Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:33, реферат
Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. ГЛУБИНА мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Индивидуальные особенности 
мышления. Характеристика основных качеств 
ума 
 
Широта мышления 
— это способность охватить весь 
вопрос целиком, не упуская в то же 
время и необходимых для дела 
частностей. ГЛУБИНА мышления выражается 
в умении проникать в сущность 
сложных вопросов. Качеством, противоположным 
глубине мышления, является поверхностность, 
суждений, когда человек обращает 
внимание на мелочи и не видит главного. 
Самостоятельность 
мышления характеризуется умением 
.человека выдвигать новые задачи и находить 
пути их решения, не прибегая к помощи 
других людей. Гибкость мысли выражается 
в ее свободе от сковывающего влияния 
закрепленных в прошлом приемов и способов 
решения задач, в умении быстро менять 
действия при изменении обстановки. 
Быстрота ума - способность 
человека быстро разобраться в новой 
ситуации, обдумать и принять правильное 
решение.  
Торопливость ума 
проявляется в том, что человек, 
не продумав всесторонне вопроса, выхватывает 
какую-то одну сторону, спешит дать решение, 
высказывает недостаточно продуманные 
ответы и суждения.            
 Определенная 
замедленность мыслительной 
 Критичность ума 
— умение человека объективно 
оценивать свои и чужие мысли, 
тщательно и всесторонне про
В настоящее время 
существуют как минимум три трактовки 
понятия интеллекта:      
1. Биологическая 
трактовка: “способность 
2. Педагогическая 
трактовка:“способность к обучению, обучаемость” 
3. Структурный подход, 
сформулированный А. Бине: интеллект 
как “способность адаптации средств к 
цели”. С точки зрения структурного подхода, 
интеллект—это совокупность тех или иных 
способностей. 
Совокупность познавательных 
процессов человека определяет его 
интеллект. “Интеллект — это глобальная 
способность действовать разумно, рационально 
мыслить и хорошо справляться с жизненными 
обстоятельствами” (Векслер), т.е. интеллект 
рассматривается как способность человека 
адаптироваться к окружающей среде. 
Какова структура 
интеллекта? Существуют различные концепции, 
пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, 
в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный 
фактор интеллекта (фактор О) и фактор 
5, служащий показателем специфических 
способностей. С точки зрения Спирмена, 
каждый человек характеризуется определенным 
уровнем общего интеллекта, от которого 
зависит, как этот человек адаптируется 
к окружающей среде. Кроме того, у всех 
людей имеются в различной степени развитые 
специфические способности, проявляющиеся 
в решении конкретных задач.    
Терстоун с помощью 
статистических методов исследовал различные 
стороны общего интеллекта, которые он 
назвал первичными умственными потенциями. 
Он выделил семь таких потенций: 1) счетную 
способность, т. е. способность оперировать 
числами и выполнять арифметические действия; 
2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. 
легкость, с которой человек может объясняться, 
используя наиболее подходящие слова; 
3) вербальное восприятие, т. е. способность 
понимать устную и письменную речь;4) пространственную 
ориентацию, или способность представлять 
себе различные предметы и формы в пространстве; 
5) память; 6) способность к рассуждению; 
7) быстроту восприятия сходств или различий 
между предметами и изображениями. 
Позже Гилфорд выделил 
120 факторов интеллекта, исходя из того, 
для каких умственных операций они нужны, 
к каким результатам Приводят эти операции 
и каково их содержание (содержание может 
быть образным, символическим, семантическим, 
поведенческим). 
По мнению Кэттела (196?), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию м рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.
Информация о работе Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума