Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:22, реферат
Гуманистическая психология как направление научной психологии, сформировала собственную концепцию личности и ее развития, выступив как альтернативное учениям психологическим школам середины XX века, а прежде всего бихевиоризму и психоанализу. США были центром этого направления и во главе него стояли такие лидеры как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мэй и другие.
Таким образом, специфика предмета гуманистической психологии основана:
4. Основные теории
4.1 Теория Эриха Фромма - экзистенциальные потребности человека и свободы.
Экзистенциальная философия стала основой гуманистической теории Эриха Фромма. Он один из первых психологов, который старался расширить горизонты психоанализа. Он считал, что неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, изоляция и отчужденность. При этом, время, он утверждал, что для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности в силу того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. И во многом свобода и автономия выбора людей современного общества были достигнуты за счет потери чувства абсолютной безопасности и появления ощущения личной не значимости. По мнению Э. Фромма перед людьми в современном обществе стоит дилемма: свобода от социальных, религиозных и прочих ограничений потребовала от человека компенсации в виде безопасности и чувства принадлежности к социуму. Он говорил, что эта пропасть между свободой и безопасностью явилась причиной серьезных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но это вызывает чувство отчуждения от природы и общества в целом. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо быть связанными с другими людьми, чувствовать себя частью общества.
Э. Фромм считал, что человек преодолевает чувство одиночества, сопутствующее свободе несколькими путями (совершая бегство от свободы).
В результате, человек перестаёт быть человеком в полном смысле этого слова, так как перестаёт стремиться к свободе выбора, теряет индивидуальность и свой неповторимый образ жизни, ведь эти пути позволяют преодолеть одиночество лишь до некоторой степени.
Этому бегству Э. Фромм противопоставляет свободу позитивную, которая позволяет остаться уникальным и индивидуальным, одновременно ощущая целостность с обществом. Через любовь и труд лежат пути к позитивной свободе.
Таким образом, данный
Он обусловлен особым видом потребностей - экзистенциальными, которые не сводимыми ни к биологическим, ни к социальным. «Но услышат ли наши дети голос, который скажет им, куда идти и зачем жить? Каким-то образом они чувствуют, как и все человеческие существа, что жизнь должна иметь смысл, - но в чем он заключается? Ведь не в противоречиях же он, не в двуличии и циничной покорности, встречающихся на каждом шагу? Они тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности; но можем ли мы ответить на их вопросы?»
Э. Фромм выдвигает описание пяти основных экзистенциальных потребностей и отвечает на эти вопросы:
Если эти потребности сильно фрустрируют, то человек может заболеть, подрывая своё душевное (психическое) здоровье.
Э. Фромм показал: человек хочет быть свободным среди свободных, индивидуальной частью целого и в этом ценность гуманистической теории.
«Люди похожи, ибо всем нам
досталась одна человеческая
ситуация с ее
Если человек не принимает на себя ответственности за удовлетворение своих экзистенциальных потребностей, то он страдает как отдельная личность, а при этом и общество, в котором он существует.
Выделим пять ключей к пониманию концепции Э. Фромма:
1. Расколотая природа. Человек рождается, когда животное выходит за рамки природы и перестает управляться одними наследственными механизмами. Возникают самосознание, разум и воображение, они разрушают гармонию с природой и побуждают человека искать свой путь. Но он не может полностью порвать с природными корнями и всю жизнь испытывает эту двойственность, раскол внутри собственной природы.
2. Жизнь как процесс рождения. Рождение в общепринятом смысле - лишь начало рождения как такового. Ребенок отнюдь не самостоятелен, его отношения с матерью - это «психологический симбиоз». Все дальнейшее развитие - это постепенное, шаг за шагом, преодоление симбиотических связей и рождение индивидуальной личности. Впрочем, получается это далеко не у всех.
3. Общество как замена биологических связей. Общество порождается стремлением человека отказаться от своих эволюционных достижений - сознания, разума и свободы - и вернуться к беспроблемному дочеловеческому состоянию единства с природой. Это невозможно, однако заменой ему служат формы социальной организации, сливаясь в которые мы можем обходиться без свободы, ответственности и разума, подчиняясь установленным правилам. Социальные структуры формируют не только единые для членов данного общества формы сознания, но и формы бессознательного и структуры личности.
4. Любовь деятельная. Наиболее, пожалуй, популярная книга Фромма - «Искусство любить». В первых русских изданиях название переводили как «Искусство любви», но это грубая ошибка. Любовь для Фромма - не пассивное эмоциональное состояние, но активная способность, искусство, в котором можно и нужно совершенствоваться, глагол, а не существительное.
5. Иметь или быть. Так называется последняя завершенная и изданная прижизненно книга Фромма. Обладание и бытие - это два основных способа существования человека. Крах ожиданий, которыми встречали XX век, связан с победой обладания над бытием, с доминированием всеобщего стремления сделать весь мир и самого себя объектом владения, собственностью, если не буквально, то символически. Путь к выздоровлению общества идет через восстановление ценности бытия.
4.2 Теория личностных черт Г. Олпорта.
Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) зачастую относят к диспозициональному направлению, согласно которому люди обладают широким набором предрасположенностей на различные ситуации реагировать типичным образом, и то, что каждый единичный человек уникален и непохожий по своему психическому складу на других людей.
Г. Олпорт в своей персонологической концепции рассматривает человека как сложную «открытую» систему. В её иерархической организации он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.
Мотивационно - потребностная сфера занимает особое место в этой сложно организованной системе. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.
К
низшему уровню мотивационной
системы, мотивам нужды,
Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее. Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека.
«Для того
чтобы понять личность, всегда необходимо
обращаться к тому, чем она может
оказаться в будущем, ибо каждое
состояние личности ориентировано
в направлении будущих
По Олпорту, развитие личности - это динамика мотивационной системы. Чтобы объяснить особенности формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, а не функциональную природу. Функционального тождества между ними нет.
Такой
принцип функциональной
Таким образом, Олпорт противопоставляет свой взгляд на мотивационную структуру личности бихевиористической точке зрения, согласно которой новые мотивы (драйвы) возникают в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения поведенческой психологии высшие, духовные потребности человека являются дериватами его органических состояний. Вторичные побуждения, по словам необихевиористов Н. Миллера и Д. Долларда «служат фасадом, за которым скрыты функции лежащих в их основе врожденных побуждений».
Образование новых мотивов - это
превращение средств
Развитие
мотивационной сферы в
В качестве единиц анализа личности Олпорт рассматривает черты. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.
Кардинальные черты, это те
черты, которые преобладают в
поведении человека
По мнению Олпорта, главная цель психологии личности это исследование неповторимости каждого человека. И утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. «Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы».
Неповторимость каждого
индивида выражается посредством введение
им понятия «личностной
Олпорт характеризует свою теорию как «конкретно приложимую к бесконечно разнообразным формам личностного существования и в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки».
Выделяя общие принципы развития личности мы неизбежно пользуемся номотетическим методом анализа научных данных, например, принцип функциональной автономии мотивов, общие качества личности - черты, установки, Я. Но при качественном анализе личности мы сталкиваемся со своеобразной организацией ее свойств и качеств, уникальным стилем поведения, строением структуры Я. Исследование личности под таким ракурсом требует применения идеографического метода, использующего понятия «особенный», «единичный», «индивидуальный». Индивидуальным может быть не только особое сочетание неповторимых черт личности, но и путь, направление ее развития, при этом сам принцип перехода от стадии к стадии остается общим.
Информация о работе Гуманистическое направление в истории психологии