Гуманистическое направление в истории психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:22, реферат

Краткое описание

Гуманистическая психология как направление научной психологии, сформировала собственную концепцию личности и ее развития, выступив как альтернативное учениям психологическим школам середины XX века, а прежде всего бихевиоризму и психоанализу. США были центром этого направления и во главе него стояли такие лидеры как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мэй и другие.

Файлы: 1 файл

Реферат по истор.docx

— 159.20 Кб (Скачать)

С 1960-х годов учение Франкла, названное им «логотерапией» («логос» в данном случае - «смысл»), получает всемирную известность. Его книги, переведенные на десятки языков, издавались многомиллионными тиражами, а публичные лекции иногда собирали тысячи слушателей. Неугасимый внутренний свет, кристальная четкость и чеканность его мыслей, и их словесного выражения сочетались в нем с удивительной внимательностью к окружающим его людям. В.Франкл умер в возрасте 92 лет в Вене, где и похоронен.

Согласно  взглядам В. Франкла, центральным мотивом человеческого существования является стремление к смыслу. «В явном или неявном виде - этот вопрос присущ самой природе человека». Таким образом, сомнения в смысле жизни, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии, эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, это признак самого человечного в человеке. Проблема смысла жизни может буквально завладеть человеком. И ему, в отличие от животных, дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить неоднозначность бытия.

Смысл рождается в результате открытия, а не достигается путем прямого  поиска. Те, кто привык потакать своим  слабостям, могут почувствовать  свою никчемность и ненормальность, испытывая экзистенциальный вакуум, то есть ощущение, что жизнь потеряна. Позже может развиться расстройство, которое В. Франкл назвал ноогеническим неврозом, которое проявляется в ощущении бесполезности существования. Логотерапия собственно и была направлена на излечение этой болезни. Психотерапевт помогает своему клиенту открыть смысл. При этом всячески подчеркивается, что логотерапия пытается бороться с теми душевными расстройствами, которые не относятся к разряду болезней в клиническом смысле, поскольку основное предназначение «психотерапии в духовном смысле» - справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью.

Согласно  В. Франклу, смысл жизни постоянно меняется, он постоянно находится в динамике, но он никогда не исчезает. «Человеческое существование никогда не бывает бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца - до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до самого последнего момента своего существования». В противовес научным взглядам психологов - гуманистов А. Маслоу и К. Роджерса, В. Франкл утверждает, что смысл выходит за рамки самоактуализации и существует на трех уровнях:

1) наивысший смысл (на уровне мироздания);

2) смысл момента;

3) общепринятый каждодневный смысл.

Мы можем  обнаружить смысл жизни тремя  способами:

    • - путем совершения поступка;
  • - путем переживания ценности (например, восторгаясь творениями культуры);
  • - путем страдания (занимаясь поиском адекватного отношения к неизбежному);

Когда человек теряет смысл жизни, тогда он перестает ценить ее. И если у человека есть основания для жизни, то он вынесет почти любые ее условия. Огромную психотерапевтическую силу имеет убежденность человека в том, что ему есть ради чего жить. «Особенно ярко это проявляется в том случае, когда человеку эта задача кажется, будто специально предназначенной для него лично, когда она представляет собой нечто вроде миссии. Такая задача помогает человеку ощутить свою незаменимость, жизнь приобретает смысл уже потому, что она незаменима».

   В. Франкл считал, что чем больше он видит жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более полной смысла кажется она ему. Каждый человек имеет свою цель в жизни, которую он в состоянии достичь. Более того, по его мнению, жизненной задачи, «вообще», не существует, «сам вопрос о задаче «вообще» или о смысле жизни «вообще» - бессмыслен... Мы всегда должны учитывать конкретную ситуацию и конкретного человека».

  Таким образом, очевидна индивидуальность, уникальность и неповторимость  жизненных смыслов. А это значит  принятие ответственности за  свою жизнь каждым человеком.  Только приняв на себя ответственность  можно прожить содержательную  полноценную жизнь.

Ключи к пониманию  концепции В. Франкла:

1. Человек  многомерен.

    • «Человек - это больше, чем психика; человек - это дух». Помимо нашей биологической природы, воплощенной в нашем теле, и душевной организации, воплощенной в нашей психике, у человека есть еще одно измерение существования - духовное, или смысловое. Этим человек отличается от других существ. Именно на этом уровне, открываясь миру смыслов, мы, оказывается, способны преодолеть те ограничения и жесткие причинно-следственные связи, которые обнаруживаются на более низких уровнях.

 

  1. Человек стремится к смыслу.
    • «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне, на что-то или на кого-то - на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью». Мы не конструируем смыслы в своей голове, мы находим их в мире. Нахождение смысла - это «восприятие возможности на фоне действительности».

3. Человек  свободен.

    • «Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью». Свобода не абсолютна, она не отменяет детерминированность, но добавляет новое измерение, позволяя по-разному относиться к тому, чего нельзя избежать. В частности, Франкл говорит о том, что человек свободен в отношении своих влечений, наследственности, а также влияний социальной и бытовой среды.

4. Человек  ответственен.

    • «Нельзя признать человека свободным, не признавая его одновременно ответственным». В первую очередь мы отвечаем за нахождение и реализацию своего уникального смысла и ценностей. Совесть - наш «орган смысла», именно перед нею мы и несем ответственность за свои поступки. Но религиозный человек идет на шаг дальше; для него совесть - непосредственный способ общения с Богом, перед которым, в конце концов, ему и предстоит держать ответ за прожитую жизнь.

5. Смысл всегда  может быть найден.

    • В. Франкл считал, что смысл доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений. Хотя смысл у каждого человека и в каждой ситуации уникален, существуют обобщенные ценности - своего рода типичные варианты смысла. Он выделяет три вида смысла жизни: ценности творчества (созидание, внесение чего-то в мир), ценности переживания (получение из мира чего-то, например любви или эстетических впечатлений), ценности отношения (изменение отношения к тому, что мы не можем изменить). Эти три пути поиска позволяют обрести смысл даже в самой безнадежной ситуации, например в концлагере, - жизненный опыт и клиническая практика Франкла дали множество подтверждений этому. Об этом можно прочитать без прикрас в его знаменитой книге: «Сказать жизни «Да».

 

 

 

 

 5. Общие принципы гуманистической психологии.

Каждая из выше изученных теорий использует свой собственный понятийный аппарат  и создает оригинальные представления  о внутреннем мире человека и его  развитии в процессе жизни, проверяет  и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Несмотря на различия, существующие между теориями психологов - гуманистов, с позиции общеметодологических принципов можно выделить общие принципы, вытекающие в общее направление гуманистической психологии:

  • - Принцип развития. Человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное и поступательное развитие.
  • - Принцип целостности. Рассмотрение личности как сложную открытую систему, направленную на реализацию своих потенциалов.
  • - Принцип гуманности. Человек по своей природе является добрым и свободным, и агрессивным и отчужденным его делают только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности.
  • - Принцип целевого детерминизма. Изучение особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, то есть с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
  • - Принцип активности. Субъект как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек, например, психотерапевт, может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт не учит и не наставляет, а изменяет установки клиента, но при этом помогает взять ответственность на себя.
  • - Принцип не экспериментального исследования личности. Он основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система, каковой является личность, чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
  • - Принцип репрезентативности. Он означает, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Гуманистическая психология противопоставила себя как  некую «третью силу». Вступила в спор с такими традиционным течениям как бихевиоризм и фрейдизм, которые делали основной упор на зависимость личности от её прошлого. Тогда как главное в ней, согласно «гуманистической психологии», устремлённость к будущему, к своеобразной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс).

Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к  среде, не комформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии. К. Роджерс назвал эту форму «терапией, центрированной на клиенте», что означало отношение к индивиду, обратившемуся за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как «клиента», который сам берёт на себя ответственность за решение его жизненных проблем. А психотерапевт выполняет функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достичь целостности собственной личности, понять смысл её существования («экзистенции»). Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически -человеческое в личности, гуманистическая психология неадекватно и односторонне представляет её, поскольку не признаёт обусловленность её социально-историческими факторами.

 

 

 

Заключение.

Из всего  вышеизложенного материала вытекают следующие выводы. Гуманистическая  психология - направление в современной  психологии (преимущественно американской), признающее своим главным предметом  личность как уникальную целостную  систему, которая представляет собой  не нечто заранее данное, а «открытую  возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Основные  положения «гуманистической психологии»: человек должен изучаться в его  целостности; каждый человек уникален, каждый человек открыт миру, переживания  человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью.

Рассмотрение  человеческой жизни должно проходить  как единый процесс становления  и бытия человека, человек от природы  наделён потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые  являются частью его природы. Человек  обладает определённой степенью свободы  от внешней детерминации благодаря  смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своём выборе, человек - это активное и творческое существо.

Гуманистическое направление в теории личности ставит в центр своей методологии  личность, которая является центром  в принятии решения, и которое контролирует свое будущее. Её основное направления декларирует, что предназначение человека - это жить и действовать, определяя свою судьбу, а контроль и принятие решений находятся внутри самого человека, а не в его окружении. К. Роджерс, один из основателей гуманистического направления в психологии подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения, наличия у него изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации и самовыражения.

Основная  потребность человека, согласно гуманистическим  теориям личности К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла, и др. - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на некоторые расхождения в их взглядах.

 

 

Литература.

1. Гуманистическая психология. // Психологический словарь/сост. Л.А.  Карпенко. М. 1990.

2. Маслоу А. По направлению к психологии бытия // М.: Эксмо, 2002.

3. Маслоу А. Маслоу о менеджменте: Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория. // СПб.: Питер, 2003.

4. Маслоу А. Мотивация и личность // СПб.: Питер, 2003.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.

7. Олпорт Гордон. Становление личности // М.: Смысл, 2002

8. Орлов А.Б., К. Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2.

9. Психология и психоанализ  характера / ред.-сост. Д.Я. Райгородский., Самара, 1998.

10. Роджерс как основатель групп, встреч // Рудестам Н. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1982.

11. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2.

12. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Ваклер, 1997.

13. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

14. Сартр Ж.П. Экзистенциализм  - это гуманизм. // Сумерки богов. / под общ. ред. А.А. Яковлева М., 1990.

15. Сумерки богов / под  ред. А.А. Яковлева, М., 1990.

16. Теории личности в  западноевропейской и американской психологии / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1996.

17. Фромм Э. Авторитарная личность. Теории личности в западноевропейской и американской психологии., Самара, 1996.

18. Фромм Э. Психоанализ и религия. Сумерки богов/ под ред. А.А. Яковлева, М., 1990.

19. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

21. Франкл В. Сказать жизни «ДА». М.: Смысл, 2004.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Смысл, 2006.

 

23. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

24. Ждан А. Н. « История психологии» 1990г.

25. Марцинковская Т.Д.  «История  психологии»2004г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Гуманистическое направление в истории психологии