Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:34, курсовая работа
Таким образом, основными задачами при написании данной курсовой работы были: определить понятия «субъект», «индивидуальность», «личность», их особенности, структуру; осознать, каким образом эти понятия соотносятся в человеке, какова их взаимосвязь. Ведь понятия «субъект», «индивидуальность», «личность» не тождественны: каждое из них раскрывает специфический аспект бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив.
Введение
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность
1.1 Понимание человека как субъекта
1.2 Человек как индивидуальность
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
2 Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
2.2 Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
Заключение
Список использованных источников и литературы
2.2 Отличие понятия
«субъект» от понятий «
Понятие «субъект»
менее разработано по
Для обеих категорий
существует общий идеал –
Категория «личность» имеет 3 уровня (индивидуальный, метаиндивидуальный и сверхиндивидуальный), отображающие движение от единой сущности к раздробленности. Категория «субъект» развивается в другом направлении: восхождение на все более обобщенные уровни (индивид, группа, человечество в целом), чем подчеркивается единство как основная характеристика совокупного субъекта. И здесь прослеживается та же тенденция: в категории личности акцент ставится на общественные отношения (центр тяжести как бы переносится вовне человека). В категории субъекта наблюдается обратное движение: от формирования активной позиции до непосредственного воздействия на действительность. [2]
Принципиальные
различия категорий личности
и субъекта наблюдаются и в
моделях их развития: при описании
личностного развития
При сравнении
понятий индивидуальности и
В контексте
развития категория
Для обеих категорий
свойственно понимание их как
уровней развития человека, как
высшего этапа утверждения его
творческой природы (ведь
Заключение
Человека можно
рассматривать как минимум с
трех позиций: как субъекта, индивидуальность
и как личность. Каждое из этих
понятий раскрывает
Личность – это
человек, взятый в системе таких
его психологических
В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.
Понятие личности выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся.
Если принять во
внимание, что личность всегда выступает
как субъект своих
Субъект - это
человек в совокупности таких
психических характеристик,
Индивидуальность -
это совокупность физиологических
и психических особенностей конкретного
человека, характеризующих его
Личность - конкретный
человек, представитель определенного
общественного класса, коллектива,
осознающий свое отношение к окружающей
действительности, занимающийся общественно
полезной деятельностью, наделенный индивидуальными,
только ему присущими психическими
чертами и свойствами. Личность есть
такая целеустремленная, самоорганизующаяся
частица общества, главнейшей функцией
которой является осуществление
индивидуального способа
Слово «личность»,
как и многие психологические
понятия, широко используется
в повседневном общении.
Хотелось бы в
очередной раз подчеркнуть
Личность постепенно
выступает как совокупность
Список использованных источников и литературы:
1. Большунова Н.Я. Субъектность и условия ее развития // Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении. Материалы вторых Филологических чтений. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – С. 19-23.
2. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта.- М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 9-33.
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта.- СПб.: Алетейя, 2003. –С. 30-34.
4.
Гальперин П.Я. Введение в
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с. – С.244-287.
6.
Грановская Р.М. Элементы
7.
Дружинин В.Н. Психология
8.
Егорова М.С. Психология
9.
Коваль Н.А., Родионова Е.В. Методика
исследования индивидуального
10.
Колесников В.Н. Лекции по
11. Лысенко Е.Е., Коваленок Т.П. Общая психология. Учебно-практическое пособие. – М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2001. – 100 с. – С. 57-60, 76-94.
12. Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с. – С. 178-210.
13. Немов Р.С. Психология. Кн.1 Основы общей психологии. – М., 2006.- С. 389-397.
14. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 448 с. – С.312-334.
15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000. – С. 328 – 331.
16. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000. – С. 153-156.
17. Психология /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 447-454.
18. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2002. – С. 310 – 318.
19. Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003. – С.180-221.
20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., Психология и педагогика.- СПб.: Питер, 2002. – С. 231-234.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 190-199.
22.
Сергиенко Е.А. Природа
23. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2003. – С. 340-359.
24.
Смысловое поле категории «
25.
Смысловое поле категории «
26.
Столяренко Л.Д. Основы
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. – 2000. – С. 26-29.