Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:33, реферат

Краткое описание

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. ГЛУБИНА мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Файлы: 1 файл

Индивидуальные особенности мышления.docx

— 15.82 Кб (Скачать)

Индивидуальные особенности  мышления. Характеристика основных качеств  ума 
 

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. ГЛУБИНА мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным  глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. 

Самостоятельность мышления характеризуется умением .человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки. 

Быстрота ума - способность  человека быстро разобраться в новой  ситуации, обдумать и принять правильное решение.  

Торопливость ума  проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает  какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные  ответы и суждения.            

 Определенная  замедленность мыслительной деятельности  может быть обусловлена типом  нервной системы — малой ее  подвижностью. “Скорость умственных  процессов есть фундаментальный  базис интеллектуальных различий  между  людьми” (Айзек). 

 Критичность ума  — умение человека объективно  оценивать свои и чужие мысли,  тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления. 

В настоящее время  существуют как минимум три трактовки  понятия интеллекта:      

1. Биологическая  трактовка: “способность сознательно  приспосабливаться к новой ситуации” 

2. Педагогическая  трактовка:“способность к обучению, обучаемость” 

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как “способность адаптации средств к цели”. С точки зрения структурного подхода, интеллект—это совокупность тех или иных способностей. 

Совокупность познавательных процессов человека определяет его  интеллект. “Интеллект — это глобальная спо­собность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами” (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. 

Какова структура  интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор О) и фактор 5, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.    

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. 

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам Приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим). 

По мнению Кэттела (196?), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию м рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Информация о работе Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума