Исследование психической адаптации к материнству

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психической адаптации к материнству у родивших женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:
1. Описать и определить основные понятия, касающиеся темы работы;
. 2. Измерить тип доминанты матери после рождения ребёнка
3. Измерить уровень адаптации матери
4. доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, на основе полученных данных(показать взаимосвязь между доминантой и уровнем адаптации)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Глава 1……………………………………………………………………………………….6
Понятие адаптации…………………………………………………………………..6

Исследование проблем материнства в психологии…………………………...12

1.2.1. Онтогенез материнской сферы……………………………………………………....................................................15

1.2.2. Структура психологической готовности к материнству………………………...22
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству. ………….24
1.3.1. Беременность и материнство как ситуация адаптации………………………..24
1.3.2. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству………….24
1.3.3.Психологический компонент гестационной доминанты женщины
(Добряков И.В.)………………………………………………………………………….……27
2. Глава 2: Организация и методы исследования……………………………………............................................................30
2.1 Тест отношений беременной (ТОБ(р)) Добрякова...............................................31
2.2.Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА)………………………………………………………………………………33
Глава 3: Анализ результатов……………………………………………………………34
4. Выводы…………………………………………………………………………………..….40
5.Список литературы………………………………………………………………………...42
6. Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный  университет»

Психологический факультет

 

 

 

 

 

 

 

                              Курсовая работа

                                                   на тему:

       «Исследование психической адаптации к материнству»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнила студентка 

                                                                                          5 курса 13501.ЗО.группы

                                                                                          Беляева И.В.

                                                                                          Проверил научный       

                                                                                          Руководитель___________               

                                                                                          Ф.И.О._________________                

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………….3

1.Глава 1……………………………………………………………………………………….6

    1. Понятие адаптации…………………………………………………………………..6

 

    1. Исследование проблем материнства в психологии…………………………...12

 

1.2.1.  Онтогенез материнской      сферы……………………………………………………....................................................15

 

1.2.2. Структура психологической  готовности к материнству………………………...22

1.3. Факторы, влияющие  на адаптацию к беременности  и материнству. ………….24

1.3.1. Беременность и материнство  как ситуация адаптации………………………..24

1.3.2. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству………….24

1.3.3.Психологический компонент гестационной доминанты женщины

(Добряков  И.В.)………………………………………………………………………….……27

2. Глава 2: Организация и методы исследования……………………………………............................................................30

2.1 Тест отношений беременной (ТОБ(р)) Добрякова...............................................31

2.2.Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА)………………………………………………………………………………33

Глава 3: Анализ результатов……………………………………………………………34

4. Выводы…………………………………………………………………………………..….40

5.Список литературы………………………………………………………………………...42

6. Приложения……………………………………………………………………………….. 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

  До недавнего времени в нашей стране на передний план выдвигались социально-профессиональные роли женщины, а не ее материнские функции. И на сегодняшний день существует противоречие между декларируемым социальным статусом материнства и реальными возможностями его реализации в нашем обществе, что нередко ведет к психологической неготовности женщины к роли матери. Как показывает анализ материнства в традиционных культурах, для успешной адаптации женщины в роли матери общество осуществляет сопровождение этого процесса посредством системы ритуалов и традиций, что способствует обретению женщиной личностного смысла материнства (И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова и другие). По мнению социологов и психологов, такой системы в нашем обществе на сегодняшний день нет, в связи с чем материнство привлекает все большее внимание и интерес исследователей и практиков.  
В последние годы предметом изучения отечественной психологии становятся такие аспекты материнства как взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (Н.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, О.Ю. Дубовик, Г.В. Скобло, Е.О. Смирнова), эмоциональное состояние женщины во время беременности (А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Захаров, И.В. Добряков), факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман, Л.Л. Баз, О.В. Баженова, А.Я. Варга, М.С. Родионова и другие), личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (Е.И. Захарова, Е.И. Исенина, О.А. Карабанова, Т.В. Леус, С.Ю. Мещерякова). Кроме того, в науке и практике идет активный поиск моделей психологического сопровождения женщины во время беременности и в течение первых лет жизни ребенка (И.В. Добряков, Н.П. Коваленко, М.Е. Ланцбург, Р.Ж. Мухамедрахимов, Г.Г. Филиппова, Ю.И. Шмурак и другие).

Изучение психологии материнства - одна из малоразработанных  отечественной наукой областей. Актуальность психологического изучения материнства  продиктована противоречием между  остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей с лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине. Материнство - одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена биологически, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на его содержание и проявление у каждой конкретной женщины. Исследования второй половины XX в. свидетельствуют, что в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности. Считается, что нормы материнского отношения нет, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. В то же время всегда существовали явления, которые во все исторические периоды считались отклоняющими проявления материнского отношения. Они могли носить более скрытые или открытые формы. Само понятие "материнское отношение" не является в настоящий момент строго определенным и общепринятым, но тем не менее достаточно популярным как предмет психологического исследования. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что материнское отношение не возникает одномоментно и сразу после рождения ребенка, а проходит определенный путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы

Актуальность  исследования материнства обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить следующие:

1) проявление в науках, изучающих проблемы материнства (психология, медицина, физиология, биология поведения, история, культурология, социология и т.д.) общих тенденций гуманитаризации научного познания, смены идеалов рациональности, свойственной постнеклассицизму и т.д.;

2) социальная обусловленность:  демографические тенденции (смертность  превышает рождаемость, происходит  естественная убыль населения,  ухудшается здоровье людей репродуктивного  возраста); отсутствие у большинства  людей социально-экономических оснований,  гарантирующих приемлемый уровень материального благополучия семьи и воспитания ребенка; изменения семейных стереотипов и ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменения паттернов семейных отношений.

Психология, сочетающая в себе тенденции как естественно-научных, так и гуманитарных подходов, оказывается в эпицентре проблем материнства.

Цель исследования: изучение психической адаптации к материнству у родивших женщин.

В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:

1. Описать и определить основные понятия, касающиеся темы работы;

.             2. Измерить тип доминанты матери после рождения ребёнка

             3. Измерить уровень адаптации матери

             4. доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, на основе полученных данных(показать взаимосвязь между доминантой и уровнем адаптации)

Гипотеза исследования: психическая адаптация к материнству проявляется в готовности принятия материнской роли

Объектом исследования выступают 56 женщин, в возрасте от 20 до 30 лет (средний возраст 24,8 года), имеющие ребёнка от 3мес. до 12мес. (замужние и незамужние)

Предмет исследования: особенности психологического компонента гестационной доминанты женщины, уровень адаптации.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов.

В исследовании широко использовались: теоретический анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психодиагностические методы. Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был сформирован методический комплекс, включающий 2 методики:Тест отношений беременной, адаптированный для родивших женщин (И.В. Добряков),  методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1. Понятие адаптации

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации  достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с  внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Выше приведённое относится  в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что  решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация .

Психическую адаптацию  рассматривают как результат  деятельности целостной самоуправляемой  системы (на уровне “оперативного покоя”) , подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно , психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза) , включает в себя ещё два аспекта : а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

  Общие закономерности психической адаптации

В общем смысле адаптация  рассматривается как "системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности". По другому определению, адаптация - это "совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды". К.К. Платонов определяет адаптацию как "пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним". Как указывает Р.М. Баевский,  процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели. Под психической адаптацией понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса. [20] Для описания результата адаптационного процесса используется также термин "адаптированность". Психическая адаптированность включает уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.  Согласно Ф.Б. Березину [4], психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды. Тем самым понятие психической адаптации является экстраполяцией принципа гомеостатического уравновешивания на взаимодействие индивида и его окружения. В то же время имеются и альтернативные точки зрения. Так, В.М. Воробьев [20] к психической адаптации относит психическую регуляцию только в состоянии стресса, в проблемной психической ситуации, признаки которой включают: а) наличие потребности в разрешении глобального конфликта; б) принципиальную неразрешимость глобального конфликта привычными средствами; в) связанную с этим высокую степень психической напряженности.

Информация о работе Исследование психической адаптации к материнству