Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:34, курсовая работа
Таким образом, основными задачами при написании данной курсовой работы были: определить понятия «субъект», «индивидуальность», «личность», их особенности, структуру; осознать, каким образом эти понятия соотносятся в человеке, какова их взаимосвязь. Ведь понятия «субъект», «индивидуальность», «личность» не тождественны: каждое из них раскрывает специфический аспект бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив.
Введение
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность
1.1 Понимание человека как субъекта
1.2 Человек как индивидуальность
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
2 Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
2.2 Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Вторую группу
факторов, формирующих индивидуальность
человека, составляют факторы,
Третью группу
факторов, влияющих на формирование
индивидуальности человека, составляют
черты и особенности характера
человека, его индивидуальность. То
есть в данном случае ситуация
с формированием
Понятие индивидуальности (от лат. individuum – неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации. Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности.
Выделяется одно
свойство и изучается его проявление
на разных уровнях психической
Наконец признаком
индивидуальности могут выступить
более крупные аспекты
Наиболее полное
понятие индивидуальности
В индивидуальности
объединяются в единое целое три
формы развития. Основная форма развития
индивидных свойств – онтогенез.
Основная форма развития личностных
свойств – жизненный путь человека
в обществе. Для субъектных свойств,
(т.е. человека, познающего мир) – история
производственной деятельности человека
в обществе, в частности, история
формирования его профессиональной
деятельности. Начало, кульминация
и конец индивидных, личностных и
субъектных свойств не совпадением
в возрастном развитии. Индивидуальность
генетически формируется позже,
являясь результатом
Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляются в поведении и деятельности как результат творчества, производящие ценности для общества. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека, которые могут проявляться как устойчивый стиль поведения.
Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, то есть неповторимый вклад личности в общественное развитие.
В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.
Первая традиция
связана с пониманием индивидуальности
как единичности. Индивидуальность
в этом случае понимается как неповторимое
сочетание разных по степени выраженности,
но присущих всем без исключения людям,
то есть общих личностных черт. Однако
очень ярко выраженная черта –
это гипертрофия, приближение к
границе нормы и патологии, в
потенции – патология. С этой точки
зрения, чем ярче выражена индивидуальность,
тем ближе человек к патологии.
Как считают психиатры: нет акцентуации
(выделение одной
Вторая традиция
– понимание индивидуальности
как дополнения общих
Третья традиция
– понимание индивидуальности как
целостности и как
Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Сейчас говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении – роль в «театре жизни», в обществе, среди людей. [17]
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. [12]
Личность можно рассматривать как конкретного человека, представителя определенного общественного класса, коллектива, осознающего свое отношение к окружающей действительности и занимающегося общественно полезной деятельностью, наделенного индивидуальными, только ему присущими психическими чертами и свойствами.
Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
Психология, в согласии
со своим предметом, связывает достоинства
человека как личности с присущими
ему психологическими свойствами, качествами.
Личность в психологии означает системное
социальное качество человека, это
главная целостная
Педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Психологию же личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений.
На формирование
личности оказывает влияние
- микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;
- воспитание —
специально организованный
- деятельность —
игра, учебная, производственно-
- социальное взаимодействие
во всем многообразии его
Наряду с социальными
обстоятельствами
Социализация
личности — это процесс
Социализация
личности осуществляется через
взаимодействие ее со средой,
в ходе которого человек не
только овладевает социальным
опытом, но и наращивает его,
производит соответствующие