Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: изучение психической адаптации к материнству у родивших женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:
1. Описать и определить основные понятия, касающиеся темы работы;
. 2. Измерить тип доминанты матери после рождения ребёнка
3. Измерить уровень адаптации матери
4. доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, на основе полученных данных(показать взаимосвязь между доминантой и уровнем адаптации)
Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Глава 1……………………………………………………………………………………….6
Понятие адаптации…………………………………………………………………..6
Исследование проблем материнства в психологии…………………………...12
1.2.1. Онтогенез материнской сферы……………………………………………………....................................................15
1.2.2. Структура психологической готовности к материнству………………………...22
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству. ………….24
1.3.1. Беременность и материнство как ситуация адаптации………………………..24
1.3.2. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству………….24
1.3.3.Психологический компонент гестационной доминанты женщины
(Добряков И.В.)………………………………………………………………………….……27
2. Глава 2: Организация и методы исследования……………………………………............................................................30
2.1 Тест отношений беременной (ТОБ(р)) Добрякова...............................................31
2.2.Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА)………………………………………………………………………………33
Глава 3: Анализ результатов……………………………………………………………34
4. Выводы…………………………………………………………………………………..….40
5.Список литературы………………………………………………………………………...42
6. Приложения……………………………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Психологический факультет
Курсовая работа
на тему:
«Исследование психической адаптации к материнству»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Глава 1……………………………………………………………………………
1.2.1. Онтогенез материнской
сферы…………………………………………………….....
1.2.2. Структура психологической
готовности к материнству………………
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству. ………….24
1.3.1. Беременность и материнство
как ситуация адаптации……………………
1.3.2. Факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству………….24
1.3.3.Психологический компонент гестационной доминанты женщины
(Добряков
И.В.)…………………………………………………………………
2. Глава 2: Организация и методы исследования……………………………………....
2.1 Тест отношений беременной
(ТОБ(р)) Добрякова.....................
2.2.Методика диагностики социально-психологической адаптации
К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА)…………………………………………………………………
Глава 3: Анализ
результатов…………………………………………………
4. Выводы………………………………………………………………
5.Список литературы……………………………
6. Приложения……………………………………………………
До недавнего времени
в нашей стране на передний план выдвигались
социально-профессиональные роли женщины,
а не ее материнские функции. И на сегодняшний
день существует противоречие между декларируемым
социальным статусом материнства и реальными
возможностями его реализации в нашем
обществе, что нередко ведет к психологической
неготовности женщины к роли матери. Как
показывает анализ материнства в традиционных
культурах, для успешной адаптации женщины
в роли матери общество осуществляет сопровождение
этого процесса посредством системы ритуалов
и традиций, что способствует обретению
женщиной личностного смысла материнства
(И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих,
Г.Г. Филиппова и другие). По мнению социологов
и психологов, такой системы в нашем обществе
на сегодняшний день нет, в связи с чем
материнство привлекает все большее внимание
и интерес исследователей и практиков.
В последние годы предметом
изучения отечественной психологии становятся
такие аспекты материнства как взаимодействие
матери и ребенка в раннем онтогенезе
(Н.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, О.Ю. Дубовик,
Г.В. Скобло, Е.О. Смирнова), эмоциональное
состояние женщины во время беременности
(А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Захаров,
И.В. Добряков), факторы и условия девиаций
материнства (В.И. Брутман, Л.Л. Баз, О.В.
Баженова, А.Я. Варга, М.С. Родионова и другие),
личностные изменения женщины, связанные
с переходом к родительству (Е.И. Захарова,
Е.И. Исенина, О.А. Карабанова, Т.В. Леус,
С.Ю. Мещерякова). Кроме того, в науке и
практике идет активный поиск моделей
психологического сопровождения женщины
во время беременности и в течение первых
лет жизни ребенка (И.В. Добряков, Н.П. Коваленко,
М.Е. Ланцбург, Р.Ж. Мухамедрахимов, Г.Г.
Филиппова, Ю.И. Шмурак и другие).
Изучение психологии материнства - одна из малоразработанных отечественной наукой областей. Актуальность психологического изучения материнства продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей с лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине. Материнство - одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена биологически, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на его содержание и проявление у каждой конкретной женщины. Исследования второй половины XX в. свидетельствуют, что в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности. Считается, что нормы материнского отношения нет, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. В то же время всегда существовали явления, которые во все исторические периоды считались отклоняющими проявления материнского отношения. Они могли носить более скрытые или открытые формы. Само понятие "материнское отношение" не является в настоящий момент строго определенным и общепринятым, но тем не менее достаточно популярным как предмет психологического исследования. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что материнское отношение не возникает одномоментно и сразу после рождения ребенка, а проходит определенный путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы
Актуальность исследования материнства обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
1) проявление в науках, изучающих проблемы материнства (психология, медицина, физиология, биология поведения, история, культурология, социология и т.д.) общих тенденций гуманитаризации научного познания, смены идеалов рациональности, свойственной постнеклассицизму и т.д.;
2) социальная обусловленность:
демографические тенденции (
Психология, сочетающая в себе тенденции как естественно-научных, так и гуманитарных подходов, оказывается в эпицентре проблем материнства.
Цель исследования: изучение психической адаптации к материнству у родивших женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:
1. Описать и определить основные понятия, касающиеся темы работы;
. 2. Измерить тип доминанты матери после рождения ребёнка
3. Измерить уровень адаптации матери
4. доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, на основе полученных данных(показать взаимосвязь между доминантой и уровнем адаптации)
Гипотеза исследования: психическая адаптация к материнству проявляется в готовности принятия материнской роли
Объектом исследования выступают 56 женщин, в возрасте от 20 до 30 лет (средний возраст 24,8 года), имеющие ребёнка от 3мес. до 12мес. (замужние и незамужние)
Предмет исследования: особенности психологического компонента гестационной доминанты женщины, уровень адаптации.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов.
В исследовании широко использовались: теоретический анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психодиагностические методы. Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был сформирован методический комплекс, включающий 2 методики:Тест отношений беременной, адаптированный для родивших женщин (И.В. Добряков), методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов)
Глава 1
1.1. Понятие адаптации
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Выше приведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация .
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”) , подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно , психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза) , включает в себя ещё два аспекта : а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Общие закономерности психической адаптации
В общем смысле адаптация рассматривается как "системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности". По другому определению, адаптация - это "совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды". К.К. Платонов определяет адаптацию как "пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним". Как указывает Р.М. Баевский, процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели. Под психической адаптацией понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса. [20] Для описания результата адаптационного процесса используется также термин "адаптированность". Психическая адаптированность включает уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Согласно Ф.Б. Березину [4], психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды. Тем самым понятие психической адаптации является экстраполяцией принципа гомеостатического уравновешивания на взаимодействие индивида и его окружения. В то же время имеются и альтернативные точки зрения. Так, В.М. Воробьев [20] к психической адаптации относит психическую регуляцию только в состоянии стресса, в проблемной психической ситуации, признаки которой включают: а) наличие потребности в разрешении глобального конфликта; б) принципиальную неразрешимость глобального конфликта привычными средствами; в) связанную с этим высокую степень психической напряженности.
Информация о работе Исследование психической адаптации к материнству