Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования: выявить индивидуальные особенности сотрудников пожарной службы в зависимости от степени готовности к риску.
Гипотеза: можно предположить, что проявление склонности к риску зависит от индивидуальных особенностей сотрудников противопожарной службы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме.
2. Описать индивидуальные особенности сотрудников противопожарной службы.
3. Описать склонность к риску сотрудников противопожарной службы.
4. Сопоставить полученные результаты.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Особенности профессии пожарного………………………………….…….4
1.1. Исторический аспект становления профессии пожарного………….……..4
1.2. Психологические требования к сотруднику ГПС МЧС России………….6
1.3. Психограмма сотрудника пожарной части………………………………....8
1.4. Стресс. Стрессовые состояния у пожарных. Риск. Готовность пожарных к риску……………………………………………………………………………….9
2. Психологическое исследование профессии пожарного………………...….14
2.1. Описание выборки и методов исследования……………………..….……14
2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация………………….17
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….25
Приложение………………………………………………………………………27
Введение.
По шкале №4 – шкале психопатии, мы видим, что такие люди не агрессивны, не конфликтны, не пренебрегают общественными нормами и ценностями. Настроение у них устойчивое.
Результаты по шкале №6 – шкале паранойяльности свидетельствуют о том, что испытуемые, входящие в первую группу не склонны к формированию сверхценных идей. Это многосторонние, неагрессивные и не злопамятные люди, у которых нет конфликтов с окружающими.
Шкала психостении говорит нам о том, что эти лица склонны к тревожности, боязливости, нерешительности, их терзают постоянные сомнения. Оценки по шкале гипомании близки к высоким оценкам и характеризуют первую группу как лиц с приподнятым настроением, независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
Теперь рассмотрим группу со стажем работы от 6 до 10 лет.
По шкале ипохондрии мы видим средние результаты, по которым можно судить, что испытуемые далеки от астено-невротического типа. Они не склонны к пассивности, медлительности, сохраняют равновесие в социальных конфликтах, спокойно переносят смену обстановки. Шкала дипрессии характеризует испытуемых второй группы как лиц, склонных к тревогам, застенчивости. Результаты шкал истерии и психопатии почти не отличаются от результатов первой группы. Из чего мы можем сделать вывод, что испытуемым второй группы, также как и первой, не свойственно стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, и они не стремятся любым путем обратить на себя внимание. Не пренебрегают социальными нормами и ценностями. Не агрессивны, неконфликтны, не склонны к возбудимости и чувствительности. Настроение устойчивое.
По шкале ипохондрии из всех групп эта группа имеет самый низкий показатель. И поэтому эту группу можно отнести к типам людей, которым не свойственна тревожность, боязливость и постоянные сомнения.
Шкала №8 свидетельствует о не способности
тонко чувствовать и
Показатели по шкале гипомании у данной группы близки к результатам первой группы. Из чего следует, что этим людям свойственно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами и охотно контактируют с людьми.
Из рис. 1 видно, что третья группа, в которую входят испытуемые со стажем от 11 лет и выше, по шкалам MMPI имеет наиболее высокие показатели, по сравнению с первой и второй группами. Это свидетельствует о наибольшей выраженности качеств, соответствующих шкалам MMPI.
Испытуемые третьей группы, со стажем работы от 11 лет и выше, имеют следующие характеристики: они медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти. Медленно приспосабливаются к смене обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах. Чувствительные, сензитивные лица, склонные к тревогам, робкие и застенчивые. В делах старательны, добросовестны, восокоморальные и обязательные, но не способные принимать решение самостоятельно. Не уверенны в себе, при малейших неудачах впадают в отчаяние. Эти лица склонны к невротическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремящихся любыми способами обратить на себя внимание. Чувства таких людей поверхностны, не глубоки. Испытуемые в этой группе очень агрессивны, пренебрегают социальными нормами и ценностями, возможно поэтому у них частые конфликты с окружающими.
Рис. 2. Средние значения готовности сотрудников к риску (по группам).
Испытуемые расформированы на три группы в зависимости от стажа работы. Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией и избегания неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.
Исследования дали следующие результаты:
У первой группы (стаж работы которых до 5 лет) и у третьей группы (стажем работы от 11 лет и больше) показатели готовности к риску равны и составляют + 2,7.
У второй группы (стаж работы от 6 до 10 лет) показатель готовности к риску имеет отрицательное значение: – 4,7.
Таким образом, складывается следующая картина:
Первая, вторая и третья группы имеют средние значения склонности к риску.
Если смотреть на то, что первая и третья группа имеют положительные значения (2,7 балла), а вторая группа – отрицательное ( – 4,7), то можно на основе этих показателей можно предположить, что испытуемые со стажем работы до 5 лет и испытуемые со стажем от 11 лет и выше, более склонны к риску, чем испытуемые в группе со стажем работы от 6 до 10 лет.
То есть неопытные (со стажем до 5 лет) и более опытные сотрудники Государственной противопожарной службы больше склонны к риску, чем те, чей стаж работы от 6 до 10 лет.
Заключение.
Профессия пожарного появилась достаточно недавно. Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение с опасностью. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями. Профессия пожарного характеризуется следующими особенностями: травмирующими ситуациями, стрессовыми воздействиями и постоянной готовностью к риску.
Проведя исследования, мы получили следующие результаты:
У сотрудников пожарной службы со стажем работы до 5 лет индивидуальные особенности менее выражены, по сравнению с группой сотрудников, стаж работы которых от 11 лет и выше.
Сотрудники
Государственной
Для группы со стажем работы от 6 до 10 лет характерна низкая склонность к риску. Среди индивидуальных особенностей этой группы можно отметить агрессивность, злопамятность, склонность к формированию сверхценных идей. Они активны, энергичны и жизнерадостны. Любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, но им не хватает выдержки и настойчивости
Литература:
1) «Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е.- М.:2001.-256с.
2)
«Медикаментозная коррекция
3) Немов Р.С. «Психология»: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Кн-1: «Основы общей психологии» - 688 с.
4)
«Оценка и оптимизация
5)
«Профессиография основных
6) «Психология. Словарь» / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
7)
«Психологический отбор
8) «Психологический словарь» / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс,1999. – 440 с.
9)
«Практическая
10) Черникова О.А. «Соперничество, риск, самообладание в спорте.» – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 104 с.
11)
Шувалов М.Г. «Основы