Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Рассмотрение психологических подходов к памяти человека.
Изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте.
Изучение взаимосвязи между уровнем развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте и успешностью обучения.

Оглавление

Введение….……………………...…………………………………………………3
Особенности памяти и ее характеристика в младшем школьном возрасте………………...………………………………………………………………….6
1.1 Общее представление о памяти человека в психологии………………….6
1.2 Особенности памяти в младшем школьном возрасте……………………11
Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников ………………….…………………………………………………………22
2.1 Изучение уровня развития памяти у младших школьников и его влияния на успешность обучения………….………………………………...………………………22
2.2 Методы эффективного развития памяти у младших школьников…...…...27
Заключение…...……………………..……………………………………………33
Глоссарий…..…………………………...………………..……………………….35
Список использованных источников…...……………

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ ПАМЯТИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

     1 этап – исследование объема  долговременной памяти младших  школьников.

     Данные  результатов исследования по методике внесены в таблицу 2.1. 

     Таблица 2.1 – Уровень развития долговременной памяти у детей младшего школьного возраста (методика 1)

Имя ребенка Объем стихотворения Уровень долговременной памяти
Наташа  Ч. 12 строк Высокий
Вика  Р. 8 строк Высокий
Вика  Д. 8 строк Высокий
Настя Л. 10 строк Высокий
Настя Р. 6 строк Средний
Маша  П. 4 строки Низкий 
Лера  Ш. 4 строки Низкий
Олеся Б. 8 строк Высокий
Продолжение таблицы 2.1
Аня Л. 8 строк Высокий
Катя  К. 12 строк Высокий
Маша  С. 12 строк Высокий
Максим  В. 6 строк Средний
Роман Х. 4 строки Низкий
Слава Ч. 8 строк Высокий
Стас  К. 8 строк Высокий
Антон В. 10 строк Высокий
Ира З. 6 строк Средний
Миша  А. 5 строк Средний
 

     Для наглядности проиллюстрируем эти  данные диаграммой. 

     Рисунок 2.1 - Процентное соотношение уровня долговременной памяти у младших школьников (методика 1) 

     2 этап – анализ уровня успеваемости младших школьников.

     Данные  анализа успеваемости учащихся 3 «А»  класса за первое полугодие анализировались  по следующим критериям:

  • Высокий уровень – средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 9-10.
  • Выше среднего уровень - средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 6-10.
  • Средний уровень - средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 5-10.
  • Ниже среднего уровень – средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 2-10.

     Полученные  данные сводим в таблицу 2.2. 

     Таблица 2.2 - Уровень успеваемости младших школьников по итогам 1 полугодия

Имя ребенка Средний балл Уровень успеваемости
Наташа  Ч. 9-10 Высокий
Вика  Р. 6-10 Выше среднего
Вика  Д. 6-10 Выше среднего
Настя Л. 6-10 Выше среднего
Настя Р. 5-10 Средний
Маша  П. 3-10 Ниже среднего
Лера  Ш. 3-10 Ниже среднего
Олеся Б. 6-10 Выше среднего
Аня Л. 6-10 Выше среднего
Катя  К. 9-10 Высокий
Маша  С. 9-10 Высокий
Максим  В. 5-10 Средний
Роман Х. 3-10 Ниже среднего
Слава Ч. 6-10 Выше среднего
Стас  К. 6-10 Выше среднего
Антон В. 6-10 Выше среднего
Ира З. 5-10 Средний
Миша  А. 3-10 Ниже среднего
 

     Для наглядности данные успеваемости  в процентном соотношении отразим  в диаграмме. 

     Рисунок 2.2 - Процентное соотношение уровня успеваемости младших школьников 

     3 этап – сопоставление результатов методики и уровня успеваемости в классе. Формирование выводов по результатам эксперимента.

     Полученные  данные представляем в сводной таблице  2.3.

     Таблица 2.3 – Полученные данные об уровне памяти и успеваемости младших школьников.

Имя ребенка Уровень развития долговременной памяти Уровень успеваемости
Наташа  Ч. Высокий Высокий
Вика  Р. Высокий Выше среднего
Вика  Д. Высокий Выше среднего
Настя Л. Высокий Выше среднего
Настя Р. Средний Средний
Маша  П. Низкий  Ниже среднего
Лера  Ш. Низкий Ниже среднего
Олеся Б. Высокий Выше среднего
Аня Л. Высокий Выше среднего
Катя  К. Высокий Высокий
Маша  С. Высокий Высокий
Максим  В. Средний Средний
Роман Х. Низкий Ниже среднего
Слава Ч. Высокий Выше среднего
Стас  К. Высокий Выше среднего
Продолжение таблицы 2.3
Антон В. Высокий Выше среднего
Ира З. Средний Средний
Миша  А. Средний Ниже среднего
 

     Как видно из приведенных данных сводной  таблицы, между успеваемостью младших школьников и развитием у них долговременной памяти связь налицо. Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение: уровень развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте является одним из факторов успешности обучения.

     Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:

  • Уровень долговременной памяти в младшем школьном возрасте находится в состоянии развития.
  • Успешность обучения и уровень развития долговременной памяти взаимосвязаны.
  • При правильно организованной работе по развитию долговременной памяти у младших школьников наблюдается динамика ее развития.
 

    2.2   Методы эффективного развития памяти у младших школьников 

     При поступлении ребенка в школу  для успешности его обучения в  младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

     1 Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объём и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

     2 Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

     3  Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации. Рассмотрим способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замечание, которое необходимо принимать во внимание в процессе психодиагностики памяти.

     Память  ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться  не в целом, а дифференцировании, по отдельным показателям, и по каждому  из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребёнка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

     В современной педагогической практике широкое применение получили опорные сигналы и сигналы (инновации В.Ф. Шаталова, С.М. Энгейштейна и др.), которые ведут свое начало от опорных пунктов (первое использование опорных пунктов  в обучении мы находим у профессора Н.Барановского в 1946 году).

     Опорный пункт – выделение какого-либо краткого элемента материала, служащего  опорой для более подробного изложения  этого материала (тезисы, заголовки, примеры, вопросы, цифровые данные, сравнения и т.п.).[3, с. 89]

     Опорный пункт – выразитель некого общего смысла. По существу опорные пункты представляют собой перекодирование материала, где кодами могут быть все виды опосредования. Функция, которую выполняют опорные пункты при запоминании та же, что и функция стимула – средства в модели опосредованного запоминания П.Н.Леонтьева. однако опорные пункты не внешняя помощь или поддержка, а сжатое содержание самого текста.

     Сигнал  – знак, физический процесс (или  явление), несущий сообщение (информацию о каком-либо событии, состоянии  объекта наблюдения, либо передающий команды управления, указывания, оповещения и т.д.). Таким образом, опорный сигнал  - это перекодированный материал, служащий опорой для выражения определенной информации, а также являющийся указанием для припоминания этой информации.

     Опорный конспект – краткое изложение  информации с помощью опорных сигналов.[7, с. 114]

     При разработке опорного сигнала рекомендуется  использовать следующее:

  • во-первых, «сжатие» информации с помощью различных ходов (буквы, линии, принятые условные обозначения, сокращения, определенные ГОСТом, простые геометрические фигуры, цифры и т.п.);
  • во-вторых, компоновку с учетом психофизиологических особенностей глаза. Тут следует обратиться за помощью к одной из древнейших наук-композиции, к ее законам, метолам и приемам (соподчинение, пропорции, цвет, ритмический и метроритмический порядок).

     При разработке опорного конспекта необходимо учитывать время запоминания  с помощью функциональных и операционных механизмов памяти. Если закодированная в конспекте информация превышает норматив времени запоминания, то такой конспект не является опорным.

     В современной педагогике под названием  «опорные сигналы» можно встретить  самые различные формы сокращения  и систематизации учебного материала (традиционный учебные плакаты, различны структурно-логические схемы).

Информация о работе Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников