Информационные технологии в научной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

Недостаток внимания к проблемам разработки и использования информационно-коммуникационных технологий в психологии в конечном счете оборачивается далеко идущими последствиями: тормозится прогресс в области теории, ставятся под сомнение результаты прикладных исследований, возникают серьезные трудности при интеграции психологического знания со знанием, приобретаемым в других научных дисциплинах. Конечно, компьютеризацию психологии нельзя считать гарантией успешного разрешения возникающих проблем, но, как показывает опыт других наук, это плодотворная, а во многих случаях и необходимая стратегия разработки таких проблем.
На современном этапе деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в психологическую практику и использование информационных технологий в научной психологии позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие информационных технологий ………………………4
Глава 2. Использование Информационных Технологий в практической деятельности психолога ……………………………………………………5
Глава 3.Информационные технологии в научной психологии. ……...8
Заключение ………………………………………………………………11
Список литературы к реферату ………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Введение 3.docx

— 32.31 Кб (Скачать)

Нельзя переоценить  ресурсы  предоставляемые ИТ для профессионального саморазвития психолога: это и возможность почитать в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, почитать «Психологический консультаций», обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты, поучаствовать в профессиональных чатах  и т.д.

Горизонты открывают и широкие возможности дальнейшего развития ИТ в практической психологии.

Таким образом, были рассмотрены «+» при использовании информационных технологий в практической деятельности психолога. Однако существует ряд недостатков использования информационных технологий в психологической практике. Среди них можно назвать невозможность контролировать условия проведения психологического тестирования в условиях онлайн. Так, существует возможность влияния компьютерного монитора на восприятие стимульного материала теста. Учитывать это особенно необходимо в тех случаях, когда сама форма предъявления материала (цвет, яркость, конфигурация, время) играет важную роль при проведении исследования. Также невозможность исключения влияния других (присутствующих) людей на восприятие компьютерной версии теста. Отсутствие обратной связи у испытуемого и психолога при проведении исследования. Это может приводить к неверному пониманию заданий, искажению результатов.

 

Глава 3 Информационные технологии в научной психологии.

 

Итак мы рассмотрели, какое огромное значение и эффективность имеет использование ИТ в деятельности практического психолога. Однако важность и необходимость использования ИТ в научно-исследовательской деятельности психологов также сложно переоценить.

Во-первых, для проведения научно-психологического исследования огромную важность имеет использование электронных библиотек (www.bookap.by.ru).

Электронные библиотеки – это отражение информационных источников (книг, журналов и др.) в глобальной информационной среде с помощью средств информационных технологий. Преимущество электронных библиотек в быстроте и удобстве доступа к различным научным изданиям, статьям, книгам как отечественных, так и зарубежных авторов.

Во-вторых, важным аспектом научной деятельности является включение в научное психологическое сообщество посредством участия в научно-психологических форумах (psychology.net.ru/talk).

Предоставление исследований и написание научных работ невозможно без таких компьютерных программ как Microsoft Word, Microsoft Excel.

Очень важным аспектом для научной деятельности является участие в международных конференциях. ИТ позволяют заочно принимать участие в подобных конференциях а также оформлять свои тезисы в известных международных научных изданиях.

 
   Обеспечение статистического анализа в психологических исследованиях.

Принято считать, что математика – это царица наук, и любая наука становится по-настоящему наукой, только когда она начинает использовать математику.

Конечно, большинство теорий личности и психотерапевтических концепций были сформулированы безо всякого обращения к математике. Примером могут служить теория психоанализа, бихевиоральная концепция, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, объективная психология В.М. Бехтерева, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция отношений личности В. Н. Мясищева и многие другие теории.

Но все это было, в основном, в прошлом. Многие психологические концепции ныне подвергаются сомнению на основании того, что они не были подтверждены статистически.

Современная психология широко используют самые разнообразные статистические методы. Они позволяют наглядно описать некоторое явление или процесс, выявить закономерности, сделать выводы или прогноз.

 

Анализ психологических данных на компьютере с помощью программы SPSS.

Программа SPSS является очень мощным и широко распространенным средством компьютерного анализа данных в психологии и социальных науках. SPSS – это аббревиатура от Statistical Package for the Social Science (статистический пакет для социальных наук). Как следует из названия, SPSS представляет собой множество различных программ, предназначенных для анализа данных в социальных науках. Эти программы позволяют организовывать ввод данных, гибко менять их структуру, применять к ним самые современные методы обработки или их последовательность и получать результаты в удобной и наглядной форме. Все это множество программ объединено в единую систему, обеспечивающую простой и дружественный диалог с исследователем и снабженную исчерпывающей справочной поддержкой.

Анализ данных с применением компьютера включает выполнение ряда необходимых шагов:

Определение структуры данных.

Ввод данных в компьютер в соответствии с их структурой и требованиями программы.

Задание метода данных в соответствии с задачами исследователя.

Получение результата обработки данных.

Интерпретация результата обработки данных.

Шаги 1 и 5 не способна выполнить не одна компьютерная программа – их необходимо делать самому исследователю. Помощь компьютера (шаги 2 – 4) заключается в переходе от длинной последовательности расчетов к более компактной их последовательности. Исследователь вводит массив данных, который не недоступен осмыслению, но пригоден для компьютерной обработки (шаг 2). Затем исследователь дает программе команду на обработку данных в соответствии с задачей исследования и структурой данных (шаг 3). В итоге исследователь получает результат обработки (шаг 4) – тоже массив данных, но меньший, доступный осмыслению и содержательной интерпретации.

 

Основные виды статистического анализа, компьютерной обработки данных:

Частотный анализ. Любое научное психологическое исследование начинается с частотного анализа. Частотный анализ является самым примитивным видом статистической обработки данных. Данный вид анализа можно производить вручную, но это займет на порядок больше времени и сил, чем подсчет частот при помощи компьютера.

Частота – это количество объектов в выборке, имеющих данное значение признака: пример частотного анализа по шкалам «пол», «возраст» и «семейное положение Также частотный анализ позволяет увидеть процентное соотношение определенных групп респондентов.

 

Коэффициент корреляции

Корреляция (или коэффициент корреляции – «r») – это статистический показатель вероятностной связи между двумя переменными. Выделяют положительную корреляцию, отсутствие корреляции и отрицательную корреляцию.

Так, положительная корреляция соответствует значениям 0 < r < 1. Положительную корреляцию следует интерпретировать следующим образом: если значения одной переменной возрастают, то значения другой переменной имеют тенденцию к возрастанию. Чем коэффициент корреляции ближе к 1, тем эта тенденция сильнее.

Примером значительной положительной корреляции может служить зависимость между ростом и возрастом человека. Отсутствие корреляции (no correlation) определяется значением r = 0. Нулевой коэффициент корреляции говорит о том, что значения переменных никак не связаны друг с другом. Примером пары величин с нулевой корреляцией является рост человека и результат его IQ-теста.

Отрицательная корреляция соответствует значениям -1 < r < 0. Если значения одной переменной возрастают, то значения другой имеют тенденцию к убыванию. Чем коэффициент корреляции ближе к -1, тем сильнее эта тенденция. Пример отрицательной корреляции можно на взаимосвязи противоположных качеств в человеке. Например, чем выше у человека выражена тенденция к агрессивному поведению, тем ниже у него будет показатель по шкале пассивность. Данная программа также указывает меры статистической достоверности результатов вычислений, что служит основой для интерпретации.

Также данная программа позволяет производить ряд других статистических расчетов, таких как факторный, дисперсионный, кластерный анализ.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, была рассмотрена эффективность использования информационных технологий в двух сферах психологической деятельности. Несомненно, внедрение компьютерных ресурсов в психологическую деятельность открывает множество новых и неоценимых возможностей, таких как:

-проведение дистанционной психодиагностики, коррекционно-развивающая работа в on-line режиме,

-математическое моделирование психологических процессов,

-разработка новых автоматизированных психодиагностических методик,

-изучение человеческого фактора в технике методами инженерной психологии и многое другое.

Конечно, важно отметить, что психологическая практика – это, прежде всего, общение между психологом и его клиентом, поэтому использование компьютерных возможностей должно быть очень осторожным. Существует ряд проблем, связанных с внедрением компьютерных методов в психологическую практику. Однако для некоторых людей именно on-line консультирование является единственно возможным способом обращения за психологической помощью.

Также использование компьютерных технологий является обязательным условием при проведении научного исследования. Развитие современных информационных технологий предлагает ряд компьютерных программ, обеспечивающих:

-повышение эффективности работы за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

-сокращение сроков проведения психологического тестирования за счет одновременного тестирования нескольких испытуемых;

-освобождения от трудоемких рутинных операций;

-повышения "чистоты" эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных;

-более наглядное и менее трудоемкое предоставление полученных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

В.В. Наумов. Общение и электронное обучение [Электронный ресурс]. –http://psyfactor.org/lib/naumov3.htm.

Информационные технологии. [Электронный ресурс]. –http://kunegin.narod.ru/index.html.

Сайт Кожича П.П. [Электронный ресурс] / Кожич П.П. - 2003. – Режим доступа: http://polkojich.com.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб: Речь, 2004г.

Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко – СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК» - 2007 – 672с.

Бююль А.. SPSS: Искусство обработки информации / А. Бююль, П. Цёфель – . М., 2002

http://www.psychology.net.ru

 

 


Информация о работе Информационные технологии в научной психологии