Исследование психической адаптации к материнству

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психической адаптации к материнству у родивших женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:
1. Описать и определить основные понятия, касающиеся темы работы;
. 2. Измерить тип доминанты матери после рождения ребёнка
3. Измерить уровень адаптации матери
4. доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, на основе полученных данных(показать взаимосвязь между доминантой и уровнем адаптации)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Глава 1……………………………………………………………………………………….6
Понятие адаптации…………………………………………………………………..6

Исследование проблем материнства в психологии…………………………...12

1.2.1. Онтогенез материнской сферы……………………………………………………....................................................15

1.2.2. Структура психологической готовности к материнству………………………...22
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству. ………….24
1.3.1. Беременность и материнство как ситуация адаптации………………………..24
1.3.2. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству………….24
1.3.3.Психологический компонент гестационной доминанты женщины
(Добряков И.В.)………………………………………………………………………….……27
2. Глава 2: Организация и методы исследования……………………………………............................................................30
2.1 Тест отношений беременной (ТОБ(р)) Добрякова...............................................31
2.2.Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА)………………………………………………………………………………33
Глава 3: Анализ результатов……………………………………………………………34
4. Выводы…………………………………………………………………………………..….40
5.Список литературы………………………………………………………………………...42
6. Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

К.К. Платонов [4] выделяет следующие взаимосвязанные виды психической адаптации (и соответственно дезадаптации) человека, рассматриваемые как составляющие ее компоненты:

  1) (психо)физиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функциии в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие - собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса.

2) Собственно психологическая [или психическая - прим.наше] адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом.

3) Психо-социальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом.

Аналогичное подразделение  составляющих психической адаптации находим у Ф.Б. Березина [4], подчеркивающего их неотьемлемую взаимосвязь, определяющую установление адекватных соотношений между психической деятельностью, обусловливающей поведение, и физиологическими механизмами, которые это поведение обеспечивают. Тем самым психическая адаптация рассматривается как комплексный феномен, который не сводится только к адаптации психологической (в англоязычной литературе термин "психологическая адаптация" - psychological adaptation - используется как синоним психической адаптации) и требует для своего изучения учета как психологических, так и физиологических параметров. По определению Ц.П. Короленко [20], под "психической адаптацией" понимается адаптация на уровне психических функций, в их интегральной связи, являющаяся тем самым наиболее высоким уровнем адаптации. Психофизиологическая же адаптация отражает адаптацию не только на уровне психической сферы, но и связанных с ней физиологических функций, причем это разделение в значительной мере условно. Аналогичные представления высказываются А.П. Коцюбинским, Н.С. Шейниной [20], с точки зрения которых психическая адаптация состоит из 3 блоков: биологического, психологического и социального, соответствующих принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции - биологическом, индивидуально-личностном и личностно-средовом. При этом каждая из компонент психической адаптации, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты. При этом, очевидно, эффективность психической адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи; искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации. Психосоциальная адаптация как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду , также зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, от возможностей их достижения в соответствующей социальной среде и от принятия индивидом социальной роли. По выражению В.В. Романова, "в основе социальной адаптивности лежит психологическая адаптация человека". Важнейшей характеристикой психической адаптации является ее активно-приспособительный характер. Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем, как указывает Ю.А. Александровский [20], является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Соответственно адаптация человека проявляется возникновением приспособительных форм поведения при переменах обстановки. Психическая адаптация - это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни.

Существенную роль в  процессе психической, в первую очередь психосоциальной адаптации играет связанная с личностно-типологическими характеристиками способность индивида к динамической перестройке системы отношений, установок, жизненных целей. Как указывает Т. Миллон (цит. по [29]), если индивидуум способен гибко взаимодействовать с окружающими, его можно отнести к нормальному, адаптивному типу личности, и напротив, если на повседневные задачи индивид реагирует негибко или не выполняет их, а также, если обычные действия и впечатления приводят к дискомфорту, необходимо говорить о патологической или малоадаптивной личности. Психическая адаптация индивида в группе неизбежно требует умения и готовности психологически "подстраиваться" к окружающим, проявляя при необходимости взаимопонимание и уступчивость, сдерживая эмоциональные порывы, совершая те или иные поступки вопреки собственным эгоистическим тенденциям. По мнению того же автора, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. Только в том случае, когда эта способность поддержания здоровья сооветствует уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышает его, можно говорить об адаптированной, "нормальной" психической деятельности человека, иными словами, соответствующей показателям психической "нормы". В качестве критериев, определяющих психическую "норму", рассматриваются следующие показатели :

  а) показатели адекватности интрапсихических механизмов отражения окружающей действительности;

  б) показатели зрелости  личности;

  в) показатели социальной адаптированности (чувство положения в среде себе подобных и гармония взаимоотношений с ними; адекватность реакций на социальную среду; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, принятыми в коллективе и умение уживаться с окружающими и добиваться самоутверждения в коллективе, в обществе без ущерба для остальных его членов).

По мнению Б.Д. Карвасарского [14], характеристиками психической нормы являются "способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях [интернальности - прим. наше], более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы (коллектива)". Б.С. Братусь [цит. По 4] описывает следующие критерии, отделяющие нормальную личность от аномальной:

  1) клинический - отсутствие  клинически выраженной психической  патологии; 

  2) статистический - в  качестве нормальной определяется  средняя в статистическом смысле личность (быть "как все");

  3) интегративный - целостность, или интегрированность  личности;

  4) адаптивный - личность  адаптирована в психологическом  и психосоциальном смысле, ее  поведение соответствует установленным  социальным критериям.

При этом можно выделить следующие общие стратегии психической адаптации: а) стремление изменить внешние обстоятельства; б) уход от решения проблемы и поиск среды, более соответствующей адаптивности индивида; в) изменение своей внутренней структуры. Указанные стратегии адаптации соответствуют описанным К. Хорни [31] общим типам поведенческих реакций по тропности движения индивида в межличностных отношениях (движение к окружающим, против них либо уход в сторону), а в филогенетическом аспекте трем эволюционно древним стратегиям адаптивного поведения - борьба, бегство, подчинение.

По мнению В.П. Вахова [20], в качестве реакций адаптации в стрессогенной обстановке могут выступать гипердинамические (поведенческие, двигательные), гиперпсихические (коммуникативные, когнитивные) реакции, а также реакции вегетативной активации. Т.А. Немчин [20] особо выделяет в ситуации хронического нервно-психического напряжения дезадаптивные реакции, к которым в частности относятся отказ от сознательного контроля своего состояния и "захваченность" чрезмерным эмоциональным реагированием, либо оторванность от реальности, когда человек перестает отличать свои представления от действительности и погружается в мечты и фантазии.

Стойкая адаптация к  условиям длительной нервно-психической  напряженности приводит к переходу психики, всего организма человека в качественно иное состояние по сравнению с исходным. Поэтому даже при адекватном протекании адаптационного процесса, смена средовых условий с возвратом к нормальным условиям жизни и деятельности требует соответствующей реадаптации  - как психологической, так и социально-психологической (ресоциализации).

В целом, говоря о структуре  процесса психической адаптации, необходимо подчеркнуть, что комплексное рассмотрение его, с учетом взаимных связей между эмоциями и физиологией, адаптацией психологической и социальной, неизбежным образом требует сочетания психологического и физиологического подхода.

 

 

 

 

  1.2.Исследование проблем материнства в психологии.

 

      Психологи  давно обратили внимание на  важность ранних детских переживаний, на их влияние на последующую жизнь человека. Зигмунд Фрейд выделил и назвал раннюю стадию в жизни ребенка оральной. Вслед за его трудами стала быстро развиваться психология детства. И на сегодняшний день множество трудов посвящено изучению развития ребенка первых лет жизни. Это труды М. И. Лисиной, Н. Н. Авдеевой, С. Ю. Мещеряковой и др [1, 32].  
           Психоаналитик доктор Сильвио Фанти в книге "Микропсихоанализ"

[цит. по 30] высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека лежат задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой яркостью, если мать наносит обиды своему ребенку. В книге приведены высказывания анализируемых, которые на бессознательном уровне помнят внутриутробный период своей жизни. Сильвио Фанти рисует безрадостную картину попыток взаимного разрушения матери и плода. Многие из положений этой теории являются спорными. Бесспорно то, что психика берет свое начало задолго до рождения ребенка. Этот момент находит свое отражение в трудах Дональда Винникотта. В книге "Маленькие дети и их матери" [9] в главе "Вклад психоанализа в акушерство" автор говорит о важности для матери периода беременности. В своем анализе Винникотт спускается к моменту возникновения психики, когда "мозг как орган уже позволяет регистрировать переживаемый опыт, собирать данные, сортировать явления и классифицировать их. Такое слово, как "фрустрация", уже имеет смысл: ребенок способен держать в уме идею, что нечто ожидалось, но в полной мере не исполнилось. В свете подобных теоретических рассуждений возможно допустить факт существования человеческой личности до рождения". Винникотт признает спорность этого положения, но он убежден в его правильности. В своей книге он указывает на важность периода беременности. Винникот считает, что, если о женщине достаточно заботится муж или государство, то ко времени появления ребенка на свет, мать готова действовать, прекрасно зная нужды ребенка. Этому нельзя научить. Мать чувствует: младенца надо взять на руки или положить, не трогать или перевернуть. В книге Винникотт пытается проанализировать, почему иногда мать не может быть "обычной преданной матерью". Автор подчеркивает, что "если мать – без особых усилий – способна быть матерью, мы никогда не должны вмешиваться. Она не сможет защитить себя, потому что просто не поймет, в чем ее обвиняют. А мы покалечим ее. Все это обернется изувеченной психикой ребенка". Маргарет Мид [18] тоже считает, что материнская забота и привязанность к ребенку глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью. Только сложные социальные установки могут полностью подавить их.  
           Материнское отношение не возникает одномоментно и сразу после рождения ребенка, а проходит целый путь становления. Индивидуальный онтогенез материнства изучала Галина Григорьевна Филиппова. В статье "Образ мира и мотивационные основы материнства", вошедшей в сборник "Проблемы изучения и развития личности дошкольника" [24], она описала этапы развития материнского отношения в онтогенезе:

  • Собственный опыт взаимодействия с матерью в пренатальный, родовой и ранний постнатальный период.
  • Игровой период.
  • Период нянченья.
  • Период полового созревания.
  • Опыт первых родов.

 

          Развитие материнского отношения  зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью, отработки  опекающего поведения в ролевых  детских играх, в заботе о младших  детях, во время вынашивания беременности и при телесном контакте с ребенком после родов, в ходе которых опредмечиваются младенческие стимулы и создаются условия для возникновения привязанности между матерью и ребенком.

 

Изучая формирования чувства привязанности, В. И. Брутман [8] выделил три этапа:

  • Фаза преднастройки. Формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе.
  • Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления.
  • Период после родов.

 

          В. И. Брутман [8] считает центральным в формировании привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство "сродненности" с собственным ребенком. Г. Г. Филиппова считает, что переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориенированного психологического вмешательства [24, 26]. Используя методы наблюдения, феноменологического описания поведения, полуструктурированного интервью, проективных методик, она описала варианты стилей переживания беременности:

  • Адекватный;
  • Тревожный;
  • Эйфорический;
  • Игнорирующий;
  • Амбивалентный;
  • Отвергающий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1. Онтогенез материнской сферы 

Информация о работе Исследование психической адаптации к материнству