Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:58, курсовая работа
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Рассмотрение психологических подходов к памяти человека.
Изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте.
Изучение взаимосвязи между уровнем развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте и успешностью обучения.
Введение….……………………...…………………………………………………3
Особенности памяти и ее характеристика в младшем школьном возрасте………………...………………………………………………………………….6
1.1 Общее представление о памяти человека в психологии………………….6
1.2 Особенности памяти в младшем школьном возрасте……………………11
Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников ………………….…………………………………………………………22
2.1 Изучение уровня развития памяти у младших школьников и его влияния на успешность обучения………….………………………………...………………………22
2.2 Методы эффективного развития памяти у младших школьников…...…...27
Заключение…...……………………..……………………………………………33
Глоссарий…..…………………………...………………..……………………….35
Список использованных источников…...……………
1 этап – исследование объема долговременной памяти младших школьников.
Данные
результатов исследования по методике
внесены в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Уровень развития долговременной памяти у детей младшего школьного возраста (методика 1)
Имя ребенка | Объем стихотворения | Уровень долговременной памяти |
Наташа Ч. | 12 строк | Высокий |
Вика Р. | 8 строк | Высокий |
Вика Д. | 8 строк | Высокий |
Настя Л. | 10 строк | Высокий |
Настя Р. | 6 строк | Средний |
Маша П. | 4 строки | Низкий |
Лера Ш. | 4 строки | Низкий |
Олеся Б. | 8 строк | Высокий |
Продолжение таблицы 2.1 | ||
Аня Л. | 8 строк | Высокий |
Катя К. | 12 строк | Высокий |
Маша С. | 12 строк | Высокий |
Максим В. | 6 строк | Средний |
Роман Х. | 4 строки | Низкий |
Слава Ч. | 8 строк | Высокий |
Стас К. | 8 строк | Высокий |
Антон В. | 10 строк | Высокий |
Ира З. | 6 строк | Средний |
Миша А. | 5 строк | Средний |
Для
наглядности проиллюстрируем
Рисунок
2.1 - Процентное соотношение уровня долговременной
памяти у младших школьников (методика
1)
2 этап – анализ уровня успеваемости младших школьников.
Данные анализа успеваемости учащихся 3 «А» класса за первое полугодие анализировались по следующим критериям:
Полученные
данные сводим в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 - Уровень успеваемости младших школьников по итогам 1 полугодия
Имя ребенка | Средний балл | Уровень успеваемости |
Наташа Ч. | 9-10 | Высокий |
Вика Р. | 6-10 | Выше среднего |
Вика Д. | 6-10 | Выше среднего |
Настя Л. | 6-10 | Выше среднего |
Настя Р. | 5-10 | Средний |
Маша П. | 3-10 | Ниже среднего |
Лера Ш. | 3-10 | Ниже среднего |
Олеся Б. | 6-10 | Выше среднего |
Аня Л. | 6-10 | Выше среднего |
Катя К. | 9-10 | Высокий |
Маша С. | 9-10 | Высокий |
Максим В. | 5-10 | Средний |
Роман Х. | 3-10 | Ниже среднего |
Слава Ч. | 6-10 | Выше среднего |
Стас К. | 6-10 | Выше среднего |
Антон В. | 6-10 | Выше среднего |
Ира З. | 5-10 | Средний |
Миша А. | 3-10 | Ниже среднего |
Для
наглядности данные успеваемости
в процентном соотношении отразим
в диаграмме.
Рисунок
2.2 - Процентное соотношение уровня успеваемости
младших школьников
3 этап – сопоставление результатов методики и уровня успеваемости в классе. Формирование выводов по результатам эксперимента.
Полученные данные представляем в сводной таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Полученные данные об уровне памяти и успеваемости младших школьников.
Имя ребенка | Уровень развития долговременной памяти | Уровень успеваемости |
Наташа Ч. | Высокий | Высокий |
Вика Р. | Высокий | Выше среднего |
Вика Д. | Высокий | Выше среднего |
Настя Л. | Высокий | Выше среднего |
Настя Р. | Средний | Средний |
Маша П. | Низкий | Ниже среднего |
Лера Ш. | Низкий | Ниже среднего |
Олеся Б. | Высокий | Выше среднего |
Аня Л. | Высокий | Выше среднего |
Катя К. | Высокий | Высокий |
Маша С. | Высокий | Высокий |
Максим В. | Средний | Средний |
Роман Х. | Низкий | Ниже среднего |
Слава Ч. | Высокий | Выше среднего |
Стас К. | Высокий | Выше среднего |
Продолжение таблицы 2.3 | ||
Антон В. | Высокий | Выше среднего |
Ира З. | Средний | Средний |
Миша А. | Средний | Ниже среднего |
Как видно из приведенных данных сводной таблицы, между успеваемостью младших школьников и развитием у них долговременной памяти связь налицо. Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение: уровень развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте является одним из факторов успешности обучения.
Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:
2.2
Методы эффективного развития памяти
у младших школьников
При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:
1 Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объём и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.
2 Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.
3 Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации. Рассмотрим способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замечание, которое необходимо принимать во внимание в процессе психодиагностики памяти.
Память ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцировании, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребёнка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.
В современной педагогической практике широкое применение получили опорные сигналы и сигналы (инновации В.Ф. Шаталова, С.М. Энгейштейна и др.), которые ведут свое начало от опорных пунктов (первое использование опорных пунктов в обучении мы находим у профессора Н.Барановского в 1946 году).
Опорный пункт – выделение какого-либо краткого элемента материала, служащего опорой для более подробного изложения этого материала (тезисы, заголовки, примеры, вопросы, цифровые данные, сравнения и т.п.).[3, с. 89]
Опорный пункт – выразитель некого общего смысла. По существу опорные пункты представляют собой перекодирование материала, где кодами могут быть все виды опосредования. Функция, которую выполняют опорные пункты при запоминании та же, что и функция стимула – средства в модели опосредованного запоминания П.Н.Леонтьева. однако опорные пункты не внешняя помощь или поддержка, а сжатое содержание самого текста.
Сигнал – знак, физический процесс (или явление), несущий сообщение (информацию о каком-либо событии, состоянии объекта наблюдения, либо передающий команды управления, указывания, оповещения и т.д.). Таким образом, опорный сигнал - это перекодированный материал, служащий опорой для выражения определенной информации, а также являющийся указанием для припоминания этой информации.
Опорный конспект – краткое изложение информации с помощью опорных сигналов.[7, с. 114]
При разработке опорного сигнала рекомендуется использовать следующее:
При разработке опорного конспекта необходимо учитывать время запоминания с помощью функциональных и операционных механизмов памяти. Если закодированная в конспекте информация превышает норматив времени запоминания, то такой конспект не является опорным.
В
современной педагогике под названием
«опорные сигналы» можно встретить
самые различные формы
Информация о работе Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников