Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 13:47, контрольная работа
Личность выступает объектом изучения многих наук. Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Введение…………………………………………………………………...3
Понятие личности в психологии................................................................4
Способности..............................................................................................5-6
Темперамент..............................................................................................7-8
Характер....................................................................................................9-11
Воля.........................................................................................................12-15
Эмоции....................................................................................................16-17
Мотивация..............................................................................................18-19
Заключение…………………………………………………………….20-21
Список литературы…………………………………………...…………..22
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология и педагогика»
Тема: «Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Личность выступает объектом изучения многих наук. Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
В данной работе мы рассмотрим особенности психологии личности.
1. Понятие личности в психологии.
Под термином «личность» в психологии подразумевается социально-психологическая сущность человека, которая формируется в процессе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Иными словами, личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
В определении личности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.
Термин «личность» употребляется
только по отношению к человеку,
и притом, начиная лишь с некоторого
этапа его развития.
2. Способности
Способности — это
индивидуальные свойства личности, которые
являются субъективными условиями
успешного осуществления
Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые имеются у человека.
Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки – это некоторые анатомо-физиологические особенности человека. Они лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом их развития. Способности формируются в деятельности и не может возникнуть вне этой конкретной деятельности . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
- учебные и творческие
- умственные и специальные
- математические
- конструктивно-технические
- музыкальные
- литературные
- художественно-изобразительные
- физические способности
3. Темперамент.
Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Первым слово «темперамент» ввел древнегреческий врач Гиппократ, который понимал под этим словом как анатомо-физиологические, так и индивидуальные психологические особенности человека.
Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
-преобладание жёлтой
жёлчи делает человека
-преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
-преобладание крови делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
-преобладание чёрной
жёлчи делает человека
Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы, общих для человека и высших млекопитающих.
Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.
1) Слабый тип характеризуется
слабостью как возбудительного,
Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои переживания он зачастую не может сдерживать, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
2) Сильный неуравновешенный
тип характеризуется сильным
раздражительным процессом и
относительно сильным
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
3) Сильный уравновешенный
подвижный тип — соответствует
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
4) Сильный уравновешенный,
но с инертными нервными
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
4. Характер
Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.
Характер тесно связан с темпераментом человека и его способностями. В какой-то мере он является одной из составляющих частей характера, т.к. обуславливает форму проявления реакций человека, динамику его психических процессов. Тип темперамента изменить нельзя, но человек с сильной волей может контролировать и корректировать его отрицательные черты. Понятие способностей тоже входит в определение характера. Например, развивая способность к труду, мы одновременно развиваем трудолюбие, как черту характера.
Типы темперамента, как правило, наследуются ребенком от одного из родителей. Но темперамент это только база для воспитания различных черт характера.
В характере каждого человека можно выделить общие группы черт. Разные ученые предлагают разное деление черт характера на группы. Классификаций множество, от узкоспециальных до научно-популярных. Одним из самых наглядных способов деления на группы является система Б.М. Теплова.
1) Общие черты характера, те, которые являются психической основой личности. Это такие качества как принципиальность, честность, мужество и, естественно, их антиподы: малодушие, неискренность.
2) черты характера, в которых
проявляется отношение
3) Третью группу черт характера составляют те черты, выражающие отношение человека к самому себе. Именно к этой группе относятся гордость и самомнение, тщеславие, заносчивость и чувство собственного достоинства, адекватная гордость.
4) Четвертая большая группа черт
отражает отношение человека
к труду. Трудолюбие и лень,
боязнь трудностей и
В типологиях черт характера других ученых стоит выделить две очень важные группы черт характера, нормальные и аномальные. К нормальным относятся те черты, которые присущи психически здоровым людям, а к аномальным – черты людей с заболеваниями психики.
Классификация характеров человека:
Наиболее известна теория характера, предложенная немецким психологом Э.Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:
1) Астеники - люди худощавого телосложения, с тонкими костями и слабыми мускулами. Им присуща слабая эмоциональность, любовь к философии и самоанализу, склонность к одиночеству. Такие люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении..
2) Люди атлетического
типа – имеют средний или
высокий рост, широкую грудную
клетку, отличную мускулатуру. Им
свойственны сильная воля, настойчивость
и даже упрямство. Люди
3) Третий тип конституции – пикнический, его отличает средний рост, хорошо развитая жировая ткань, слабые мышцы. Люди этого типа эмоциональны, стремятся получать от жизни удовольствие. Эти люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.
5. Воля.
Воля — свойство человека,
заключающееся в его способност
Воля складывается из двух моментов:
а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени,
б) внешних (преодоление трудностей).
Функции воли:
1) интеграция - внутренняя
функция (мобилизует все
2) регулирование - внешняя функция (когда усилия носят коллективный характер).
Структура волевого акта.
Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном волевом акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, опосредывающий это действие процесс.
1) Простые:
- постановка цели
- исполнение
2) Сложные:
- осознание цели - смутное влечение, желание, мотив;
- планирование - намечение пути и средства
- исполнение - связано с преодолением препятствия
Информация о работе Психология личности, общее и индивидуальное в психике человека