученые утверждают, что воспроизведение непроизвольно запомненного материала среднем в полтора раза лучше, чем воспроизведение произвольного запомненного материала. 

     Игры  способствуют развитию социальной перцепции, умению понимать и оценивать свою личность, а также личность  и  деятельность других людей, воспитывают  большую терпимость к людям, более  дружелюбное отношение к ним, снижает агрессивность, приводят к осознанию неизбежности различий между людьми.

     Таким образом, подводя итог практической части, мы можем сделать следующие  выводы:

  • По результатам исследования мы можем говорить о подтверждении выдвинутой ранее гипотезы: уровень развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте является одним из факторов успешности обучения.
  • Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации. Рассмотрим способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замечание, которое необходимо принимать во внимание в процессе психодиагностики памяти.
  • Память ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцировании, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребёнка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.
  • В современной педагогической практике широкое применение получили опорные сигналы и сигналы (инновации В.Ф. Шаталова, С.М. Энгейштейна и др.).
  • Большое значение для развития памяти младших школьников имеет игра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Так же, как ощущение и восприятие память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует  непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

     Память  – это запоминание, сохранение и  последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами,  память - это отражение опыта человека путем его запоминание, сохранения и воспроизведения. То, что нами  ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

     Не  все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно  в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это  различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса  к данному предмету.

     Ни  одна другая психическая функция  не может быть осуществлена без участия  памяти, и сама память не мыслима  вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

     Память  – сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследование, все еще не создано  единой теории механизмов памяти. Новые  научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.

     Память  ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться  не в целом, а дифференцировании, по отдельным показателям, и по каждому  из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребёнка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

     Во  всех исследованиях, посвященных долговременной памяти,  справедливо подчеркивается: даже хорошо понятое и  один  раз  правильно  изложенное  без повторения  не  запоминается.  Поэтому  учителям   рекомендуется   повторять материал в первые дни после изучения, по горячим следам,  пока  материал  не забыт.

     Качественные  изменения, относящиеся к процессу сохранения материала  в памяти младшего школьника,  имеют  своей  основой  то,  что  теперь  ведущей является учебная деятельность ребенка. Удержать в памяти, не забыть то,  что усвоено, - становится у школьника, в обличие  от  предшествующих  возрастов, особой задачей, выполнению которой служат его  старания.  Работа  учителя  в значительной мере имеет в виду не  допустить  забывания  знаний  и  навыков, приобретенных  учениками.  Учитель  постоянно  должен  заботиться  об  этом, направляя  соответствующим  образом  учебную  работу   младших   школьников. Материал, который должен быть сохранен  в  памяти  школьников,  представляет собой не разрозненные сведения,  а  определенную  систему,  отдельные  части которой внутренне связаны между собой. Все это не только оказывает  решающее влияние  на  сохранение  учебного  материала  в  памяти,  но   приводили   к качественной перестройке работы памяти в целом.

     Таким образом,  память теснейшим  образом  связана  с  личностью,  ее  внутренним миром,  интересами,  стремлениями.  Поэтому  развитие  и   совершенствование памяти происходили параллельно с развитием школьника, а те  или  иные  этапы памяти – следствие изменения взаимоотношения младшего  школьника  с  внешним миром и людьми. 
 
 
 
 

     Глоссарий 

№ п/п Понятие Определение
1 Буферная память Вид кратковременной  памяти, в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности  процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование).
2 Виды памяти Структурные особенности  мнемической деятельности, связанные  с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания  в памяти, характеристиками материала. По характеру запоминаемого материала  могут быть выделены зрительная, слуховая, осязательная память. По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную (срок хранение не более 1,5 с.), кратковременную (срок хранения не более 30 с.) и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно.
3 Долговременная  память «Блок» обработки  информации, характеризующийся практически  неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации.
4 Забывание Процесс потери доступа сознания к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергаются как неактуальные сведения, так и некоторые сверхактуальные (психологическая защита).
5 Запоминание механическое Чем более механическим является запоминание, тем более  буквально воспроизведение. Малодоступный  материал вызывает сильную тенденцию запомнить буквально. Дети чаще, чем взрослые, не могут осмыслить то, что заучивают, и поэтому тенденция к буквальному воспроизведению наблюдается у них чаще, чем в зрелом возрасте.
6 Заучивание  Универсальность заучивания, как средства учения, объясняется тем, что для его применения не обязательно раскрытие особенностей изучаемого материала. Знания вводятся во внутренний мир обучаемого лишь по логике внешней последовательности, чем и объясняется малая продуктивность этой деятельности.
7 Кратковременная память Вид памяти, характеризующийся  относительно коротким временем хранения информации (несколько десятков секунд), которая вытесняется потоком  новой информации.
8 Младший школьный возраст Период жизни  ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах.
9 Память  Это психический  процесс запечатления, сохранения и  воспроизведения прошлого опыта.
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

1 Абрамова, Г.С.  Практическая психология: учеб. Пособие [Текст] / Г.С. Абрамова.  – М.: Академический проект, 2005. – 438 с. - ISBN: 5-8291-0467-9.
2 Бородкин, Ф.М. Социальные индикаторы [Текст] / Ф.М. Бородкин. –  М.: Юнити, 2006. – 607 с. – ISBN 5-238-01094-Х.
3 Блонский,  П.П. Психология [Текст] / П.П. Блонский. –  М.: МПСИ,  2006. – 632 с. - ISBN 5-89502-574-9.
4 Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии [Текст] / Ф.Е. Василюк. – М.: Смысл, 2003. – 240 с. – ISBN 5-89357-144-4.
5 Карпенко, Л.А. Краткий  психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. -  М.: Сфера, 2001. – 564 с. - ISBN 4-56892-358-5.
6 Карвасарский, Б.Д. Психотерапия [Текст] / Б.Д. Карвасарский. – С.-Пб.: Питер, 2007. – 672 с. – 978-5-469-01672-4.
7 Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. –С-Пб.: Питер,  2006. – 583 с. - ISBN 5-272-00062-5.
8 Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 598 с. - ISBN 5-691-00232-5. 
9 Нилова, И.А. Практическая психология [Текст] / И.А. Нилова. – М.: АСТ, 2000. – 303 с. – ISBN 5-17-001432-5.
10 Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 704 с. - ISBN 5-222-10011-1.
11 Петровский,  А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Академия, 2007. – 512 с. - ISBN 978-5-7695-4515-3.
12 Пилипко, А.В. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии [Текст] / А.В. Пилипко. – М.: УЦ Перспектива, 2004. – 88 с. – ISBN 5-7744-0104-9.
13 Психология  развития человека как личности [Текст]  /  Д.И.Фельдштейн [и др.].    - М.: МПСИ, 2005. – 568 с. - ISBN 5-89502-675-3.
14 Райгородский,  Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] / Д.Я. Райгородский.. – Самара: Бахрах-М, 2007. – 672 с. - ISBN 5-94648-014-6.
15 Сироткин,  Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости [Текст] / Л.Ю. Сироткин. -  Казань: изд. КГУ, 1992. – 78 с. - ISBN 7-892-358-5.
16 Тутушкина, М.К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии [Текст] / М.К. Тутушкина. – М.: Дидактика Плюс, 2006. – 352 с. – ISBN 5-89239-016-0. 

Информация о работе Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников