Индивидуальность и личность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, основными задачами при написании данной курсовой работы были: определить понятия «субъект», «индивидуальность», «личность», их особенности, структуру; осознать, каким образом эти понятия соотносятся в человеке, какова их взаимосвязь. Ведь понятия «субъект», «индивидуальность», «личность» не тождественны: каждое из них раскрывает специфический аспект бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив.

Оглавление

Введение
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность
1.1 Понимание человека как субъекта
1.2 Человек как индивидуальность
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
2 Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
2.2 Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 42.26 Кб (Скачать)

Основными свойствами личности являются: направленность, способности, характер, темперамент.

Под направленностью  понимают психологическое свойство личности, систему ее побуждений, взглядов, выражающееся в потребностях, мировоззрении, установках, целях жизни и деятельность личности.

 Потребность –  это испытываемая человеком устойчивая  и сильная нужда в чем-либо. Они направляют его интересы, мысли, движения. Удовлетворение  потребности вызывает чувство  удовольствия, неудача — плохое  настроение и самочувствие, недовольство  и даже гнев, ярость, агрессию. Стремление  к удовлетворению потребностей  — основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения  той или иной потребности усиливают  ее роль в направленности личности.

 Потребности человека  делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.

 Жизненные цели  — долгосрочные и среднесрочные  результаты, намеченные личностью  для реализации в планах жизни  и деятельности.

 Мотивы — осознаваемые  личностью побудительные силы  конкретных выборов, решений и  действий. Цель — то, к чему  стремится человек, мотив —  ради чего, для чего это ему  нужно. Мотивы характеризуют типичные  для личности, преобладающие внутренние  причины выборов ею целей, способов, поступков и действий. Одни и  те же проявления активности  могут порождаться разными мотивами.

Мировоззрение –  совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество, это ценностные ориентации конкретного  человека.

 Способности –  свойство личности, связанное с  качествами личностями, которые  благоприятствуют овладению каким-либо  делом, эффективному его осуществлению.  Различают частные способности  и способности к определенному  виду деятельности. К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные, к наблюдению, к запоминанию, к выносливости, музыкальный слух и др. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств. Второй вид способностей — способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Такая способность — всегда личностный комплекс. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам — направленности, характеру, психофизиологии. [7]

Характер – свойство личности, определяющее линию поведения  человека, сложившаяся система устойчивых отношений к труду, другим людям, к окружающему миру и к самому себе. Эти отношения во многом зависят  от направленности личности, но связаны  и со специальными знаниями, ценностными  ориентациями, умениями, навыками, привычками и качествами. Отношения к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, добросовестности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативности и других. Отношения к людям выражены в уважительности личности, гуманности, вежливости, доброжелательности, справедливости, доброте, альтруистичности, общительности, конфликтности и др. Отношение к себе характеризуется самовосприятием и самооценкой личностью себя и своих особенностей. Отношение к себе в психологии связывается с явлением рефлексии – умением и привычкой смотреть на себя со стороны, видеть глазами других людей, считаться с оценкой ими себя. Уровень развитости рефлексии у конкретной личности во многом характеризует уровень ее развития в целом, определяет ее отношение к самосовершенствованию и достойному поведению среди людей. Характер воплощает в себе морально-психологические особенности личности.

 Темперамент –  свойство личности, характеризующее  динамику протекания психических  процессов (возбуждения и торможения), зависящую от особенностей высшей  нервной деятельности данного  человека. Комплексы различных психофизиологических  особенностей служат основанием  для выделения типов темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных  особенностями нервной системы: 

 • сангвинический. Наиболее распространенный среди  людей тип. Человек, обладающий им, — сангвиник — отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, склонностью к разнообразию видов активности, устойчивостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, обладает веселостью и отходчивостью. Оборотная сторона этих особенностей — заниженная усидчивость, нелюбовь к монотонной работе, порой склонность к переменам там, где надо быть постоянным;

 • холерический. Человек, обладающий им, — холерик — тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, подвижностью, скоростью реакций, их силой, интенсивностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией. Недостатки — неуравновешенность, быстрые смены настроения, раздражительность, импульсивность. В целом же, по оценке И.П. Павлова, это боевой тип;

 • флегматический. В основе его — сильный,  уравновешенный, но малоподвижный  тип нервной системы. Флегматик  работоспособен, обычно спокоен,  сдержан, упорен, усидчив, устойчив, но медлителен, вяловат, а поэтому  избегает перемен и ситуаций, где надо быстро реагировать,  осторожен, долго обдумывает предстоящие  действия, бывает нерешителен, склонен к консерватизму;

• меланхолический. Наиболее характерная для меланхолика  природная предпосылка — слабость нервных процессов. Поэтому он повышенно  сензитивен, эмоционален и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним. Склонен к отрицательным настроениям, грустным переживаниям, пессимистичен, подвержен растерянности, бывает плаксив. Работоспособность понижена. Эти особенности имеют другой стороной плюсы: хорошая наблюдательность, внимание к бедам других и отзывчивость, повышенная самокритичность.

 Личность —  это активно осваивающий и  целенаправленно преобразующий  природу, общество и самого  себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных  ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами.

 Гносеологический (познавательный) потенциал определяется  объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта  информация складывается из знаний  о внешнем мире и самопознания. Этот потенциал включает в  себя психологические качества, с которыми связана познавательная  деятельность человека.

 Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

 Творческий потенциал  личности определяется полученными  ею и самостоятельно выработанными  умениями и навыками, способностями  к действию созидательному или  разрушительному, продуктивному  или репродуктивному, и мерой  их реализации в той или  иной сфере труда, социально-организаторской  и критической деятельности.

 Коммуникативный  потенциал личности определяется  мерой и формами ее общительности,  характером и прочностью контактов,  устанавливаемых ею с другими  людьми. По своему содержанию  межличностное общение выражается  в системе социальных ролей. 

 Художественный  потенциал личности определяется  уровнем, содержанием, интенсивностью  ее художественных потребностей  и тем, как она их удовлетворяет.  Художественная активность личности  развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений  искусства.  

2. Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке

2.1 Индивидуальность  и личность 

 В психологической  науке категория личности относится  к числу базовых категорий.  Проблема личности выступает  в науке как самостоятельная.  И при этом в разных планах  изучается различными отраслями  психологической науки. Важнейшая  теоретическая задача состоит  в том, чтобы вскрыть объективные  основания тех психологических  свойств, которые характеризуют  человека как индивида, индивидуальность  и как личность.

 Личность каждого  человека наделена только ей  присущим сочетанием черт и  особенностей, образующих ее индивидуальность. Понятия «личность» и «индивидуальность»  образуют единство, но не тождество.  Если черты индивидуальности  не представлены в системе  межличностных отношений, они  оказываются несущественными для  оценки личности индивида и  не получают условий развития, подобно тому как в качестве  личностных выступают лишь индивидуальные  черты, в наибольшей степени  «втянутые» в ведущую для данной  социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека  могут никак не проявляться,  пока они не станут необходимыми  в системе межличностных отношений,  субъектом которых выступит данный человек как личность. Отметим снова, как это было сделано выше, что индивидуальность является лишь одной из сторон личности конкретного человека.

 Тот факт, что  понятия индивидуальность и личность  не совпадают, не позволяет  представить строение личности  лишь как некую конфигурацию  индивидуально-психологических свойств  и качеств человека. Структура  личности человека гораздо шире  структуры его индивидуальности. С позиции отечественной психологии  данные, получены в результате  исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно  перенесены на характеристики  личности. [23]. Различие указанных  понятий проявляется, в частности,  в том, что существуют два  отличающихся процесса становления  личности и индивидуальности.

 Становление личности  есть процесс социализации человека, который состоит в освоении  им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется  в конкретно-исторических обстоятельствах  жизни человека. Становление личности  связано с принятием индивидом  выработанных в обществе социальных  функций и ролей, социальных  норм и правил поведения, с  формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная  личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного  поведения в социуме. 

 Становление индивидуальности  есть процесс индивидуализации  объекта. Индивидуализация - это  процесс самоопределения и обособления  личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. [24]

 Процесс развития  личности значительно более медленный,  чем процесс становления индивидуальности, проходит немало времени, пока  человек станет зрелой, сформировавшейся  личностью. Причем для этого  процесса нужно не только время, но и иные факторы, рассмотренные в первой главе.

 В личности  необходимо различать индивидуальность  и индивидуализм. Индивидуализм  представляет собой особый тип  мировоззрения, ставящего безоговорочно  интересы отдельного индивида  превыше всего. Отличительная  особенность психологии индивидуалиста  – эгоизм, самовлюбленность, преувеличенное  мнение о себе, своих достоинствах  и значении, убежденность в необходимости  жить только ради себя, игнорируя  интересы других людей и общества. Индивидуальность ценна, а индивидуализм  аморален.

 Также необходимо  разграничивать понятия индивид  и индивидуальность. Понятие «индивид»  означает отдельного человека, который  рассматривается с точки зрения  его родовой принадлежности, тогда  как индивидуальность характеризует  своеобразие человека, его психические  и физиологические особенности,  отличающие данного человека  от других людей. Природные  особенности индивида сами по  себе не формируют человеческую  индивидуальность, ибо не делают  его самостоятельным субъектом  деятельности. Понятие индивидуальность  раскрывает человека как целостное  существо, в единстве его единичных  и общих, природных и социальных  свойств и определяет его как  конкретного индивида. [14]

 В отличие от  индивида и индивидуальности, сущность  которых основывается преимущественно  на биологической природе человека, сущность личности опирается  главным образом на её социальные  качества.

 Личность и  индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. [8]

 Следует сказать  о том, что существуют и иные  подходы к соотношению личности  и индивидуальности. Согласно одному  из них индивидуальность рассматривается  как зрелая личность, интегрированная  в общество, реализующаяся в нем  во всем своем многообразии  и являющаяся полноценным субъектом  деятельности. Этой точки зрения  придерживаются Хьелл и Зиглер.

 Таким образом,  личность, взятая вне связи с  индивидуальностью, является абстракцией  и реально не существует. Если  человеческий индивид не сможет  стать личностью, не усвоив  своей социальной сущности, то  личность не сможет обрести  свое индивидуальное бытие, не  став индивидуальностью. Таким  образом, личность социальна по  своей сущности, но индивидуальна  по способу своего существования.  Она представляет собой единство  социального и индивидуального,  сущности и существования.  

Информация о работе Индивидуальность и личность человека