Информационные технологии в научной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

Недостаток внимания к проблемам разработки и использования информационно-коммуникационных технологий в психологии в конечном счете оборачивается далеко идущими последствиями: тормозится прогресс в области теории, ставятся под сомнение результаты прикладных исследований, возникают серьезные трудности при интеграции психологического знания со знанием, приобретаемым в других научных дисциплинах. Конечно, компьютеризацию психологии нельзя считать гарантией успешного разрешения возникающих проблем, но, как показывает опыт других наук, это плодотворная, а во многих случаях и необходимая стратегия разработки таких проблем.
На современном этапе деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в психологическую практику и использование информационных технологий в научной психологии позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие информационных технологий ………………………4
Глава 2. Использование Информационных Технологий в практической деятельности психолога ……………………………………………………5
Глава 3.Информационные технологии в научной психологии. ……...8
Заключение ………………………………………………………………11
Список литературы к реферату ………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Введение 3.docx

— 32.31 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие информационных технологий ………………………4

Глава 2. Использование Информационных Технологий в практической деятельности психолога ……………………………………………………5

Глава 3.Информационные технологии в научной психологии. ……...8

Заключение ………………………………………………………………11

Список литературы к реферату ………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для пользователя ценность компьютера

определяется преимущественно качеством

и многообразием существующих программ.

Б.Гейтс.

 

До сих пор не существует единой точки зрения в отношении того, как реально должна осуществляться информационно-коммуникационная работа в психологии и какие стратегические и тактические подходы являются оптимальными при разработке новых и модификации имеющихся в информационно-коммуникационных технологиях методов на нынешнем уровне развития социальной психологии.

Недостаток внимания к проблемам разработки и использования информационно-коммуникационных технологий в психологии в конечном счете оборачивается далеко идущими последствиями: тормозится прогресс в области теории, ставятся под сомнение результаты прикладных исследований, возникают серьезные трудности при интеграции психологического знания со знанием, приобретаемым в других научных дисциплинах. Конечно, компьютеризацию психологии нельзя считать гарантией успешного разрешения возникающих проблем, но, как показывает опыт других наук, это плодотворная, а во многих случаях и необходимая стратегия разработки таких проблем.

На современном этапе деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в психологическую практику и использование информационных технологий в научной психологии позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной.

 

Таким образом, в данной работе будет рассмотрены следующие вопросы:

Определение понятия информационных технологий. Рассмотрение роли компьютерных технологий в контексте современного общества.

Роль информационных технологий в практической деятельности психолога.

Значение информационных технологий для научно-психологических исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие информационных технологий

 

     Современное общество живет в период небывалого роста объема информационных потоков. Это обстоятельство обуславливает бурный рост информатики как науки, изучающей методы и способы сбора, накопления, хранения, обработки, передачи и воспроизведения информации средствами вычислительной техники. Уровень развития информационных технологий, автоматизирующих информационные процессы в различных предметных областях (например, в области экономики, психологии, права и т.д.), определяет степень прогресса общества в целом.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одно из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Процесс информатизации так же затронул и экономические отрасли. Их радикальное усовершенствование и приспособление к современным условиям стало возможным благодаря массовому использованию новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий.

Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации.

Новые информационные технологии значительно расширяют возможности использования информационных ресурсов в различных отраслях промышленности, а так же в образовании.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование Информационных Технологий в практической деятельности психолога

 

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков специалистов. Психолог в современных условиях должен:

Уметь работать на компьютере, ставить и решать с его помощью практические задачи;

Иметь достаточный уровень владения технологиями доступа к локальным и глобальным сетевым информационным ресурсам;

Знать тенденции развития современных информационных технологий и возможности их применения в психологической практике.

Без использования вычислительной техники невозможно решение ряда психологических задач:

Структурирование и интерпретация результатов психологических экспериментов;

Создание и использование систем адаптивного, игрового и дистанционного тестирования;

Математическое моделирование психологических процессов;

Разработка новых автоматизированных психодиагностических методик;

Изучение человеческого фактора в технике методами инженерной психологии.

    Современные информационные технологии обеспечивают психологов следующими основными возможностями:

Повышения эффективности работы за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

Сокращения сроков проведения психологического тестирования за счет одновременного тестирования нескольких испытуемых;

Освобождения от трудоемких рутинных операций;

Повышения "чистоты" эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных;

Возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;

Повышения уровня стандартизации условий проведения исследования за  счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления задания вне зависимости от индивидуальных особенностей объекта исследования и экспериментатора;

Использования времени не только как управляемого фактора, но и в качестве диагностического параметра;

Сокращения времени и повышение качества анализа результатов эксперимента за счет использования прикладного программного обеспечения, реализующего математическое моделирование психологических процессов;

Распространения опыта работы психологов более высокой квалификации за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;

Систематического накопления, хранения и передачи по сетевым каналам больших массивов информации об объектах исследования, а также данных о результатах тестирования;

Доступа к психологическим информационным ресурсам через локальные и глобальные компьютерные сети;

Реализации в психологической практике методологии искусственного интеллекта (например, экспертных систем).

     Остановимся подробнее на основных областях практической деятельности психолога, где необходимо применение ИТ.

 

Проведение компьютерной психодиагностики (психологического online тестирования).

Компьютерная психодиагностика предполагает проведение психологического тестирования посредствам сети Интернет. Данный способ тестирования имеет ряд преимуществ, таких, как экономия времени, экономия средств (отсутствие необходимости печати раздаточного материала), быстрота и точность процесса обработки результатов, возможность тестирования большого количества людей с выдачей индивидуальных рекомендаций для дальнейшей консультативной и коррекционной работы. Важное значение имеет использование компьютерного игрового и дистанционного тестирования.

Основные методики можно взять на следующих сайтах: www.1test.ru, www.mytests.ru.

 

Применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.

Широко применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.  Можно выделить два направления использования ИКТ в  коррекционно-развивающей работе:

1) использование ИКТ для  развития познавательных способностей (по этому направлению сейчас  предлагается большое разнообразие  компьютерных тренажеров и комплексов  игр, направленных на развитие  сенсомоторики, внимания, памяти и мышления (www.psylist.net.ru)

2) использование ИКТ при  организации коррекционно-развивающей  работы с личностными, поведенческими  и эмоциональными качествами. Применяя  компьютерные игры при коррекции  основных эмоциональных и поведенческих  нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.), они используются  в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки, в качестве  некоего посредника, замещающего  живых участников общения.

Компьютерные игры в данном случае имеют опосредованное значение, т.к. в коррекционной работе применяются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с клиентом. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей компьютерных игр.

При проведении больших психологических игр и тренингов включение специально смонтированных видеороликов позволяет сделать сюжет более красочным и реалистичным; а просмотр и анализ отснятых моментов тренинга являются великолепным материалом проведения рефлексивных тренингов под условным названием «после бала». Для этого используются системы мультимедиа – один из видов информационных технологий, объединяющий в едином комплексе информацию, представленную в виде текста, звука, видеоизображения, графического изображения, анимацию, что позволяет в динамике и статике демонстрировать процессы и явления, способы и приёмы их реализации.

 

Использование информационных технологий в профориентационной деятельности

При организации психологического просвещения и группового консультирования старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения используется широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: компьютерные программы, электронные книги, ресурсы Интернет и разработанные самим психологом игрушками-презентациями.

Информация о работе Информационные технологии в научной психологии