Исследование психической адаптации к материнству

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психической адаптации к материнству у родивших женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:
1. Описать и определить основные понятия, касающиеся темы работы;
. 2. Измерить тип доминанты матери после рождения ребёнка
3. Измерить уровень адаптации матери
4. доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, на основе полученных данных(показать взаимосвязь между доминантой и уровнем адаптации)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Глава 1……………………………………………………………………………………….6
Понятие адаптации…………………………………………………………………..6

Исследование проблем материнства в психологии…………………………...12

1.2.1. Онтогенез материнской сферы……………………………………………………....................................................15

1.2.2. Структура психологической готовности к материнству………………………...22
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству. ………….24
1.3.1. Беременность и материнство как ситуация адаптации………………………..24
1.3.2. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству………….24
1.3.3.Психологический компонент гестационной доминанты женщины
(Добряков И.В.)………………………………………………………………………….……27
2. Глава 2: Организация и методы исследования……………………………………............................................................30
2.1 Тест отношений беременной (ТОБ(р)) Добрякова...............................................31
2.2.Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА)………………………………………………………………………………33
Глава 3: Анализ результатов……………………………………………………………34
4. Выводы…………………………………………………………………………………..….40
5.Список литературы………………………………………………………………………...42
6. Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

 

 

 

     Результаты исследования по методике ДПА

 По результатам методики ДПА получились данные: адаптивность (а) – дезадаптивность (b). Адаптация= a / (a+b)*100% (табл.3)

Среднее значение по шкале  «адаптивность» - 83,4, по шкале «дезадаптивность» - 87,1, по шкале «адаптация»- 49% (табл. 1)

 

Таблица 1

Yi       Xi

Возраст

адаптивность (68-136)

дезадаптивность (68-136)

адаптация

Анна

20

70

66

51,50%

Марина

20

119

48

71,30%

Ольга

20

98

70

53,60%

Виктория

20

129

50

72,10%

Татьяна

20

58

130

26,60%

Тамара

21

45

160

23,10%

Ольга

21

131

12

91,60%

Екатерина

21

77

74

51%

Ирина

21

69

128

35%

Светлана

21

56

65

46,30%

Марина

21

40

158

20,20%

Мария

21

36

149

19,50%

Татьяна

22

138

26

81,10%

Ксения

22

85

90

48,60%

Алёна

22

40

125

32%

Саша

22

70

118

37,20%

Виктория

22

125

40

75,75%

Сабина

22

51

146

26,00%

Ольга

22

25

143

15%

Елена

22

140

18

88,60%

Анна

22

70

130

35%

Алеся

24

105

120

46,70%

Виктория

25

12

167

6,40%

Мария

25

65

73

47,10%

Светлана М.

25

148

25

85,50%

Светлана К.

25

105

50

67,70%

Екатерина

25

138

25

84,70%

Татьяна

25

60

125

32,40%

Наталья

25

52

140

27,10%

Алёна

25

34

150

18,50%

Алеся

26

60

125

32,40%

Анна

26

128

70

64,60%

Светлана

26

45

130

25,70%

Ольга

26

16

78

17,00%

Кристина

26

68

124

35,40%

Марина

26

77

128

37,60%

Валентина

26

110

50

68,75%

Наталья

27

140

19

88,00%

Юлия

27

136

15

90,00%

Светлана

27

68

105

39,30%

Елена

27

52

100

34,20%

Ксения

27

18

84

17,70%

Yi       Xi

Возраст

адаптивность (68-136)

дезадаптивность (68-136)

адаптация

Мария

27

28

90

23,70%

Саша

28

135

10

93,10%

Тамара

28

24

136

15,00%

Ольга

28

128

26

83,10%

Анна

28

130

18

87,80%

Виктория

29

140

15

90,30%

Екатерина

29

84

120

41,20%

Наталья

29

60

118

33,70%

Светлана

29

116

142

45,00%

Алёна

29

56

124

31,10%

Татьяна

29

128

12

91,40%

Галина

30

98

116

45,80%

Елена

30

148

22

87,00%

Светлана

30

86

78

52,40%


 

 

 

Результаты ранговой корреляции Спирмена

 

В результате проведённого рангового корреляционного анализа Спирмена получились следующие связи:

 

Сводная таблица  корреляционных связей (табл.2)

 

адаптивность

дезадапт

адаптация

ОПКГД

ОТ

ОЭ

ОГ

Т

Э

5адаптивность

                  1 

               

6 дезадапт

 

1

             

7 адаптация

0,9542

 

1

           

8 ОПКГД

0,7463

 

0,73226

1

         

9 ОТ

       

1

       

10 ОЭ

                 

11 ОГ

 

0,2966

             

12 Т

 

0,4033

             

13 Э

 

0,3048

             

 

 

 

    Описание таблицы  2:

          1. по параметру «адаптивность»:

- корреляционная связь  0,95 с параметром адаптации, что  говорит о    надёжности методики.

2. по параметру «дезадаптивнось»:

-  0,29 с параметром  «оптимально-гипогестогнозическая доминанта»

-  0,4 с параметром  «тревожная доминанта»

-  0,3 с параметром  «эйфорическая доминанта»

3. по параметру «адаптация»

-  0,73 с параметром  «оптимальная доминанта»

 

 

Интерпретация данных сводной таблицы (табл.2)

Самая статиситически значимая связь - это связь между параметрами 5 и 7, она равна 0,95 при n=56 и уровне значимости p=0,01 по критерию ранговой корреляции спирмена. Эта связь между адаптацией и адаптивностью показывает надежность методики.

 

Следующая корреляционно-значимая связь наблюдается между параметрами 5 и 8, т.е. между критериями адаптивности и оптимальной доминанты. Связь на уровне 0,75 при n=56 и уровне значимости p=0,01. То есть, чем выше уровень адаптивности, тем более высока возможность формирования оптимальной доминанты, как способности матери строить адекватные отношения с ребенком, и окружающими.

Далее, исходя из схемы, рассмотрим корреляционную связь между параметрами 7 и 8 (оптимальной доминантой и адаптацией). Она равна 0,73 при n=56 и уровне значимости p=0,01.  Т.е. как было сказано выше: чем выше уровень адаптации, тем больше возможность формирования оптимальной доминанты, как способности матери строить адекватные отношения с ребенком, собой и окружающими. Если женщина адекватно оценивает себя, свои отношения с окружающими, отношения окружающих к себе,  то ей не составит труда построить нормальные отношения с ребёнком.

Корреляционная связь  наблюдается между параметрами 6 (дезадаптивность) и 11 (оптимально-гипогестогнозическая доминанта). Она равна 0,3 при n=56 и уровне значимости p=0,05. Это может говорить о том, что если женщина в какой-то мере не удовлетворена собой и своей жизнью, не удовлетворила свои потребности, то у неё формируется приемлемая доминанта к материнству, но без выраженного эмоционального подкрепления. При оптимальном отношении к ребёнку, она выполняет материнские функции автоматически.

Следующая корреляционная связь между параметрами 6 (дезадаптивность) и 12 (тревожная доминанта). Эта связь равна 0,4 при n=56 и уровне значимости p=0,01. У некоторых женщин ощущение неудовлетворённости собой и своей жизнью (дезадаптивность)  может сопровождаться чувством тревоги, которое приводит к тому, что чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

Следующая корреляционная связь между параметрами 6 (дезадаптивность) и параметром 12 (эйфорическая доминанта). Она равна 0,3 при n=56 и уровне значимости p=0,05. Такие женщины используют ребёнка как способ манипулирования, чтобы добиться своих целей, тем самым скрыть свою дезадаптивность.

 

Таким образом, по результатам анализа полученных данных можно сказать следующее:

 

    • Средний уровень адаптации испытуемых 49%.
    • Выделилось 6 типов ПКГД
    • Данные по адаптивности и  адаптации имеют значимые связи с оптимальными типами доминанты.
    • Дезадаптации соответствуют тревожные (Т, ОТ) и эйфорические (Э, ОЭ) типы доминанты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Выводы

 

В результате проделанной  работы, удалось следующее:

1. Подготовить материал, найти испытуемых для данного  эксперимента.

2. Выделить 6 типов Психологического компонента Гестационной Доминанты женщины:

-ведущий оптимальный тип ПКГД : 25,5% 

женщины этого типа ответственно, но без излишней тревоги относятся к материнским обязанностям и ребёнку. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами.

      - оптимально-тревожный тип ПКГД: 16,4%

Характеризуется наличием тревоги у матерей. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В некоторых случаях женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она испытывает.

      - оптимально-эйфорический тип ПКГД: 14,5%

Встречается у женщин, лечившихся от бесплодия или тех, кто долго  не мог забеременеть. Ребёнок желанный, но может быть способом изменения отношений с мужем. При этом декларируется чрезмерная любовь к ребёнку, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания.

     - оптимально-гипогестогнозический тип ПКГД: 12,7%

Эти женщины склонны  выполнять кроме материнских  ещё какие-нибудь функции,  например, идут учиться или не досидев декретный  олтпуск, выходят на работу. Часто  в уходе за ребёнком им во многом помогают няни или родители.

      - ведущий тревожный тип ПКГД: 16,4%

Женщина испытывает тревогу, не зная её причин. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. При этом типе ПКГД чаще всего в семье нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

      - ведущий эйфорический тип ПКГД: 14,5%

Нередко ребёнок становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к ребёнку, возникающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребёнку, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

3.   Измерить уровень адаптации:

Среднее значение по шкале  «адаптивность» - 83,4, по шкале «дезадаптивность» - 87,1, по шкале «адаптация»- 49%

4. После обработки  и интерпретации результатов  удалось выявить некоторые закономерности между уровнем адаптации и принятием материнской роли:

- корреляционно-значимая  связь наблюдается между параметрами адаптивности и оптимальной доминанты. Связь на уровне 0,75 при n=56 и уровне значимости p=0,01. То есть, чем выше уровень адаптивности, тем больше возможность формирования оптимальной доминанты, как способности матери строить адекватные отношения с ребенком, и окружающими;

  -корреляционная связь между параметрами оптимальной доминантой и и адаптацией. Она равна 0,73 при n=56 и уровне значимости p=0,01.

5. Выдвинутая гипотеза статистически оправдывается, так как существует значимая связь между адаптацией и готовностью к материнству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова Н.Ю. , Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общени и творчества. М., Изд-во АСТ, 1996
  2. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категоря развития в психологии// Категории материалистической диалектики в психологии. М.,1988, с.9-36
  3. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с.69 - 70
  4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация.
  5. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 151-152
  6. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 153 - 154
  7. Варга Ф.Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс.канд.пс.н. М.,1987
  8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1990
  9. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998
  10. Винникот Д.В. Разговор с родителями (пер. с англ.) – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.- 112с.
  11. Добряков И.В. Позитивный подход в психотерапии семьи, ожидающей ребёнка // 1-я Всемирная Конференция по позитивной психотерапии; тезисы докладов. – СПб., 1997. - С. 52.
  12. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия //«Ребёнок в современном мире. Детство и творчество»: тезисы докладов 7-й Междунар. конф. – СПб: ЮНЕСКО, МО РФ, изд. СПбГТУ, 2000. – С. 4 - 8.
  13. Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей»: сборник материалов межрегиональной конф. –– СПб.: АМСУ, 2000. – С. 11 – 15

Информация о работе Исследование психической адаптации к материнству