Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: изучение психической адаптации к материнству у родивших женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:
1. Описать и определить основные понятия, касающиеся темы работы;
. 2. Измерить тип доминанты матери после рождения ребёнка
3. Измерить уровень адаптации матери
4. доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, на основе полученных данных(показать взаимосвязь между доминантой и уровнем адаптации)
Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Глава 1……………………………………………………………………………………….6
Понятие адаптации…………………………………………………………………..6
Исследование проблем материнства в психологии…………………………...12
1.2.1. Онтогенез материнской сферы……………………………………………………....................................................15
1.2.2. Структура психологической готовности к материнству………………………...22
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству. ………….24
1.3.1. Беременность и материнство как ситуация адаптации………………………..24
1.3.2. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству………….24
1.3.3.Психологический компонент гестационной доминанты женщины
(Добряков И.В.)………………………………………………………………………….……27
2. Глава 2: Организация и методы исследования……………………………………............................................................30
2.1 Тест отношений беременной (ТОБ(р)) Добрякова...............................................31
2.2.Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА)………………………………………………………………………………33
Глава 3: Анализ результатов……………………………………………………………34
4. Выводы…………………………………………………………………………………..….40
5.Список литературы………………………………………………………………………...42
6. Приложения……………………………………………………
-Завершающий
этап развития материнской
Последний, шестой
этап развития материнской
1.2.2. Структура психологической готовности к материнству
Структуру психологической готовности к материнству определяет противоречие между сложившимся образом жизни и тем образом жизни, который предполагается после рождения ребенка (через образ «Я - мать»). Поэтому наряду с ценностно-смысловыми параметрами образа мира будущей матери, в структуру готовности к материнству входят параметры готовности к изменению образа жизни (такие, как ригидность, локус контроля, рефлексивные возможности будущей матери). С ними
связана и динамика будущих трансформаций указанной готовности.
В структуре психологической
1) мотивационный аспект – мотив
рождения ребенка,
2) оценочный аспект
– рефлексия своей
3) эмоциональный аспект
– эмоциональное восприятие
4) операционный аспект – материнская компетентность: владение способами, приемами, знаниями, навыками, умениями, необходимыми для ухода за ребенком, умение моделировать собственную деятельность.
5) регуляционный аспект
– саморегуляция женщины во
время беременности и после
рождения ребенка во
а) факторы, обуславливающие динамические характеристики трансформации образа жизни (ригидность – флексибильность).
б) факторы, обуславливающие рефлексивные возможности человека, определяющие участие самосознания в трансформации образа жизни (внешний и внутренний локус контроля).
На стадии подготовки к беременности в психологической готовности к материнству доминируют оценочный аспект, проявляющийся в мере расхождения между сложившимся (устоявшимся) образом «Я» и образом «Я – мать»; и мотивационный аспект, проявляющийся в формировании мотива рождения ребенка.
Мотивационная сторона материнства формируется на протяжении всей жизни женщины. Г.Г. Филиппова [25] выделяет в онтогенезе «материнской потребностно-мотивационной сферы» до беременности четыре этапа, которые имеют разные возрастные границы и разную роль в возникновении и развитии содержаний всех блоков «материнской потребностно-мотивационной сферы»:
В основе оценочного аспекта психологической готовности к материнству лежат рефлексивные возможности женщины, а также психологический механизм идентификации, которая понимается как уподобление одной личности другой, отождествления себя не только с другим человеком, но и с идеалами, образцами, с общественными ценностями, со своими стремлениями, целями.
В период беременности в
структуре психологической
появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Это событие
имеет огромное значение для осознания ребенка как субъекта общения. После родов в психологической готовности к материнству доминируют операционный аспект, проявляющийся в особенностях проявления материнской компетентности; регуляционный, проявляющийся в особенностях саморегуляции женщины в новых изменившихся условиях; и эмоциональный, проявляющийся в удовлетворенности ролью «Я – мать» при ее доминировании в «образе – Я» женщины, реалистичность которой обуславливается смещением ценностно-смысловых составляющих образа мира.
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству.
1.3.1. Беременность и материнство как ситуация адаптации.
Данная ситуация адаптации
обусловлена двумя
1.3.2. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству.
1. Несформированность адаптационных механизмов. Это общие психические особенности женщины, обуславливающие трудности адаптации и дезадаптивные формы переживания стрессовых и фрустрирующих ситуаций, сформированные в онтогенезе. Они сами могут вторично стать источником фрустраций. Несформированность адаптационных механизмов ведет к невротическим или психосоматическим формам реагирования, что может проявиться в нарушении репродуктивной функции.
2. Мотивационный. Мотивационный конфликт или незрелость мотивации рождения ребенка. Осложняет адаптацию к беременности и материнству со стороны непринятия беременности, ребенка, себя как матери, затрудняет формирование родительской позиции. В сочетании с несформированными адаптационными механизмами усугубляет невротизацию и соматизацию, у высокоадаптированных личностей проявляется в феноменах игнорирования, перевода цели в средство, замены целей и т.п.
3. Наличие объективных причин, осложняющих адаптацию к беременности и материнству (дополнительные факторы ситуации адаптации). Таких причин может быть три:
1) Нарушение здоровья женщины, осложняющее зачатие, вынашивание беременности и реализацию материнских функций (акушерская и экстрагенитальная патология).
2) Нарушение развития ребенка (физического и психического здоровья).
3) Осложнения в сфере семейных и социальных отношений, катастрофы и другие стрессовые обстоятельства.
Коротко охарактеризуем эти факторы.
Состояние здоровья женщины как фактор ситуации адаптации
Нарушение здоровья женщины, осложняющее беременность и реализацию материнских функций может быть двух форм: 1) Акушерская патология. В этом случае обычно речь идет о нарушении зачатия и течения беременности (невынашивание и гестозы), а также родов. На реализацию материнских функций это может повлиять лишь вторично, как осложнения в здоровье женщины. Несмотря на то, что последнее возникает далеко не всегда, нарушение материнского отношения и реализации материнских функций наблюдается практически всегда. 2) Эктрагенитальная патология. В этом случает зачатие, беременность и роды оказываются осложненными вследствие нарушения соматического здоровья женщины. Часто это осложняет реализацию материнских функций.
В обоих случаях беременность
и появление ребенка являются
существенным фактором, который можно
рассматривать как
В случае акушерской патологии, как показывают исследования, этот фактор сопряжен, а возможно является прямым следствием нарушения материнской сферы женщины, что в первую очередь доказывается осложнением материнско-детских отношений после рождения ребенка (даже в тех случаях, когда после родов здоровье женщины и ребенка не нарушено).
В случае экстрагенитальной патологии дело обстоит сложнее, поскольку нарушение здоровья женщины создает сложность не только зачатия, вынашивания беременности и родов, но главным образом реализации материнских функций и возможности всей ее дальнейшей жизни. Женщина и так испытывает трудности в жизни вследствие нарушений своего здоровья, ее физические и психические ресурсы ограничены и любая ситуация адаптации для нее сложнее, чем для здоровых людей. Но она все равно вынуждена адаптироваться к ребенку и материнству. Ребенок же требует очень много сил, причем теперь уже на длительный период времени. Все это усугубляет проблемы беременности, обостряет соматический фактор. У таких женщин изначально есть тревожный конфликт в материнской сфере (недостаточность ресурсов для достижения высоко значимой цели), что выражается в повышенной тревоге, неуверенности, и т.п. Возможен вариант мотивационного конфликта: появление ребенка является дополнительной угрозой здоровью и слишком большой нагрузкой для женщины. В первом случае сверхценность ребенка и материнства будет реальной и стимулируется тревогой недостижения высокозначимой цели, а во втором случае сверхценность беременности и материнства будет защитной, маскирующей страх перед беременностью и материнством, угрожающими здоровью и жизни женщины.
Как становится ясно, все
эти варианты, хотя и относятся
к одной категории женщин –
обладающих несформированными
1.3.3.Психологический компонент гестационной доминанты женщины
(Добряков И.В.)
В настоящее время
перинатальной психологией
В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними, было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков И.В., 1996).
Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встаёт на учёт в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребёнка.
Гипогестогнозический (греч.: hypo - приставка, означающая слабую выраженность; лат.: gestatio – беременность; греч.: gnosis - знание) тип ПКГД нередко встречается у женщин, не закончивших учёбу, увлечённых работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная и застаёт врасплох. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом риск возникновения осложнений повышается. С другой стороны эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них не хватает времени встать на учёт, посещать врачей, выполнять их назначения. Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД нередко скептически относятся к курсам дородовой подготовки, манкируют занятиями. После родов среди этой группы женщин часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери очень заняты. При гипогестогнозическом типе ПКГД чаще всего встречаются такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.
Информация о работе Исследование психической адаптации к материнству