Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:33, реферат
Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. ГЛУБИНА мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Индивидуальные особенности
мышления. Характеристика основных качеств
ума
Широта мышления
— это способность охватить весь
вопрос целиком, не упуская в то же
время и необходимых для дела
частностей. ГЛУБИНА мышления выражается
в умении проникать в сущность
сложных вопросов. Качеством, противоположным
глубине мышления, является поверхностность,
суждений, когда человек обращает
внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность
мышления характеризуется умением
.человека выдвигать новые задачи и находить
пути их решения, не прибегая к помощи
других людей. Гибкость мысли выражается
в ее свободе от сковывающего влияния
закрепленных в прошлом приемов и способов
решения задач, в умении быстро менять
действия при изменении обстановки.
Быстрота ума - способность
человека быстро разобраться в новой
ситуации, обдумать и принять правильное
решение.
Торопливость ума
проявляется в том, что человек,
не продумав всесторонне вопроса, выхватывает
какую-то одну сторону, спешит дать решение,
высказывает недостаточно продуманные
ответы и суждения.
Определенная
замедленность мыслительной
Критичность ума
— умение человека объективно
оценивать свои и чужие мысли,
тщательно и всесторонне про
В настоящее время
существуют как минимум три трактовки
понятия интеллекта:
1. Биологическая
трактовка: “способность
2. Педагогическая
трактовка:“способность к обучению, обучаемость”
3. Структурный подход,
сформулированный А. Бине: интеллект
как “способность адаптации средств к
цели”. С точки зрения структурного подхода,
интеллект—это совокупность тех или иных
способностей.
Совокупность познавательных
процессов человека определяет его
интеллект. “Интеллект — это глобальная
способность действовать разумно, рационально
мыслить и хорошо справляться с жизненными
обстоятельствами” (Векслер), т.е. интеллект
рассматривается как способность человека
адаптироваться к окружающей среде.
Какова структура
интеллекта? Существуют различные концепции,
пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так,
в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный
фактор интеллекта (фактор О) и фактор
5, служащий показателем специфических
способностей. С точки зрения Спирмена,
каждый человек характеризуется определенным
уровнем общего интеллекта, от которого
зависит, как этот человек адаптируется
к окружающей среде. Кроме того, у всех
людей имеются в различной степени развитые
специфические способности, проявляющиеся
в решении конкретных задач.
Терстоун с помощью
статистических методов исследовал различные
стороны общего интеллекта, которые он
назвал первичными умственными потенциями.
Он выделил семь таких потенций: 1) счетную
способность, т. е. способность оперировать
числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т. е.
легкость, с которой человек может объясняться,
используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность
понимать устную и письменную речь;4) пространственную
ориентацию, или способность представлять
себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память; 6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий
между предметами и изображениями.
Позже Гилфорд выделил
120 факторов интеллекта, исходя из того,
для каких умственных операций они нужны,
к каким результатам Приводят эти операции
и каково их содержание (содержание может
быть образным, символическим, семантическим,
поведенческим).
По мнению Кэттела (196?), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию м рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.
Информация о работе Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума