Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: изучение психической адаптации к материнству у родивших женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:
1. Описать и определить основные понятия, касающиеся темы работы;
. 2. Измерить тип доминанты матери после рождения ребёнка
3. Измерить уровень адаптации матери
4. доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, на основе полученных данных(показать взаимосвязь между доминантой и уровнем адаптации)
Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Глава 1……………………………………………………………………………………….6
Понятие адаптации…………………………………………………………………..6
Исследование проблем материнства в психологии…………………………...12
1.2.1. Онтогенез материнской сферы……………………………………………………....................................................15
1.2.2. Структура психологической готовности к материнству………………………...22
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству. ………….24
1.3.1. Беременность и материнство как ситуация адаптации………………………..24
1.3.2. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству………….24
1.3.3.Психологический компонент гестационной доминанты женщины
(Добряков И.В.)………………………………………………………………………….……27
2. Глава 2: Организация и методы исследования……………………………………............................................................30
2.1 Тест отношений беременной (ТОБ(р)) Добрякова...............................................31
2.2.Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА)………………………………………………………………………………33
Глава 3: Анализ результатов……………………………………………………………34
4. Выводы…………………………………………………………………………………..….40
5.Список литературы………………………………………………………………………...42
6. Приложения……………………………………………………
К.К. Платонов [4] выделяет следующие взаимосвязанные виды психической адаптации (и соответственно дезадаптации) человека, рассматриваемые как составляющие ее компоненты:
1) (психо)физиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функциии в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие - собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса.
2) Собственно психологическая [или психическая - прим.наше] адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом.
3) Психо-социальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом.
Аналогичное подразделение составляющих психической адаптации находим у Ф.Б. Березина [4], подчеркивающего их неотьемлемую взаимосвязь, определяющую установление адекватных соотношений между психической деятельностью, обусловливающей поведение, и физиологическими механизмами, которые это поведение обеспечивают. Тем самым психическая адаптация рассматривается как комплексный феномен, который не сводится только к адаптации психологической (в англоязычной литературе термин "психологическая адаптация" - psychological adaptation - используется как синоним психической адаптации) и требует для своего изучения учета как психологических, так и физиологических параметров. По определению Ц.П. Короленко [20], под "психической адаптацией" понимается адаптация на уровне психических функций, в их интегральной связи, являющаяся тем самым наиболее высоким уровнем адаптации. Психофизиологическая же адаптация отражает адаптацию не только на уровне психической сферы, но и связанных с ней физиологических функций, причем это разделение в значительной мере условно. Аналогичные представления высказываются А.П. Коцюбинским, Н.С. Шейниной [20], с точки зрения которых психическая адаптация состоит из 3 блоков: биологического, психологического и социального, соответствующих принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции - биологическом, индивидуально-личностном и личностно-средовом. При этом каждая из компонент психической адаптации, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты. При этом, очевидно, эффективность психической адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи; искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации. Психосоциальная адаптация как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду , также зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, от возможностей их достижения в соответствующей социальной среде и от принятия индивидом социальной роли. По выражению В.В. Романова, "в основе социальной адаптивности лежит психологическая адаптация человека". Важнейшей характеристикой психической адаптации является ее активно-приспособительный характер. Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем, как указывает Ю.А. Александровский [20], является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Соответственно адаптация человека проявляется возникновением приспособительных форм поведения при переменах обстановки. Психическая адаптация - это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни.
Существенную роль в процессе психической, в первую очередь психосоциальной адаптации играет связанная с личностно-типологическими характеристиками способность индивида к динамической перестройке системы отношений, установок, жизненных целей. Как указывает Т. Миллон (цит. по [29]), если индивидуум способен гибко взаимодействовать с окружающими, его можно отнести к нормальному, адаптивному типу личности, и напротив, если на повседневные задачи индивид реагирует негибко или не выполняет их, а также, если обычные действия и впечатления приводят к дискомфорту, необходимо говорить о патологической или малоадаптивной личности. Психическая адаптация индивида в группе неизбежно требует умения и готовности психологически "подстраиваться" к окружающим, проявляя при необходимости взаимопонимание и уступчивость, сдерживая эмоциональные порывы, совершая те или иные поступки вопреки собственным эгоистическим тенденциям. По мнению того же автора, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. Только в том случае, когда эта способность поддержания здоровья сооветствует уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышает его, можно говорить об адаптированной, "нормальной" психической деятельности человека, иными словами, соответствующей показателям психической "нормы". В качестве критериев, определяющих психическую "норму", рассматриваются следующие показатели :
а) показатели адекватности интрапсихических механизмов отражения окружающей действительности;
б) показатели зрелости личности;
в) показатели социальной адаптированности (чувство положения в среде себе подобных и гармония взаимоотношений с ними; адекватность реакций на социальную среду; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, принятыми в коллективе и умение уживаться с окружающими и добиваться самоутверждения в коллективе, в обществе без ущерба для остальных его членов).
По мнению Б.Д. Карвасарского [14], характеристиками психической нормы являются "способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях [интернальности - прим. наше], более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы (коллектива)". Б.С. Братусь [цит. По 4] описывает следующие критерии, отделяющие нормальную личность от аномальной:
1) клинический - отсутствие
клинически выраженной
2) статистический - в
качестве нормальной
3) интегративный -
целостность, или
4) адаптивный - личность
адаптирована в
При этом можно выделить следующие общие стратегии психической адаптации: а) стремление изменить внешние обстоятельства; б) уход от решения проблемы и поиск среды, более соответствующей адаптивности индивида; в) изменение своей внутренней структуры. Указанные стратегии адаптации соответствуют описанным К. Хорни [31] общим типам поведенческих реакций по тропности движения индивида в межличностных отношениях (движение к окружающим, против них либо уход в сторону), а в филогенетическом аспекте трем эволюционно древним стратегиям адаптивного поведения - борьба, бегство, подчинение.
По мнению В.П. Вахова [20], в качестве реакций адаптации в стрессогенной обстановке могут выступать гипердинамические (поведенческие, двигательные), гиперпсихические (коммуникативные, когнитивные) реакции, а также реакции вегетативной активации. Т.А. Немчин [20] особо выделяет в ситуации хронического нервно-психического напряжения дезадаптивные реакции, к которым в частности относятся отказ от сознательного контроля своего состояния и "захваченность" чрезмерным эмоциональным реагированием, либо оторванность от реальности, когда человек перестает отличать свои представления от действительности и погружается в мечты и фантазии.
Стойкая адаптация к условиям длительной нервно-психической напряженности приводит к переходу психики, всего организма человека в качественно иное состояние по сравнению с исходным. Поэтому даже при адекватном протекании адаптационного процесса, смена средовых условий с возвратом к нормальным условиям жизни и деятельности требует соответствующей реадаптации - как психологической, так и социально-психологической (ресоциализации).
В целом, говоря о структуре процесса психической адаптации, необходимо подчеркнуть, что комплексное рассмотрение его, с учетом взаимных связей между эмоциями и физиологией, адаптацией психологической и социальной, неизбежным образом требует сочетания психологического и физиологического подхода.
1.2.Исследование проблем материнства в психологии.
Психологи
давно обратили внимание на
важность ранних детских переживаний, на их влияние
на последующую жизнь человека. Зигмунд
Фрейд выделил и назвал раннюю стадию
в жизни ребенка оральной. Вслед за его
трудами стала быстро развиваться психология
детства. И на сегодняшний день множество
трудов посвящено изучению развития ребенка
первых лет жизни. Это труды М. И. Лисиной,
Н. Н. Авдеевой, С. Ю. Мещеряковой и др [1,
32].
Психоаналитик доктор Сильвио Фанти в
книге "Микропсихоанализ"
[цит. по 30] высказывает мнение о том, что источники
всех проблем человека лежат задолго до
его рождения. Отношения между матерью
и ребенком в период беременности он назвал
"внутриутробной войной", которая
заканчивается после рождения ребенка
и может возобновиться с новой яркостью,
если мать наносит обиды своему ребенку.
В книге приведены высказывания анализируемых,
которые на бессознательном уровне помнят
внутриутробный период своей жизни. Сильвио
Фанти рисует безрадостную картину попыток
взаимного разрушения матери и плода.
Многие из положений этой теории являются
спорными. Бесспорно то, что психика берет
свое начало задолго до рождения ребенка.
Этот момент находит свое отражение в
трудах Дональда Винникотта. В книге "Маленькие
дети и их матери" [9] в главе "Вклад
психоанализа в акушерство" автор говорит
о важности для матери периода беременности.
В своем анализе Винникотт спускается
к моменту возникновения психики, когда
"мозг как орган уже позволяет регистрировать
переживаемый опыт, собирать данные, сортировать
явления и классифицировать их. Такое
слово, как "фрустрация", уже имеет
смысл: ребенок способен держать в уме
идею, что нечто ожидалось, но в полной
мере не исполнилось. В свете подобных
теоретических рассуждений возможно допустить
факт существования человеческой личности
до рождения". Винникотт признает спорность
этого положения, но он убежден в его правильности.
В своей книге он указывает на важность
периода беременности. Винникот считает,
что, если о женщине достаточно заботится
муж или государство, то ко времени появления
ребенка на свет, мать готова действовать,
прекрасно зная нужды ребенка. Этому нельзя
научить. Мать чувствует: младенца надо
взять на руки или положить, не трогать
или перевернуть. В книге Винникотт пытается
проанализировать, почему иногда мать
не может быть "обычной преданной матерью".
Автор подчеркивает, что "если мать
– без особых усилий – способна быть матерью,
мы никогда не должны вмешиваться. Она
не сможет защитить себя, потому что просто
не поймет, в чем ее обвиняют. А мы покалечим
ее. Все это обернется изувеченной психикой
ребенка". Маргарет Мид [18] тоже считает,
что материнская забота и привязанность
к ребенку глубоко заложены в реальных
биологических условиях зачатия и вынашивания,
родов и кормления грудью. Только сложные
социальные установки могут полностью
подавить их.
Материнское отношение не возникает одномоментно
и сразу после рождения ребенка, а проходит
целый путь становления. Индивидуальный
онтогенез материнства изучала Галина
Григорьевна Филиппова. В статье "Образ
мира и мотивационные основы материнства",
вошедшей в сборник "Проблемы изучения
и развития личности дошкольника" [24],
она описала этапы развития материнского
отношения в онтогенезе:
Развитие
Изучая формирования чувства привязанности, В. И. Брутман [8] выделил три этапа:
В. И. Брутман [8] считает центральным в формировании привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство "сродненности" с собственным ребенком. Г. Г. Филиппова считает, что переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориенированного психологического вмешательства [24, 26]. Используя методы наблюдения, феноменологического описания поведения, полуструктурированного интервью, проективных методик, она описала варианты стилей переживания беременности:
1.2.1. Онтогенез материнской сферы
Информация о работе Исследование психической адаптации к материнству