Изучение индивидуальных особенностей сотрудников пожарной службы в зависимости от их готовности к риску

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить индивидуальные особенности сотрудников пожарной службы в зависимости от степени готовности к риску.
Гипотеза: можно предположить, что проявление склонности к риску зависит от индивидуальных особенностей сотрудников противопожарной службы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме.
2. Описать индивидуальные особенности сотрудников противопожарной службы.
3. Описать склонность к риску сотрудников противопожарной службы.
4. Сопоставить полученные результаты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Особенности профессии пожарного………………………………….…….4
1.1. Исторический аспект становления профессии пожарного………….……..4
1.2. Психологические требования к сотруднику ГПС МЧС России………….6
1.3. Психограмма сотрудника пожарной части………………………………....8
1.4. Стресс. Стрессовые состояния у пожарных. Риск. Готовность пожарных к риску……………………………………………………………………………….9
2. Психологическое исследование профессии пожарного………………...….14
2.1. Описание выборки и методов исследования……………………..….……14
2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация………………….17
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….25
Приложение………………………………………………………………………27
Введение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа новая.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что пожарные подвергаются повышенному риску [1].

Риск – ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха [6].

В психологии термину «риск» соответствуют  три основных взаимосвязанных значения:

1) «Риск» как мера ожидаемого  благополучия при неуспехе в  деятельности, определяемое сочетанием вероятности неуспеха и степени благоприятных последствий в этом случае;

2) «Риск» как действия в том  или ином отношении грозящее  субъекту  потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия выделяют оправданный и неоправданный риск;

3) «Риск» как ситуация выбора  между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиям). Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций, в которых:

а) успех и неуспех оцениваются  по определенной шкале достижений (ситуация типа «уровень притязаний»);

б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Важное различие имеется между теми ситуациями, где исход зависит от случая (шансовые ситуации), и теми, в которых он связан со способностями субъекта (ситуации навыка). Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит. В психологии понятие «риск» раскрывается главным образом в аспекте понятия риск, то есть активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Внимание исследователей привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности [6].

Также различают объективные и  субъективные оценки проявления риска. Психологическая концепция мотивации  достижения успеха объясняет проявление  тенденции к риску в условиях свободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение рискованных вариантов действия осторожным не всегда может быть предоставлено в виде исхода борьбы двух конкурирующих тенденций – надежды не успех и страха перед неудачей, постулируемых этой концепцией. Психологическими исследованиями выявлено наличие тенденции к бескорыстному риску, когда предпочтение опасных вариантов поведения безопасным выглядит с точки зрения стоящих перед субъектом задач. Подобная спонтанная активность иногда переживается субъектом как влечение к опасности. Этой тенденции принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонности к риску [8].

Переживания опасности проявляется  по-разному и может выступать  в одних случаях как фактор, предостерегающий, мобилизирующий и активизирующий человека, а в других – как фактор, нарушающий поведение и действия человека и угнетающей его активность. Поэтому неправильно рассматривать всякую форму переживаний чувства опасности и страха как отрицательное явление. Их природное назначение – оберегать жизнь человека.

Рисковать – это значит сознательно  идти на опасность, решаться на поступок или действие, заведомо связанное  с опасностью. В подобных случаях  успешное завершение поступков часто  зависит от уровня развития моральных и волевых качеств человека, сознания ответственности, долга перед коллективом, самообладания, мужества и мастерства.

Переживание опасности, сопровождающееся страхом, обычно неприятно, то есть носит  характер отрицательной эмоции. Но просто переживание опасности не всегда неприятно. Порой именно опасность привлекает к решению той или иной задачи, придает ей особый интерес.

Опасные ситуации и рискованные действия могут вызывать разнообразные и  при том противоположные эмоциональные  отношения и реакции у людей, которые характеризуются как «смелые» или «робкие», имеют различные индивидуально-психологические особенности.

Переживание опасности не всегда вызывает скованность, возникающую под действием  страха. Человек с хорошо развитыми  волевыми чертами активности, инициативности, смелости может отвечать на опасность  подъемом сил, обострением анализирующей  и обобщающей способности мышления, жаждой борьбы. Подобные переживания остаются  в воспоминании человека как яркие, увлекательные, интересные минуты жизни.

Встречаясь с опасностями, страх  может пережить любой, даже самый  волевой человек. Но иногда страх  нарушает волевые действия человека. Это происходит тогда, когда человек не может преодолеть страх и теряет контроль за своим поведением, своими действиями.

Знания, умения, опыт иногда не только подкрепляют волевое качество смелости, но даже, если можно так выразиться, принимают часть ее функции на себя. Однако в минуты реальной опасности даже у опытного человека возникает нервное возбуждение, свойственное переживанию опасности. Оно мобилизирует человека на активные действия и помогает выйти из этой ситуации. Активно действуя, человек уже не переживает страх. Если же вызванный сознанием опасности приток сил и энергии по тем или иным условиям не находит выхода в активной деятельности, возникает неприятное, тягостное состояние пассивного ожидания, бездействия, а следовательно, и страх. В связи  этим «наблюдатели» в опасных и рискованных ситуациях часто проявляют большую нервозность, чем человек, сам подвергающийся опасности или риску [10].

2. Психологическое исследование  профессии пожарного. 

 

2.1. Описание выборки  и методов исследования. 

 

В данном исследовании участвовали  сотрудники  специализированной части по тушению крупных пожаров, деятельность которых связана с ликвидацией пожаров, сохранением жизни и имущества граждан. В исследовании принимали участие 30 человек (27 мужчин и 3 женщины) в возрасте от 22 до 47 лет. Испытуемые были поделены на три группы: первая группа со стажем работы до пяти лет, вторая группа со стажем от шести до десяти лет, третья группа со стажем работы от одиннадцати лет и выше.

При изучении индивидуальных особенностей сотрудников противопожарной службы в зависимости от их готовности к риску были использованы две методики:

1) «Опросник  Мини-мульт (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI) Адаптация Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова».

2) «Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта».

Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень  достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к эффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личному, измеряет активность и возбудимость.

Время проведения опросника не ограничивается.

Инструкция:

«Сейчас Вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися состояния Вашего здоровья и Вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову».

К методике прилагается специальный  бланк, где на одной стороне фиксируются  ответы испытуемого. Если испытуемый согласен с утверждением,  то  в клетке с номером вопроса он ставит знак «+» («да», «верно»), если несогласен – знак «–» («нет», «неверно»). На обратной стороне бланка экспериментатор строит профиль личности испытуемого с учетом значения шкалы коррекции, добавляя к указанным в бланке шкалам соответствующее значение шкалы коррекции.

Значение шкалы К добавляется  к базисным шкалам №1, 4, 7, 8, 9. Например: если по шкале К получено 9 баллов, то к значению шкалы №1, исходя из таблицы добавляют 5 баллов, к значению шкалы №4 – 4 балла, к значению шкал №7 и №8 по 9, к значению шкалы №9 – 2 балла.

Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими  оценками считаются  оценки ниже 40 [9].

Краткое описание шкал MMPI.

Шкала №1 MMPI – шкала ипохондрии (Hs) – оценивает «близость» испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны к власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

Шкала №2 – шкала дипрессии (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сензитивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальные и обязательные, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при  малейших неудачах они впадают в отчаяние.

Шкала №3 – шкала истерии (Hy). Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.

Шкала №4 – шкала психопатии (Pd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны,  конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. 

Шкала №6 – шкала паранойяльности (Pa). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале – склонность к  формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними,  кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

Шкала №7 – шкала психастении (Pt). Диагносцирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.

Шкала №8 – шкала шизоидности (Se). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойственен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

Шкала№9 – шкала гипомании (Ma). Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

«Методика диагностики степень готовности к риску Шуберта».

Инструкция:

Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

2 балла        - полностью согласен, полное «да»;

1 балл          - больше «да», чем «нет»;

0 баллов      - ни «да», ни «нет», нечто среднее;

– 1 балл       - больше «нет», чем «да»;

– 2 балла     - полное «нет».

Оценка результатов производилась  по следующим нормам:

Меньше – 30 баллов – слишком осторожны.

От – 10 до +10 – среднее значение.

Свыше +20 баллов – склонны к риску[9].

2.2. Анализ результатов  исследования и их интерпретация.  

 

При интерпретации результатов  данного исследования испытуемые были поделены на три группы:

Первая группа – в этой группе испытуемые со стажем работы до 5 лет;

Вторая группа – испытуемые со стажем работы от 6 до 10 лет;

Третья группа – испытуемые со стажем работы от11 лет и больше.

Таблица 1

Средние значения сотрудников  ГПС по шкалам MMPI

№ группы

1 (Hs)

2 (D)

3 (Hy)

4 (Pd)

(Pa)

(Pt)

8

(Se)

9

(Ma)

1

44

34

42

43

36

42

46

48

2

43

38

41

42

42

39

44

49

3

50

41

49

47

41

44

48

41





 

 

 

 

 

 

Рис.1 Выраженность личностных качеств сотрудников противопожарной службы в зависимости от стажа работы.

На рисунке №1 изображены средние  значения трех групп по шкалам MMPI.

Рассмотрим более подробно группу со стажем работу до 5 лет.

Показатели по шкале №1 MMPI –  шкале ипохондрии говорят о средней  выраженности таких качеств, как  медлительность, пассивность, покорность к власти, плохой переносимости смены  обстановки. По шкале №2 – шкале  дипрессии у этой группы показатель близкий к низкому значению, что свидетельствует о том, что эти люди относятся к робким, чувствительным, склонным к тревоге лицам. Эти люди способны принимать решение самостоятельно, они уверенны в себе и при малейших неудачах они не впадают в отчаяние. По результатам шкалы истерии, можно сказать, что испытуемые не склонны к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они не стремятся казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, не стремятся обратить на себя внимание во что бы то ни стало. Чувства и интересы таких людей глубоки.

Информация о работе Изучение индивидуальных особенностей сотрудников пожарной службы в зависимости от их готовности к риску