Информационные технологии в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:48, реферат

Краткое описание

Одна известная фирма по производству игрушек проводила опрос мальчиков от 5 до 12 лет на тему: «Какие игры вы любите?». Результат: 80 % опрошенных ответили: «Компьютерные игры». Вопрос о вреде компьютера и компьютерных игр для детей обсуждается очень часто. Некоторые особо боязливые родители по этой причине сразу запрещают детям играть, порой только вызывая ещё больший интерес мальчишек и девчонок к компьютерным играм.

Оглавление

1. Введение 3
2. Психологические особенности подросткового периода 4
3. Влияние компьютера и компьютерных игр на психику подростка 7
4. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр 12
5. Заключение 17
6. Список литературы 18

Файлы: 1 файл

информатика.docx

— 45.09 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

1. Введение                                                                                                                    3

 

2. Психологические особенности подросткового периода                                       4

 

3. Влияние компьютера и компьютерных игр на психику подростка                     7

 

4. Особенности ценностных  ориентаций пользователей онлайн-игр                    12

 

5. Заключение                                                                                                               17

 

6. Список литературы                                                                                                  18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С экрана телевизора, от родителей  часто можно услышать, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и  общения со сверстниками. Но подросткам кажется, что это ужасно интересно, развивает память, занимает в свободное время.  

Одна известная фирма  по производству игрушек проводила  опрос мальчиков от 5 до 12 лет на тему: «Какие игры вы любите?». Результат: 80 % опрошенных ответили: «Компьютерные игры». Вопрос о вреде компьютера и компьютерных игр для детей обсуждается очень часто. Некоторые особо боязливые родители по этой причине сразу запрещают детям играть, порой только вызывая ещё больший интерес мальчишек и девчонок к компьютерным играм. Бывает и другая крайность: родители вовсе не смотрят, во что именно играет их сын или дочь.  В связи с вышесказанным возникает проблема: с одной стороны, компьютерные игры отнимают время, отрицательно влияют на здоровье, отвлекают от учебы, с другой стороны – количество играющих с каждым годом растет, появляются международные турниры по компьютерным играм, в виде компьютерных игр выходит много образовательных программ.

Исследователи, в основном, рассматривают отрицательные черты влияния компьютерных игр, в то время как игрок для себя находит много положительных моментов: лучше усваивается английский язык, развивается логическое мышление и т.д.

Таким образом, исследование степени влияния компьютерных игр  на психику пользователей в целом и подростков в частности является чрезвычайно актуальным, так как вносит существенный вклад в понимание природы поведения человека.

 

 

 

Психологические особенности подросткового периода

 

Каждый возраст хорош  по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.  Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка.  Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Период подросткового возраста - это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,- это самопознание, самовыражение  и самоутверждение. В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших  детей и взрослых. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки.  Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. 
Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

        В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы: механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.  У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Отрочество, как иногда называют подростковый возраст -  это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде.  Подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

     Таким образом,  общие характерные черты подросткового  возраста можно выделить следующие:

    1. Подражание взрослым.
    2. Подчеркнутая независимость
    3. Повышенная агрессивность
    4. Противоречивое поведение.
    5. Развитие познавательных процессов.

Также можно выделить и  гендерные отличия:

  1. В среднем, психологическое и физиологическое развитие девочек проходит быстрее, чем у мальчиков.
  2. Для девочек в подростковом возрасте свойственно обращать внимание на внешние атрибуты взрослой жизни, мальчики уделяют внимание внутреннему и физическому совершенствованию.
  3. Девочки подростки более свободно общаются с мальчиками, чем юноши с девушками.
  4. В центре внимания девочек стоит человек – взаимоотношения между людьми, окружающие предметы. Внимание мальчиков привлекают отдаленные предметы и явления
  5. У мальчиков наблюдаются перепады настроения, связанные с потерей уверенности в себе чаще, чем у девочек.

Иначе говоря, мальчики в  подростковом возрасте нацелены на познание себя, приобретение «взрослых» знаний, желание быть настоящим мужчиной. Эти факторы способствуют активному  вовлечению в компьютерные игры. Девочек  в подростковом возрасте больше всего  интересует общение (как с подругами, так и с мальчиками), поэтому  они являются активными пользователями социальных сетей, а увлечение компьютерными  играми не носит систематический  характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние компьютера и компьютерных игр на психику  подростка

 

Рассмотрев психологические  особенности  подросткового возраста, становится понятным, почему именно мальчики-подростки  являются самыми активными  компьютерными  игроками.  Желание казаться «взрослее», побыть  «героем», «стратегом», «гонщиком» и т. д . А сопровождаемая  музыка, красивая графика, затягивающий сюжет. Разве просто отказаться от всего этого?

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым факторам: активное развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых веб-серверов в сети Интернет. С совершенствованием компьютерных технологий растет число поклонников компьютерных игр, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами».

Основной деятельностью  этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них  очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, основная цель - удовлетворение потребности в игре на компьютере. В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: не сложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, потеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано.

Более того, в компьютерной игре всегда играют по правилам, этими  правилами можно овладеть. А в  жизни по-другому. Жизнь - это неопределенность и неизвестность в бесконечности.

Существование психологической  зависимости от компьютерных игр  все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что количество людей, увлекающихся нахождением в виртуальной реальности на сегодняшний день достаточно велико. Существует такое мнение, что механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в них. Т.е. независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости, и в дальнейшем та потребность, на которой основан превалирующий механизм, принимает первостепенное значение в мотивации игровой деятельности.

Рассматривая механизмы  в мотивации игровой деятельности можно выделить:

1.Уход от реальности. Основой  этого механизма является потребность  человека в "отстранении"  от повседневных хлопот и проблем,  своеобразная трансформация потребности  в сохранении энергии. Уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая не ролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно только лишь "погрузившись" в другую реальность - виртуальную.

Психологические аспекты  механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра - это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т.д. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим методом. Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным. На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.

Процесс благотворного влияния  ролевых игр представляется следующим образом: человек на время "уходит" в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А в патологических клинических случаях происходит наоборот: человек на время "выходит" из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в виртуальную реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Один компьютерный аддикт, который увлекается в основном играми типа ЗО-Асйоп ("трехмерное действие", вид "из глаз") сказал: "Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь быстрее придти домой и снова сесть играть" Т.е. мы видим, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без компьютерной игры.

Информация о работе Информационные технологии в психологии