Гуманистическое направление в истории психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:22, реферат

Краткое описание

Гуманистическая психология как направление научной психологии, сформировала собственную концепцию личности и ее развития, выступив как альтернативное учениям психологическим школам середины XX века, а прежде всего бихевиоризму и психоанализу. США были центром этого направления и во главе него стояли такие лидеры как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мэй и другие.

Файлы: 1 файл

Реферат по истор.docx

— 159.20 Кб (Скачать)

Олпорт выделяет три стадии в развитии единства личности. Процесс развития личности он сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой.

  • - детская стадия;
  • - стадия относительной дифференциации;
  • - стадия интегрированного единства.

На первой (детской) стадии ребенок функционирует  как динамическое единство, почти  во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу «все или ничего». На второй стадии динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения  и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств  личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром  в виде структуры Я.

  «С развитием  дифференциации и интеграции,  постепенно развивается и важное  ядро самосознания». 

Самосознание  необходимо для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща «Я». «Я»-  является субъективным регулятором того единства, которым  может обладать личность».

 Критерием проявления единства личности Олпорт считал постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Для проверки данного предположения он провёл эксперимент. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

Проблема развития личности является центральной для всего  гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психологи - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

 

4.3  Теория Абрахама Маслоу – «самоактуализация», иерархия мотивов и творчество человека.

Один из самых  жизнерадостных мыслителей ХХ века Абрахам  Маслоу изменил мир к лучшему, поведав нам о тех мотивах, которые на самом деле руководят нашими поступками и устремлениями.

   1 апреля  ровно 100 лет назад родился  один из самых оптимистичных  психологов столетия - Абрахам Маслоу, или Абрам Маслов, как его иногда называют, желая напомнить, что его родители за пару лет до рождения сына переехали в Америку из-под Киева. Впрочем, сам он ощущал себя стопроцентным американцем. «Пирамиду Маслоу» знает сегодня любой менеджер среднего звена. Что самого Маслоу вряд ли порадовало бы: он довольно скоро отказался от своей первой попытки построить целостную модель человеческой мотивации, поскольку она не выдержала проверку фактами. И разработал другую, потом третью. Но их знают только профессионалы, и то далеко не все. А вот ранние опыты пошли «в народ».

       Маслоу как никто соответствовал шуточному определению гения: «это человек, который знает о своих выдающихся способностях, и, тем не менее, продолжает работать». Несмотря на всемирную славу, которую он снискал, едва отметив пятидесятилетие, он всю жизнь продолжал пересматривать и менять свои взгляды, внимательно и вдумчиво реагируя на критику. И фонтанировал все новыми и новыми идеями, закладывавшими основы психологии на будущее - порой очень неблизкое. Маслоу остро чувствовал свою миссию изменить мир к лучшему - по крайней мере, в том, что касается умонастроений современного человека и облика современной психологии.

Исследуя, прогрессивных, творческих и психически зрелых людей, образующих так называемую «растущую верхушку»  общества, Абрахам Маслоу построил свою теорию личности.

Живя в  Нью-Йорке, он встречался и учился у  таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер. Эта научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, была достаточно значительной и разнообразной.

    Его  научные устремления были многогранны.  А. Маслоу занимался вопросами женской сексуальности, поведения приматов с позиций бихевиоризма, антропологическими исследованиями индейцев, а также вел тренинговые группы.

      А. Маслоу критически относился к психологии того времени, изучавшей психику человека в основном на уровне патологии. Он предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения «анализа по единицам».

     Одно из центральных мест в  теории Маслоу занимает проблема мотивации. Он формулирует положение, отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, согласно которым, социальность  заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму.

       Маслоу рассматривал мотивацию как движущую силу развития личности в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. В его концепции понятие самоактуализации занимает ведущее место.

 

Потребность человека быть тем, кем он, может  быть, является врожденной и остается потенциальной до тех пор, пока для  ее актуализации не возникнут особые условия. Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви  и уважении. При неудовлетворении базальных желаний возникают  неврозы и психозы.

«Если все  потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические  потребности, то все другие могут  стать просто несуществующими или  быть перенесенными на задний план».

В более поздних  работах положение о последовательности удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, то он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать  себя, несмотря на неблагоприятные  условия. Основные составляющие психического здоровья личности это: стремление быть всем, чем человек может быть и  стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют  две стороны самоактуализации: положительная и отрицательная, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии.

      При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что, в такого рода контактах, цели личности и ее  собственная природа являются главными детерминантами.

   В  целом,  здоровую личность Маслоу описывает как автономную, склонную к принятию других. Спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству личность. Сравнивая здорового человека и больного, он писал, что само актуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.

  Кроме  личностных качеств он выделяет  когнитивные и перцептивные особенности  самоактуализирующейся личности - это четкое и ясное восприятие окружающей действительности, не шаблонность восприятия, редкое использование защитных механизмов, высокая прогностическая способность. Они адекватно оценивают себя и свои способности. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности.

    Также выделяются и особые социально-психологические и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся личности - проявление положительных эмоций в общении с другими людьми и демократичность.

Потребность в самоактуализации по Маслоу - потребность врожденная. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.

   Данные  теоретические выводы распространяются  и на понимание роли психотерапии. Психотерапевтическая деятельность, по мнению Маслоу,  имеет неограниченные возможности, но может быть полезна только с точки зрения коррекции, так как она не способна возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Огромное психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. Изменение общества в идеале виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людьми в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим.

«Я давно  отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род  путем индивидуальной психотерапии. Это задача не выполнима.    Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился  ради достижения своих утопических  целей к образованию, которое  должно быть распространено на весь человеческий род».

Концепция Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на менеджмент, психотерапию, воспитание и криминологию. Оно было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека.

В основе позиции А. Маслоу, лежит фундаментальный тезис - это изучение человека как уникально организованного целого. Кроме того, А. Маслоу, как и другие гуманистические психологи, полагал, что природа человека хороша или, как минимум нейтральна. Взгляд его на человека можно назвать оптимистичным. Разрушительные силы начинают говорить в человеке тогда, когда у него обнаруживаются фрустрированные, неудовлетворенные фундаментальные потребности, образующие иерархию:

1. физиологические потребности  (пища, вода, сон и т.п.);

2. потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3. потребность в любви  и принадлежности (семья, дружба);

4. потребность в уважении (самоуважение, признание);

5. потребность в самоактуализации (развитии способностей).

              В качестве одного из критериев  психологического здоровья А.  Маслоу, рассматривал действующий мотив самоактуализации своих испытуемых. Он утверждал, что жизнь самоактуализирующегося человека никогда не бывает лишена смысла, а заполнена либо реализацией найденного, либо поисками новых смыслов. «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».

         А.  Маслоу отдавал приоритет, творческой стороне натуры человека, и считал, что к творчеству способен каждый. И для этого не нужно создавать произведения искусства, писать музыку или рисовать картины. Можно проявлять себя как творческого человека в любом деле. Творчество - это путь к развитию метамотивации, высоких жизненных ценностей, и просто - данность. Способность проявлять себя как творческое существо - это один из признаков человека вообще, отличающих его от прочих живых организмов.

Ключи к пониманию концепции  А. Маслоу

1. Структура  базовых потребностей.

В первом варианте своей теории мотивации Маслоу разделил базовые потребности на пять групп: физиологические, потребности в безопасности, в контактах и любви, в уважении и самоуважении и в самоактуализации. Они образуют иерархию: низшие потребности более насущные, и, пока они не закрыты, все силы направляются на их удовлетворение; далее очередь доходит до следующих уровней. Однако, вскоре идея последовательного порядка удовлетворения потребностей была опровергнута, и Маслоу отказался от нее.

2. Самоактуализация.

Маслоу обнаружил среди нас особый тип людей (их не более 1%), наиболее полно воплощающих высшие человеческие характеристики. Он назвал их самоактуализирующимися личностями, позаимствовав у немецкого психолога Курта Гольдштейна понятие самоактуализации - мотивации к развитию всех заложенных в организм возможностей. Число подобных людей невелико, потому что у большинства не удовлетворены потребности более низких уровней и до самоактуализации дело не доходит. Однако в новой версии своей теории Маслоу признал, что самоактуализация доступна всем - даже тем, кто порой лишен необходимого.

3. Пиковые  переживания.

В жизни каждого  человека случаются острейшие ощущения счастья и экстаза, способные  изменить всю нашу жизнь. В моменты  этих пиковых переживаний картина  мира преобразуется так, что обычный  человек на какое-то время становится самоактуализирующимся. Подобные мгновения бывают у всех, однако одни их принимают, а другие пугаются и пытаются от них защититься.

4. Психология  бытия.

В результате самоактуализации зрелая личность выходит на принципиально иной уровень бытия, на котором все, и прежде всего сам человек, меняется настолько, что для него надо создавать новую психологию. Там действуют совсем другие движущие силы -- не потребности, а бытийные ценности. Вопрос «Быть или не быть?» приобретает на этом уровне новый смысл.

5. Просвещённый  менеджемент.

Люди будут  работать лучше, если создать условия  для актуализации и расширения их возможностей. Маслоу опроверг представление, согласно которому человек ленив и своекорыстен и его необходимо кнутом и пряником заставлять делать то, что нужно работодателю. Корпоративная практика со временем доказала, что такой подход в основе своей гораздо эффективнее традиционного.

4.4  Теория и понятие конгруэнтности  Карла Роджерса.

В результате своих клинических наблюдений К. Роджерс пришел к заключению, что человек - это не поле битвы бессознательных сил и что природа человека заслуживает глубокого доверия. И если человек захочет, то очень многое в нём будет открыто его сознанию или открыто уже сейчас. Работая долгие годы с пациентами с эмоциональными нарушениями, К. Роджерс все более и более укреплялся в своей вере в человека, в его силы, способности, конструктивную направленность любой личности.

Информация о работе Гуманистическое направление в истории психологии