Психология личности, общее и индивидуальное в психике человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

Личность выступает объектом изучения многих наук. Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие личности в психологии................................................................4
Способности..............................................................................................5-6
Темперамент..............................................................................................7-8
Характер....................................................................................................9-11
Воля.........................................................................................................12-15
Эмоции....................................................................................................16-17
Мотивация..............................................................................................18-19
Заключение…………………………………………………………….20-21
Список литературы…………………………………………...…………..22

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

 

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что  механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано ощущением нервно-психического напряжения.

 

 

Волевые качества личности

Воля формирует определенные качества личности, которые получили название «волевых качеств личности».

К базовым качествам  личности относятся:

 

Целеустремленность —  это сознательная и активная направленность личности на определенны результат  деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

 

Инициативность —  это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит  в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт  начинается с инициативы.

 

Самостоятельность —  это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

 

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

 

Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь  быстрые, обоснованные и твердые  решения. Решительность проявляется  во всех фазах волевого акта.

 

Энергичность — это  качество личности, связанное с концентрацией  всех ее сил для достижения поставленной цели.

 

Настойчивость — это  качество личности, проявляющееся в  умении ее мобилизовать свои силы для  постоянной Ии длительной борьбы с  трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство — это неразумная воля.

 

Организованность —  качество личности, проявляющееся в  способности разумно планировать  и упорядочивать ход всей своей  деятельности.

 

Дисциплинированность  — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

 

 Самоконтроль - это  качество личности, выражающееся  в умении контролировать свои  действия и подчинять свое  поведение решению сознательно поставленных задач.

 

6. Эмоции

 

Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов.

Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний  удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они  возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению  к ситуации в целом.

 

Одна из важнейших  особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.

Другая важная особенность  — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.

 

Характеристики эмоций:

  1. Валентность.

Все эмоции характеризуются  валентностью — это значит, что  эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными..

2) Интеснивность.

Эмоции могут различаться по интенсивности. Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов.

Кроме того, интенсивность  эмоций может зависеть от полноценности  и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.

3) Стеничность.

В зависимости от влияния  на активность эмоции подразделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).

4) Содержание

Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией.

 

7. Мотивация

 

Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс  физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

 

Виды мотивации:

 

- Внешняя мотивация  (экстринсивная) — мотивация,  не связанная с содержанием  определенной деятельности, но обусловленная  внешними по отношению к субъекту  обстоятельствами.

- Внутренняя мотивация  (интринсивная) — мотивация, связанная  не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

 

Положительная и отрицательная  мотивация:

- Мотивация, основанная  на положительных стимулах, называется положительной. - Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

 

Устойчивая и неустойчивая мотивация.

- Устойчивой считается  мотивация, которая основана на  нуждах человека, так как она  не требует дополнительного подкрепления.

 

Также различают:

1) индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза

-голод

-жажда

-избегание боли

-стремление к температурному  оптимуму

-и т. д.

 

2) групповые 

-забота о потомстве

-поиск места в групповой  иерархии

-поддержание присущей  данному виду структуры сообщества

-и т. п.

3) познавательные 

-исследовательское поведение

-игровая деятельность

 

Заключение

 

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено  в системе общественных отношений. Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

 

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется..

 

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень  устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности.

 

Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно  взаимосвязанные и поэтому отчетливо  проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

 

Воля как способность  человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля делает человека во многом непредсказуемым, несводимым к простой арифметике действующих мотивов. Она вводит в жизнь человека по-настоящему субъективное измерение.

 

Эмоции субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма.

 

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.). Понятие «мотив» означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

 

Таким образом, в данной работе были рассмотрены особенности  психологии личности.

 

Список литературы

 

1. Мекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М., 1986.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1994. Т. 1.

4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.

5. Психологический словарь.

6. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2008.


 

 



Информация о работе Психология личности, общее и индивидуальное в психике человека